Каждая монополия должна иметь свой механизм регулирования

Регулирование уровня тарифов, цен, ставок сборов субъектов естественных монополий является важным рычагом воздействия на сбалансированное развитие всех отраслей экономики. В Атырауской области 46 субъектов включены в Государственный регистр субъектов естественных монополий, регулирование и контроль деятельности которых осуществляется уполномоченным органом – Управлением Агентства РК по регулированию естественных монополий по Атырауской области. От уровня тарифов субъектов естественной монополии в немалой мере зависит уровень тарифов и прибыльность в других отраслях. Поэтому требуется комплексный подход к вопросу формирования тарифов, разработке оптимальной и прогнозируемой политики в области регулирования тарифов.Значение естественных монополий в экономической жизни современного человека трудно переоценить: сегодня мы не можем представить себе жизнь без электричества, телекоммуникаций, коммунальных услуг. Между тем, особая технологическая структура, присущая естественно монопольным отраслям, порождает ряд особенностей во взаимоотношениях с потребителями, естественными монополистами и государственными структурами. «Необходимо отметить, что одним из актуальных вопросов в отрасли экономики Казахстана является проблема функционирования естественных монополий. Сегодня все большее внимание государство обращает на создание условий предоставления потребителям услуг субъектами естественной монополии и нормального функционирования предприятий. Конечно, однобокая позиция потребителей в непременном снижении тарифов на коммунальные услуги не способствует соблюдению баланса интересов не только потребителей, но и поставщиков услуг, что должно обеспечить управление Агентства по регулированию деятельности естественной монополии.-Мы в полной мере осознаем, что тарифы на услуги субъектов естественных монополий, снабжающих электроэнергией, теплом, водой для питья и орошения, влияют на общественное мнение, — комментирует начальник управления Балжан Досмухамбетова. — В то же время нельзя допустить банкротства монополиста, особенно естественной сферы, ведь это может привести к тому, что население вообще останется без его услуги.К примеру, если обанкротится в областном центре хлебозавод, это не так страшно, хлеб многие выпекают. Но если встанет теплосервис, водоканал, то люди останутся без воды и тепла.Наша цель — не дать монополисту извлекать сверхприбыли из высоких тарифов и в то же время не дать ему умереть, чтобы он мог оказывать услугу.Поэтому заявка субъекта на повышение тарифа тщательно изучается и обнародуется. Чем больше людей узнают правду из первых уст, тем меньше будет кривотолков и догадок». Поскольку тарифная политика в последние годы была направлена в основном на обеспечение стабильности уровня тарифов с учетом социально-экономического развития общества, у предприятий-монополистов возникли проблемы по техническому переоснащению, проведению капитальных ремонтов и модернизации производства. Невозможность резкого повышения тарифа практически привела к проблеме дальнейшего существования предприятий.Теперь перед ними стоит задача перехода на инвестиционные программы, которые рассчитаны на среднесрочный период, обеспечивающие стабильные тарифы и цены. Управлением сегодня рассматриваются проекты предельных тарифов КГП «Атырау Су арнасы», АО «Атырау-Жарык», АО «Атырауские тепловые сети». Они рассчитаны на предельный тариф, который будет утвержден на три года.Как и прежде, принятие решений об утверждении тарифов на услуги субъектов естественной монополии будет проходить несколько стадий: публичные слушания, оценка экспертного совета и утверждение коллегией управления. «Коммерческой тайны» касательно утверждения тарифов  нет. То есть любой житель может свободно узнать, за что и сколько он платит.В целях повышения инвестиционной привлекательности, проведения модернизации и снижения степени износа производственных активов субъектов естественных монополий, внесены изменения в Правила утверждения предельных уровней тарифов, существенно сокращающие перечень документов, прилагаемых к заявке. В частности, исключены все требования, предъявляемые к заявителю. Сохранено только требование по наличию и реализации инвестиционного проекта.Благодаря этим изменениям субъекты могут направлять на реализацию инвестиционных программ недоиспользованную часть затрат, заложенных в тарифе в результате их оптимизации. В этом случае неиспользование тарифной сметы не будет квалифицироваться как нарушение законодательства, и временный компенсирующий тариф субъекту вводиться не будет. Дополнительный источник финансирования капитальных вложений, несомненно, будет способствовать проведению модернизации и обновлению изношенных активов, уровень износа которых составляет 60-80 процентов. Кроме того, на уполномоченный орган законом возложены функции по согласованию годовых смет затрат, направленных на текущий и капитальный ремонт и другие ремонтно-восстановительные работы, утверждение инвестиционных программ субъектов естественных монополий.Инвестиционная программа технического перевооружения, модернизации и ремонта основных средств по КГП «Атырау Су арнасы» предусмотрена на сумму 150 млн. тенге. Необходимость разработки инвестиционной программы заключается в обеспечении бесперебойной работы систем водоснабжения и канализации, эксплуатируемых в городе Атырау и пригородных поселков, так как большая часть указанных систем введена в эксплуатацию в 60-70-х годах и имеет значительный физический износ, а уровень оснащения системами автоматизации и водоучета не соответствует современным технологическим требованиям.Инвестиционной программой по АО «Атырауские тепловые сети» предусмотрены мероприятия на сумму 294 млн. тенге по установке на всех теплопунктах ультразвуковых аппаратов УПА 2М в количестве 52 единицы, замене кожухов трубных водоподогревателей на пластинчатые в ЦТП в количестве 46 единиц, замене насосов ГВС и смешения в ЦТП в количестве 63 единицы, приобретение спецтехники. АО «Атырау-Жарык» разработана инвестиционная программа на сумму 1 014 млн.тенге.Программой предусмотрены мероприятия по реализации Плана перспективного развития электрических сетей Атырауской области на 2006-2010 годы за счет средств АО «Атырау-Жарык», реконструкции распределительных сетей электроснабжения города Атырау, внедрению информационной системы сбора оперативных и измерительных данных (АСКУЭ), модернизации средств связи, вычислительной техники, диагностики, спецавтотранспорта и механизмов.Концепция развития тарифной политики в сфере естественных монополий предусматривает переход от экономической политики выживания к экономической политике развития. Широкое использование своих прав, как потребителями, так и субъектами естественных монополий, оказывающими регулируемые услуги, обеспечение прозрачности их деятельности, грамотно проводимая тарифная политика уполномоченным органом должны дать положительные результаты. Шынар ТЕКЕЕВА