Спасти бизнес и поддержать нефтяников
В настоящее время не секрет, что в Казахстане самые низкие цены в мире на бензин и дизельное топливо. До этого в этом вопросе лидировала Венесуэлу, но сейчас мы обошли и ее. Там государство отпускает бензин один раз в неделю, в остальные дни на заправках стоит просто ценник -1 доллар за литр бензина.
В последний раз цены на бензин в Казахстане менялись в 2021 году. Хотя в прошлом году цены выросли на всё, а уровень инфляции составил 21 процент. А цены на ГСМ даже снижались. И это не могло продолжаться вечно. Потому что дешевым топливом обеспечивает страну не государство, а нефтедобывающие компании. Их обязали от 30 до 70 процентов добываемых нефтепродуктов поставлять на внутренний рынок, практически по себестоимости. Далее бензин и дизельное топливо распределялось на внутреннем рынке. Как известно, в Казахстане действует запрет на экспорт нефтепродуктов всеми видами автотранспорта. Сейчас запрет распространяется и на канистры. Действующая низкая стоимость позволяет нашему дизельному тполиву утекать по «серым» схемам втакие соседние страны, как Россия, Узбекистан и Кыргызстан, где цены выше на 50-80 процентов. Это создает огромный соблазн предпринимателям нелегально вывозить топливо за границу и там перепродать.
Из-за сложившейся ситуации нефтегазовая отрасль Казахстана становится непривлекательной.К сожалению, за последние 15 лет ни один инвестор не зашел, не разработал с нуля нефтегазовое месторождение, поскольку Казахстан стал непривлекательным. Во-первых, у нас высокие налоги, во-вторых, согласно условиям модельных контрактов минимум 30 процентов добытой нефти должны поставляться на внутренний рынок. Но по факту мы видим то, что цифры постоянно растут, так как на старых месторождениях добыча снижается, а обязать поставлять нефть на внутренний рынок таких гигантов, как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, государство не может. Эти компании не дают стране ни грамма нефти, потому что они умеют считать. Они говорят прямо: «Ребята, наша экспортная цена нефти — 300 тысяч тенге за 1 тонну, а внутренняя — 95 тысяч тенге. Мы готовы поставлять на внутренний рынок нефть по экспортной цене!».
Если государство будет брать нефть по экспортной цене, то цены на заправках взлетят.
Касательно роста цен на бензин и дизтопливо. Цены должны были ежегодно расти по официальной ставке инфляции на 10-15 процентов. Тогда и нефтяники бы нормально зарабатывали. Сейчас они несут огромную социальную нагрузку. Во-первых, 50 процентов нефти по себестоимости они должны поставлять на внутренний рынок. Из-за постоянной инфляции нефтяники требуют повышения заработной платы, но компании не могут этого сделать. Поскольку существует квота на вывоз нефти на экспорт. Они вынуждены поставлять нефть только на внутренний рынок по себестоимости. Увеличение стоимости бензина поможет нефтяным компаниям, а увеличение стоимости дизтоплива на 20 процентов не спасет происходящий отток на юге страны. Как утекал, так и будет утекать. Повышение цены на 20 процентов необходимо для того, чтобы сделать привлекательным импорт дизтоплива из России. На сегодня день промышленный сектор – это нефтяные, горнорудные компании, заводы-фабрики не могут получить дизельное топливо казахстанского производства, поскольку нефтяные компании обязаны в первую очередь поставлять топливо аграриям. В год нефтяники поставляют сельхозпроизводителям 1 млрд литров дизтоплива по заниженным ценам, оставшиеся объемы должны направляться на автозаправочные станции. Как выход из ситуации, бизнесу дается возможность импортировать дизтопливо из России.
Нурлан ЖУМАГУЛОВ,
эксперт, генеральный директор
Союза нефтесервисных компанийКазахстана