УРАЛ ЖДЕТ ПОМОЩИ

120410 10 Актуально

На Урале началась весенняя путина. В этом году она продлится до 25 апреля.

Сейчас профессиональные рыбаки только готовятся к ловле рыбы, но вот браконьеры уже приступили к незаконному лову.

Миграционные пути рыбы проходят мимо рыболовецких поселков Балыкши, Дамба, и именно там, в основном, приходится сталкиваться с браконьерством.

Рыба идет на нерест, и теперь перед уполномоченными органами стоит задача обеспечить ее безопасность. Разработан план совместной работы в путину с природоохранной прокуратурой, с водной полицией и ДКНБ по Атырауской области. И в эти выходные прошел первый рейд, организованный Атырауской природоохранной прокуратурой. В нем приняли участие также сотрудники водной полиции, рыбоохраны и инспекции транспортного контроля.

Пусть и с большим опозданием, но Урал очистился ото льда и на реке начинается весенняя путина 2012 года, которая в этом году продлится до 25 апреля. Но если профессиональные рыбаки только собираются начать лов, обустраивая тоневые участки, к которым из-за снега и льда невозможно было подобраться, то браконьеры свою незаконную путину уже открыли. В этом мы убедились, побывав в рейде, проведенном Атырауской природоохранной прокуратурой.

В рейде приняли участие также сотрудники водной полиции, рыбоохраны  и инспекции транспортного контроля.

В том, что браконьеры времени не теряют, мы убедились буквально через несколько сот метров, проследовав на катерах от балыкшинского моста в сторону Жумыскера. Выставленные ночью снасти попадались, образно говоря, на каждом шагу — их просто не успевали все выбирать. Часть из них были полупустые, но многие буквально набиты рыбой — воблой, лещом, попадался и судак. Подтвердились и разговоры  о том, что в Урале резко сократился жерех, которого в это время года должно быть не меньше леща: ни одной рыбины этой породы в браконьерских сетях не оказалось.

Но цель рейда природоохранной прокуратуры была не только в том, чтобы воочию увидеть, как охраняется Урал от браконьеров.

— В этом году на Координационном совете, в задачу которого входит сохранение природных богатств Урало-Каспия,  было принято решение действовать несколько иначе, чем в прошлые годы, — говорит специализированный природоохранный прокурор Атырауской области Аршат Тайтуллин. — В первую очередь, это новшество касается  упорядочения не только движения, но и хранения всех плавательных средств, которых в немереном количестве развелось на реке.

Этим во время рейда и занялись сотрудники прокуратуры, которые привлекли на помощь инспекторов водной полиции и рыбной инспекции. О чем речь? Да о многочисленных «корытах», лодках и мощных байдах, совершено спокойно, у всех на виду стоящих по берегу Урала. Только в Жумыскере таких лодок с мощными подвесными моторами было изъято 9 штук. По всей видимости, их хозяева были шокированы, наблюдая с берега, как срываются замки и их лодки, стоимостью вместе с привезенными из Арабских Эмиратов моторами не менее 5 тысяч долларов, цепляются к мощным катерам и отправляются на штрафную стоянку в город. Естественно, ожидалось, что хозяева попытаются отстоять свое дорогостоящее движимое имущество. Но, по всей видимости, видя на Урале целую флотилию, да еще направленные в сторону берега объективы телевизионных камер, встать открыто на защиту лодок не решались. Лишь владелец самой мощной байды, которую трудно было сдвинуть с берега в воду даже с помощью мощного катера, попытался отстоять свое движимое имущество. Предъявив документы на плавательное средство, он, разводя руками, заявил, что рыболовством не занимается. А  о том, что байду нельзя хранить на берегу там, просто не знал. На вопрос: «В каких целях он ее использует, не имея права на занятие рыбным промыслом?», хозяин дал просто обескураживающий ответ.

По его словам, он фермер. У него есть земля. А на мощной морской байде, расходующей немереное количество горючего, он переправляется, как на лодочке, через Урал в свое хозяйство.

