«ДРУЖНЫЕ» – очень детям НУЖНЫЕ!
Не так давно в Атырауской городской детской библиотеке заметила подшивку любимой в детстве газеты, но она была такая… не тронутая что ли. «Мы и так устраиваем всевозможные мероприятия здесь, лишь бы привлечь внимание к чтению. Но особого читательского рвения нет», – сказали библиотекари, заметив мой взгляд. Тем временем «Дружные ребята» и читателям рады, и авторам! Однако дети из нашей области очень редко пишут в газету. Почему? Об этом, а также о чтении вообще, о новых возможностях газеты, о детях «ПК» поговорила накануне 90-летия «Дружных ребят» с создателем многих интересных рубрик газеты, одним из креативных журналистов, писателем Ольгой ГУМИРОВОЙ.
– Четвёртого февраля газете «Дружные ребята» исполнилось 90 лет! Сегодняшние казахстанцы в возрасте 40+ помнят каждый номер, который почтальон приносил домой, или когда с новым выпуском знакомил учитель в школе. Ольга, как удается до сих пор выпускать газету для детей? Сейчас ведь трудно заставить даже параграф в учебнике почитать, не то, что газету, книгу…
– Мы изучали эту проблему, нам помогают библиотекари – как детских библиотек, так и школьных. Вывод однозначен: дети читают в той семье, где есть читающие родители. Если мамы с папами сидят около телевизоров или в гаджетах и ничего, кроме сообщений в мессенджерах не просматривают, то и дети вырастают точно такими же. Секрет известен всем, но, к сожалению, мало кто из родителей, да и в школах, пытается изменить ситуацию. Это касается, кстати, и некоторых библиотек. Там, где с детьми работают профессионалы, например, как в областной детско-юношеской библиотеке Усть-Каменогорска, ребята читают и используют газету в качестве учебного материала. В том числе и при подготовке всевозможных рефератов. Я сама видела такие папки, которые по темам собирают библиотекари – это подборки публикаций. Вот пример вам – как в библиотеке научить детей читать газету.
Еще одна проблема: к сожалению, у «Дружных ребят» нет командировок, мы очень редко куда-то выезжаем. В Атырау – так и вообще сто лет, как не были! Возможно, и это связано с тем, что дети на так часто листают газету. Прежде всего, в «Дружных ребятах» школьники, учителя, родители ищут информацию о себе. Но в других регионах такой проблемы не существует. Да, у нас нет спецкоров, мы, как говорила уже, не ездим в командировки. Зато есть авторы – как дети, так и взрослые – учителя, библиотекари. К примеру, из Павлодара, Кокшетау, Караганды, Усть-Каменогорска, Петропавловска часто присылают заметки. Написать нам можно без проблем.
Мальчишкам и девчонкам, а также их учителям
– Теперь, наверное, прочитав это интервью, атырауские дети будут вам активно отправлять свои творения! Тем временем у «Дружных ребят» столько рубрик! Одна из особенно актуальных на сегодня – по финансовой грамотности. А как у вас родилась идея создания такой рубрики?
– Это было требование времени. В 2012 году проблемой финансовой грамотности населения озаботился Нацбанк Казахстана, запустив программу изучения финграмотности для детей. Мы узнали о проводимом тендере, подали заявку и предложили свой вариант подачи материалов. Заявку одобрили, и вот до сих пор работаем над этим проектом. Сначала с Нацбанком, а теперь с агентством Республики Казахстан по финансовому регулированию. На основе материалов, опубликованных в газете «Дружные ребята», вышла книга «Волшебное приключение монетки».
А вообще, эта тема очень непростая, о чем мы не раз говорили: параллельно с преподаванием или продвижением финграмотности среди детей надо бы запустить и специальную программу для учителей. Ведь среди них немало тех, кто элементарно не может объяснить детям самые простые финансовые понятия! Сейчас стало получше: возможно, определенную роль в этом сыграла наша газета, но проблема остается достаточно острой. На страницах выпуска «Приложения по финграмотности» мы играем с детьми, даем им задания, прописываем сказочные ситуации, которые приближены к жизненным. К сожалению, в последних выпусках конкурсы не проводились. Но раньше в них принимали участие сто и более ребят, они выигрывали серьезные призы – Нацбанк дарил ноутбуки!
– Два произведения из вашей книги «Волшебный город мастеров» теперь будут проходить младшеклашки на уроках самопознания! История о том, как мышка учила ребят шить корпешки, – и познавательная (говорится о традициях казахского народа), и увлекательная, и добрая! А ведь, помню, одно время родители жаловались – мол, что за невнятные, неинтересные стихотворения даются в самопознании… Как сделать так, чтоб и дети читали с удовольствием, и родителям нравилось?
– Газета «Дружные ребята» выходит очень много лет, и у нас сложилось определенное представление о том, какой нужен материал, о чем мы должны в нем писать, что рассказывать детям, и как должна быть подана эта информация. Время от времени из вышестоящих органов в газету приходят предложения – мол, вы должны писать о детской проституции, наркомании, бандитских разборках. Мы обсуждали это с нашей фокус-группой, причем, в разных городах, и получили ответ как от мам и пап, так и от детей: позитивные материалы давать нужно и важно. У ребятни должен быть пример – на кого равняться. Психологи говорят, что в последнее время очень много негативной информации, и юных казахстанцев это очень травмирует. Поэтому светлое, радостное – оно мотивирует ребят действовать и поступать точно так же. А о плохом и так уже сообщают взрослые газеты.
Письма в редакцию, к сожалению, приходит все реже, но это – проблема не только «Дружных ребят», а и всех газет. Люди стали меньше писать, потому что меньше читают, и то же самое можно сказать о детях.
И все же у нас авторы практически во всех регионах Казахстана, благодаря им собираем газету. Вот Атырау – почти белое пятно для «Дружных ребят», хотя и оттуда порой кое-что пишут. Из Павлодара целыми командами отправляют чуть ли не еженедельно заметки. Пишут очень много алматинцев. В последнее время в большом количестве стали приходить материалы из Тараза. В целом, интерес к газете есть у тех ребят, которые свое будущее планируют связать с журналистикой. И это наглядно демонстрирует конкурс «Хочешь быть журналистом?», который проводим с факультетом журналистики КазНУ имени аль Фараби. Поступает до нескольких сотен работ, и не просто сочинения, а целые произведения. Можете себе представить, насколько эта профессия популярна: значительная часть ребят уже качестве юнкоров присылает свои заметки в газету! Конечно, в этом им помогают классные руководители, библиотекари – роль взрослых в том, что дети начинают писать в газету, велика.
– А какой, на ваш взгляд, сегодня юный казахстанец – от 6 и, скажем, до 14 лет?
– Мне везет: я часто встречаюсь с умными, талантливыми и творческими детьми, умеющими мечтать. Причем, они не просто мечтают, сидя на диване, но и многое делают для того, чтобы их мечты стали явью! С такими ребятами есть о чем поговорить и даже есть, чему научиться. Да, взрослые люди могут и должны учиться у детей!
– Поздравляем газету «Дружные ребята» с юбилеем и очень надеемся, что атырауских авторов и преданных читателей станет больше!
Надежда ШИЛЬМАН