ЦЕНЫ НА ГОРЮЧЕЕ ВЫРОСЛИ

С прошлых  выходных на всех заправочных станциях Казахстана, в том числе и в нашей области, увеличилась стоимость топлива. Предельная розничная цена, утвержденная Агентством по регулированию естественных монополий, с 6 апреля на территории республики на дизельное топливо теперь составляет 95 тенге за литр; АИ-80 — 91 тенге за литр; АИ-92 — 112 тенге за литр.

Новость не совсем приятная. Но, давайте согласимся, вполне и, в общем-то, давно ожидаемая. Уже несколько месяцев цены на горючее, кроме высокооктанового бензина, искусственно сдерживались. Причина, по которой увеличиваются цены, тоже понятна. В первую очередь, они связаны  с высокой стоимостью нефти на мировых рынках, что делает ее переработку для владельцев сырья или не рентабельной, или малорентабельной. В итоге нефтяные компании всеми правдами и неправдами стараются отправить сырье на экспорт.

Так, цена на сорт нефти Brent, которая является основой для ценообразования, превысила в последние недели 124 доллара за баррель.

Но цена на нефть — это одна проблема. В конце концов, Правительство могло бы заставить отечественных нефтедобытчиков часть сырья отправлять на нефтеперерабатывающие заводы. Основная проблема кроется в другом: в нашей стране не хватает перерабатывающих мощностей, которые позволяли бы выпускать достаточный для страны объем топлива. Бензин, в первую очередь, высокооктановый, мы завозим из соседней России. И здесь возникает третья проблема — у наших соседей он давно стоит дороже, чем в Казахстане. В итоге периодически топливо пропадает с заправочных станций. И здесь тоже причина объяснима. Никто ведь  не будет завозить бензин из Российской Федерации себе в убыток. Поэтому  нефтетрейдеры и не закупают нужного Казахстану объема, не имея гарантий сделать продажу рентабельной.

Глава Министерства нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев прокомментировал повышение цен на горюче-смазочные материалы так:

— Пока  уровень цен, который сейчас установлен Агентством по регулированию естественных монополий, в экономике проходит. Завоз идет, ситуация в норме.

По его словам, на сегодняшний день в стране нет централизованного импорта ГСМ.

— Любой аккредитованный оптовик может этот импорт завозить. Каждая область знает, сколько она получит от поставщиков в область нефтепродуктов по всем видам. Они знают, какого объема недостает. Если уровень предельных цен позволяет завозить и есть коммерческая целесообразность, нефтетрейдеры сами завезут недостающий объем. Этот вопрос координируется и акимами. В случае, если этот импорт по коммерческим соображениям не проходит,  они поднимают этот вопрос в Министерстве, и мы вместе решаем этот вопрос в АРЕМе и в Министерстве экономики, — пояснил министр.

Виктор СУТЯГИН,

фото из архива «ПК»