АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ
Ежегодно в Прикаспии в дорожно-транспортных происшествиях погибают и получают травмы десятки человек. В чем же причина столь удручающей статистики? Начальник управления дорожной полиции ДВД Атырауской области Берик Амангельды ответил на наши вопросы по безопасности дорожного движения в регионе.
— По сравнению с прошлым годом повысился уровень аварийности на дорогах Прикаспия. В чем причины этого?
— На территории Атырауской области зарегистрировано 158 дорожно-транспортных происшествий, при которых 46 человек погибли и 196 получили ранения различной степени тяжести. На самом деле, с учетом выхода в прошлом году совместного приказа Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения изменился порядок учета ДТП. Если ранее учитывали только тех лиц, которые были госпитализированы в результате ДТП, то в настоящее время в статистическую отчетность включены те, кому после аварии назначали амбулаторное лечение на срок не менее одного дня. Кроме того, в статистику стали включать людей, скончавшихся от последствий ДТП в течение 30 суток, а не 7, как раньше.
— Сколько в Атырауской области в нынешнем году зарегистрировано автотранспорта? И сколько всего автомашин в регионе?
— В прошлом году было зарегистрировано немногим более 83 тысяч автотранспортных средств. За пять месяцев нынешнего года добавилось 12229.
— Если проанализировать статистику дорожно-транспортных происшествий, то что влияет на аварийность?
— В первую очередь, невыполнение требований дорожной безопасности со стороны водителей транспортных средств. Они ездят на высокой скорости, нарушают правила обгона и маневрирования, проезда перекрестка. Часто создают аварийную ситуацию. Да и сами пешеходы нарушают правила. Нередко они переходят дорогу там, где им удобно.
На автодорогах области дорожно-транспортные происшествия происходят по причине выезда на встречную полосу, и, как правило, в таких авариях тяжесть последствий высокая.
— Как вы считаете, может, настала пора еще более ужесточить меру ответственности шоферов, вплоть до заключения их под стражу и изъятия автотранспортного средства?
— В отношении водителей и пешеходов, которые нарушают установленные требования дорожной безопасности, применяются меры административного воздействия, в том числе наложение штрафа, лишение водительских прав и административный арест. Среди участников дорожного движения должно быть взаимное уважение. А это зависит от всех нас.
— Под эгидой Комитета дорожной полиции в регионе проводились различные профилактические мероприятия, а том числе выездная акция «Приемная на дороге». Насколько они эффективны?
— Действительно, недавно, например, проводилась акция «Приемная на дороге». Она прошла по маршруту Уральск — Чапаево — Махамбет — Сорочинка — Атырау. В ней принимали участие руководство Комитета дорожной полиции, представители центрального аппарата НДП «Нур Отан», общественные объединения, ветераны органов внутренних дел, юные инспекторы дорожного движения, курсанты автошкол, инженерно-технические работники организаций, предприятий, местные исполнительные органы, СМИ. Цель мероприятия — выполнение задачи, поставленной Главой государства в своем ежегодном Послании по созданию общегосударственной системы профилактики, поднятия имиджа правоохранительных органов. Проведение подобных акций позволяет привлечь внимание госструктур, общественных объединений, населения к проблемам обеспечения безопасности дорожного движения, пропаганды соблюдения Правил дорожного движения, одним словом, повышает уровень взаимодействия с людьми.
— Одна из проблем региона — недостаток знаков дорожного движения. Не на всех участках города установлены светофоры, например, у рынка «Коктем» сложно перейти дорогу. И это в условиях, когда водители не пропускают пешеходов.
— В настоящее время на улично-дорожной сети города Атырау требуется установить дополнительно 2000 дорожных знаков и 21 светофор. Мы направили в исполнительные органы ряд информаций об имеющейся потребности по обустройству улиц и перекрестков средствами регулирования дорожным движением. На 28 июня 2012 года в областном центре проведена дорожная разметка, дополнительно установлено 100 пешеходных переходов и соответствующие дорожные знаки. Установлено 200 знаков «Уступите дорогу». Начаты монтажные работы по установке трех светофоров на пересечении улиц Тайманова — Бигельдинова, Бейбарыса — Абдрахманова и на улицах Курмангазы — Авангардная, то есть у торгового центра «Коктем».
— Проводятся ли рейдовые мероприятия во дворах домов?
