Социум

Госуслуги в цифре:  качественнее, доступнее!

Вспоминала недавно, как оформляла декретные: четыре года назад это было уже в ЦОНе. Но пришлось изрядно побегать с документами, особенно, когда дочка уже родилась – собирали бумаги на пособие! А сейчас дотация на ребенка «упадет» на карту как только ты о его рождении просто сообщишь SMS-кой в ЦОН! 

Как далеко шагнула «нога» цифровизации? Чем можно сегодня удивить народ в плане получения госуслуг в цифре? Об этом в новый праздник – День работников цифровизации и информационных технологий – «ПК» поговорила с директором Атырауского филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (ЦОН) Мусой ХАЙРУЛЛИЕВЫМ.

screenshot 1 6

Поздравляем с ребёнком!

Муса Карашаевич, недавно моей знакомой, родившей малыша, пришло SMS от 1414: «Ожидаем имя ребенка, нужно получить свидетельство о рождении». Другой приятельнице, тоже ставшей мамой, сообщили: «Поздравляем с рождением вашего сына, пожалуйста, отправьте ответным SMS имя, которое вы выбрали для ребенка». Это новая услуга ЦОН?

– Да, услуга, о которой рассказывает ваша подруга, называется «композитная услуга «Рождение ребенка» (изготавливается свидетельство о рождении, и на социальный счет мамы будет зачислено пособие, также поставят в очередь в детсад). Она была запущена АО «Национальные информационные технологии» в 2018 году, и с того времени при рождении ребенка молодым родителям приходят поздравительные сообщения от 1414 с пошаговым запросом информации, необходимой для оказания услуг. Чтобы воспользоваться «Рождением ребенка», надо быть зарегистрированным в базе мобильных граждан: без регистрации SMS  не придет. Услуга – бесплатная, нужно лишь иметь баланс на номере телефона. Сведения, необходимые для оказания такого сервиса, подтягиваются из информационных систем различных государственных органов, а недостающие запросят у родителя ребенка через SMS-запросы. И вот по итогам оказания услуги граждане получают SMS-уведомления о готовности свидетельства о рождении ребенка (на бумажном носителе) или мотивированный ответ об отказе с указанием причины отказа.

Вообще, мы  радуемся, когда после наших, так сказать по-чиновничьи, проделанных работ, люди в восторге от  преобразований. Общество действительно признало, что цифровизация – это ключ к успеху и экономии. Экономии времени, денег, нервов, если хотите!

– Как-то в своем интервью республиканским СМИ министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин сказал, что мы идем в другой этап цифровизации – перестройку под жизненные ситуации. Когда человеку что-то стало необходимо, мы ему тут же должны предложить сервис, и он не должен сам искать, ходить в ЦОН и так далее. Так сегодня можно сказать про наши центры?

– Адаптацией госуслуг под жизненные ситуации занимается АО «Национальные информационные технологии». Для удобства граждан, уменьшения бумажной волокиты и походов в ЦОН они проводят работу совместно с госорганами по выведению услуг в онлайн-формат. Вообще, жители Атырауской области довольно хорошо пользуются порталом egov.kz и eGov Mobile, приходят в наши отделы, чтобы получить готовые документы, а некоторые заказывают их домой, что тоже очень удобно.

Ближе к смартфонам

На сегодня цифровизация охватила 90 процентов всех госуслуг. И все же есть некоторые услуги, для которых по-прежнему необходимо приходить к нам и сдавать документы. Например, для того, чтобы сделать госакты на землю, документы на определение границ участков… Но совсем скоро и эти моменты останутся в прошлом.

Сегодня госкорпорация является мостом между людьми и госорганами. И на этом мосту мы смогли наладить взаимодействие.

Знаете, когда всем в пандемию сказали сидеть дома, люди стали ближе к своим смартфонам, компьютерам. И жители нашего региона  быстро поняли суть электронного портала eGov. Началось глобальное пользование им, от чего временами базы госорганов просто не выдерживали нагрузки, возникали неполадки.

Пандемия сыграла на руку, она обнажила многие проблемы и даже сделала нас крепче: мы научились быстро реагировать на  экстремальные моменты работы. Пандемия «била» в основном по местам массового скопления людей, коими как раз являются ЦОНы. Но мы обслуживали человека за считанные минуты, не подвергая его опасным последствиям вируса.

По-прежнему так и делаем сегодня.

Молодые жители Атырау отлично справляются с различными интернет-ресурсами, получают услуги как в eGov, так и в ЦОНе. И даже предлагают свою помощь «чайникам» – тем, кто не может пользоваться электронными источниками и ресурсами. Это нормально? Или государство должно учить таких граждан?

– В принципе, освещением инструкций по пользованию eGov опять же занимаются «Национальные информационные технологии». Госкорпорация в свою очередь обучает клиентов в ЦОНах пользованию порталом электронного правительства и получению государственных услуг. Кроме того, единый контакт-центр 1414 предоставляет гражданам консультации в случае возникновения вопросов по пользованию eGov.

Тем временем вот уже на протяжении нескольких лет Атырауский областной филиал «Правительство для граждан» проводит различные ярмарки, круглые столы, мастер-классы – помочь людям освоить азы портала. И радует, что многие  научились пользоваться! Но, на мой взгляд, брать деньги за учебу по пользованию порталом – неправильно.

Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своих выступлениях часто говорит о темах цифровой трансформации, цифровизации, являющихся базовым элементом всех реформ. Какие новые приятные сюрпризы вы смогли предложить к своему профессиональному празднику, который впервые отметили вчера?

– Деятельность Государственной корпорации – это оказание госуслуг в соответствии с законодательством республики, организация работы по приему заявлений и выдаче их результатов услугополучателю по принципу одного окна, а также обеспечение оказания государственных услуг в электронной форме. Мы также стремимся к модернизации центров обслуживания населения, повышению качества получения госуслуг, автоматизации процессов, получению услуг в онлайн-формате.

Что касается вообще Дня цифровизации. Все, у кого есть смартфон, можно сказать, имеют отношение ко всему цифровому, так что это – общий праздник. Обо всех новых услугах, уверяю, пользователи узнают первыми. Вы заметили, пока мы разговаривали, нам на телефоны пришло сообщение: теперь и паспорт оцифровали. Так что то ли еще будет!

– Спасибо за беседу. И с праздником!

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button