Смешное объяснение, конечно. Байда наверняка задействована для рыбной ловли на побережье Каспийского моря. Но не пойман — не вор.

Теперь о главном. На каком основании природоохранная прокуратура изымала плавательные средства, даже зарегистрированные?

— Решением акимата Атырауской области «О регулировании учета, приписки и передвижения плавсредств и обеспечения режима в пунктах пропуска через государственную границу Республики Казахстан», предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, обязаны в установленном порядке оборудовать соответствующие пристани, причалы и пункты базирования, обеспечив их охрану и связь с подразделениями пограничных войск. Хранение и стоянка самоходных и несамоходных судов и средств передвижения по льду, посадка и высадка людей, погрузка и выгрузка грузов вне установленных пристаней, причалов (мест базирования) и вне других отведенных для этого мест категорически запрещаются, за исключением случаев бедствий и аварий, — объяснил Аршат Тайтуллин.

Иными словами, имеешь плавательное средство — будь добр, храни его не на берегу напротив собственного подворья, как такси, а оборудуй причал. Кто-то, может быть, скажет: но на это же надо немалые средства. Наверное, так оно и есть. Но если человек занимается легальной рыбалкой, то он может хранить лодку или байду на причале хозяйства, в котором работает. Завел лодку или яхту для катания — оборудуй причал. Твои же дети или гости, особенно только вставшие из-за стола и решившие охладиться, будут в большей безопасности. И в этом требовании нет ничего необычного. Трудно даже представить, что где-нибудь на Темзе в Англии и Сене во Франции любой гражданин, прикупив лодку, катер или яхту, бросает ее в городской черте на берегу. Все это добро хранится в специальных яхт-клубах. Обходится удовольствие в немалые деньги. Поэтому человек, имеющий плавательное средство, на Западе по определению не может быть бедным.

Кстати будет сказать, закон, предписывающий хранить плавсредства в специально отведенных местах, действует не первый день. Только вот абсолютно он не соблюдается. Особенно хозяевами маломерных судов, которые, периодически посещая на вертолете месторождение Кашаган, мы, журналисты, видим на побережье Каспийского моря.

По словам Аршата Тайтуллина, с этой весны порядок будет наведен. Вопрос, а это уже, скорее, проблема, находится на контроле у прокурора области Сайфуллы Кемалова.

— Также, учитывая уникальность нашей реки, вводится полный запрет на движение по Уралу плавательных средств с моторами мощностью свыше 40 лошадиных сил, — проинформировал Аршат Тайтуллин.

Журналисты, принимавшие участие в рейде, услышав об этом, напомнили, что в старину весной в Гурьеве, когда моторов в помине не было, даже весла на лодках предписывалось обматывать мешковиной, чтобы не пугать идущую на нерест рыбу. А в церквях во время массового хода не звонили колокола — опять-таки чтобы не создавать лишнего шума.

Увы, сегодня даже звон Царь-колокола вряд ли будет слышан, когда по реке с бешеной скоростью проносится полная рыбой байда с мотором мощностью в несколько табунов лошадей.

Между прочим, незаконность использования моторов мощностью свыше 40 лошадиных сил это тоже не новшество прокуратуры. Это, скорее, хорошо  забытое старое.

Согласно условиям регулируемого режима эксплуатации водного транспорта в охранной зоне, утвержденной постановлением акимата Атырауской области еще в 2008 году «Об установлении экологического коридора и охранной зоны государственной заповедной зоны северной части Каспийского моря с регулируемым режимом эксплуатации водного транспорта в границах по всей акватории рек Урал и Кигач, за исключением заповедного участка», юридическим и физическим лицам, занимающимся промысловым ловом рыбы, а также  спортивно-любительским ловом или охотой, допускается использовать лодки с подвесными двигателями с мощностью двигателя не более 40 лошадиных сил. Вот это постановление теперь и вспомнили. Главное, соблюдали бы…