— Одной из сложных проблем в микрорайонах Атырау остается отсутствие необходимого количества парковок для автотранспортных средств. Это приводит к заполнению дворов автотранспортом и, конечно, возникновению непростой ситуации для жителей. Данную проблему силами только дорожной полиции не решить, одними, что называется, «карательными мерами» навести порядок невозможно. Требуется участие представителей ЖКХ, КСК, общественности, самих водителей и жителей данных домов. Вместе с тем, инспекторы продолжат отработки дворовых территорий.
В отношении установки «лежачего полицейского» управление дорожной полиции неоднократно вносило соответствующие предложения в местные исполнительные органы. Искусственные неровности необходимы в местах расположения общеобразовательных и дошкольных учреждений, дворов домов, где был произведен капитальный ремонт проезжей части и имеется сквозной проезд. Насколько нам известно, рассматривается вопрос о выделении необходимых средств для проведения такой работы.
— Остановимся на новшествах, которые собирается внедрить Комитет дорожной полиции республики. Когда будут вводиться новые номерные знаки?
— С августа нынешнего года будут вводиться новые номерные знаки. На них будет размещен отличительный знак государства — KZ, и дополнительно изображен флаг страны. Предусмотрена и новая степень защиты. На новых номерах регион будет кодироваться не символами латиницы, а цифрами. 16 регионов получат цифровые коды по алфавитному порядку, исключением являются Астана и Алматы, получившие коды 01 и 02, соответственно. Код Атырауской области — 06.
— Обязательна ли замена старых номерных знаков на новые?
— Нет. Старые государственные регистрационные номера могут быть заменены после износа (например, сломан номер), а также при проведении регистрационных действий с транспортным средством.
— Как поступить автомобилисту, если он хочет получить особо престижный номер?
— Проект по официальной продаже государственных номеров находится на стадии согласования. Будет производиться тарификация номеров: престижные, особо престижные. Это будет прозрачно, оплатил деньги в бюджет — а цены будут от 200 до 400 тысяч тенге — и получи престижный номер.
— Когда планируется введение новых образцов водительских удостоверений? Замена на новые водительские удостоверения будет осуществляться на обязательной основе?
— Новые водительские удостоверения планируется ввести с первого квартала 2013 года. Новые права будут выдаваться лицам, впервые их получающим. Существующие водительские удостоверения будут действительны до истечения срока их действия (срок с момента выдачи — 10 лет). Замена на новые удостоверения будет проходить по желанию водителей на добровольной основе.
— Будет ли совершенствоваться система подготовки водителей?
— Вместе с новыми удостоверениями в Казахстане также изменится и вся система подготовки водителей. Она должна соответствовать международным нормам и стандартам. Будут утверждены новые типовые программы подготовки водителей по всем категориям и подкатегориям. Всего в регионе действуют 29 учебных организаций по подготовке шоферов. Работа по этим программам с автошколами ведется уже сейчас, ведь учебные организации должны быть готовы к вводу новой системы водительских категорий. Программы будут утверждаться постановлением Правительства.
— Что предпринимается для выявления коррупции среди сотрудников дорожной полиции региона?
— Для недопущения коррупционных преступлений и правонарушений со стороны сотрудников дорожной полиции реализуется ряд организационных и практических мероприятий. Повышена ответственность всех руководителей подразделений за совершение коррупционных действий со стороны их подчиненных, при этом командиры несут полную ответственность за своих подчиненных. Ежедневно на общем инструктаже до личного состава доводятся требования по недопущению нарушений служебно-воинской дисциплины и недопущении действий коррупционного характера. Увеличилось количество гласных и негласных проверок несения службы, при этом обеспечено должное взаимодействие со службой собственной безопасности ДВД.
— В таком случае следующий вопрос. Имеют ли право инспекторы дорожной полиции прибывать на свой участок несения службы и во время дежурства, сидя в собственном автомобиле, оформлять протоколы на нарушителей?
— Инспекторам дорожной полиции разрешается доехать до поста на личном автотранспорте, а сидеть в своей машине и оформлять протоколы на нарушителей он не имеет права.
— Но случаи такие бывают и довольно часто.
— Если они происходят, то нужно звонить по «телефонам доверия» — 98-17-02 или в дежурную часть — 30- 10- 21. Мы обязательно примем соответствующие меры.
Светлана НОВАК