Весьма кстати будет напомнить о том, что нарушение вышеуказанных норм законодательства влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 452 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Но, собрав большое количество лодок и браконьерских «корыт», настоящие караваны которых несколько раз пришлось отправлять в город,  наш рейд продолжился в сторону моря. Шли мы не по основному руслу, а по одному из ответвлений Урала. Грустная, скажу, картина. Чуть ли не через десяток метров виднелись поплавки на выставленных сетях. Но и это полбеды, хотя сказать так даже язык не поворачивается. Периодически катер проходил мимо старых сетей, выставленных, по всей видимости, перед тем, как лед растаял и потому не выбранных. А может, оторвавшихся или по каким-то причинам забытых браконьерами. Теперь эти сети, буквально набитые протухшей рыбой, всплыли. Поверьте на слово, картина просто удручающая. Большее безобразие приходилось видеть лишь в далекие семидесятые, когда на берегу лежали полуразложившиеся туши белуг и осетров, из которых выпотрошили икру и выбросили за ненадобностью. Конечно, не оправдываю тех браконьеров. Но в те времена, когда план каждого рыболовецкого колхоза составлял 30 тысяч центнеров рыбы осетровых пород и водилась она в изобилии, эти десятки выброшенных рыбин погоды не делали. Сегодня, когда судачок стоит бешеных денег, а воблу даже в апреле жарили еще далеко не во всех семьях, такое варварство даже больше, чем просто преступность.

И еще одно далеко не радостное наблюдение. С катера хорошо просматривались берега, поросшие или кустарником, или камышом. Так вот, чуть ли не на каждом метре береговой полосы можно было видеть куски порванных сеток. Не знаю, соберут ли их до большой воды или нет. Если берега не почистят, то километры и километры сеток, находящихся и в воде, и на суше, понесет в море. А значит, запутавшейся в них рыбы многократно прибавится. В эти сети попадаются и тюлени, и даже птицы. Но как нас заверили прокурорские работники, до раздополья берега будут почищены, убрать пообещали и старые сети из воды… Будем надеяться.

Тем временем мы приблизились к одному из тоневых участков. Первым в этом году лов начал Атырауский осетроводческий рыборазводный завод.

— У нас есть лимит на вылов 6 тонн осетровых. Пока в реку они не зашли, и мы ведем контрольный лов рыбы, — рассказал мастер по добыче рыбы Турсунбай Шаханбаев.

Хода рыбы не только осетровой породы, но и частиковой, пока нет. В неводе даже воблы и леща крайне мало. Но, на удивление, много сома — при каждом притонении, по словам рыбаков, попадается килограммов 900. На наших глазах рыбаки вытянули гиганта под два метра.

Почему рыбы нет (если она, конечно, вообще будет), стало понятно, когда мы дошли до устья Урала. Тепло в городе, оказывается, еще не дошло до побережья. Свидетельством этому стали огромные ледяные торосы, нанесенные за зиму  на побережье и нерастаявший лед на водной поверхности моря. Так что время подготовиться к полномасштабной весенней путине у правоохранительных органов еще есть.

Виктор СУТЯГИН,

Фото

Рахима КОЙЛЫБАЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна

Комментарии закрыты.

  1. Ram

    интересно, как поведут себя продавцы «красной» рыбы…

  2. такен

    Вот и вся охрана и рыбы и природы!горел не камыш горели птичьи гнезда кабан и все что там жило.за время прошедшее с развала союза рыба почти вся исчезла!если весь камыш в сетках!сколько их в воде поставлено!и откуда они только взялись?!!там столько рыбоохраны!А!ето злые браконьеры на подводных лодках!Надо рыбоохране тоже подлодки дать!!!а Кусто. он кто!? лошара!когда посетил каспий 10 или 15лет назад написал Масштабы браконьерства ПОРАЖАЮТ ВООБРАЖЕНИЕ!!!…СРОЧНО ПОДЛОДКИ.СРОЧНО пока бракаши все не выловили