НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ ПИСЬМА В «ДОЛГИЙ ЯЩИК»

Традиционно вчера во второй половине дня состоялось селекторное совещание под председательством первого заместителя акима области Болата Даукенова. На этот раз оно было посвящено анализу писем и частных обращений граждан, поступивших в 2009 году. Надо сразу признать, что за последние годы улучшилась работа сектора писем. Намного меньше стало волокиты, ответы чиновники стараются давать вовремя, без задержек и по существу. Но до идеального положения еще далеко.
Как сообщил в своем докладе заместитель руководителя аппарата акима области Биржан Кенжебеков, обращение граждан по личным вопросам к руководителям различных инстанций является правом граждан Казахстана, и каждый руководитель обязан ответить на него. Есть определенные сроки ответа на письма с жалобами, просьбами и предложениями. И никто не вправе нарушать эти временные рамки. За процедурами поступлений и ответов на письма жителей следят специальные отделы акиматов, а общий надзор ведут аппараты акимов всех уровней. Свои письма граждане нашей области могут отправить по обыкновенной почте, опустить в почтовый ящик акима области, направить на электронный адрес, принести собственноручно, зарегистрировав в отделе писем. В последние годы люди обращаются к акиму области не только по личным вопросам, но и пишут в поддержку его общей политики и дел. Все письма регистрируются, нумеруются.
— В этом году мы получили письма благодарности в адрес акима Бергея Рыскалиева от жителей города Атырау Курмета Нурсариева, Розы Сарсенгалиевой, от жителей Кзылкогинского района Сайфолы Муканова, Кадыра Куанышкалиева, от курмангазинца Шынайбека Камиева и многих других. В общей сложности в 2009 году мы получили в два раза больше писем, чем в позапрошлом году. Большинство из них — с просьбой решить жилищный или земельный вопрос. Особенно количество просьб жилищного характера увеличилось в 2009 году после того, как в сентябре акимат области выдал около 500 квартир учителям и врачам. После этого акиматы различных уровней получили 888 заявлений.
Часть писем поступают от Администрации Президента РК. Их в 2009 году было на 29 меньше, чем в 2008 году. Это говорит о том, что многие вопросы стали оперативно, а главное, положительно решаться на местном уровне. Не секрет, что в Астану обращаются в основном отчаявшиеся, находящиеся в безвыходной ситуации люди.
Среди тех писем, которые получил областной акимат в последние месяцы, есть жалобы на несвоевременную выдачу заработной платы. В частности, КГП «Макат Су Арнасы» задолжало определенную сумму своим работникам, компания «ГАТЕ Иншат» не выплачивала «Лару» казахстанским специалистам. Эти вопросы удалось решить только после вмешательства первого руководителя области. Некоторые сокращенные рабочие были приняты на прежние места. Люди стали вовремя получать все выплаты.
Как подчеркнул Биржан Кенжебеков в своем докладе, количество поступивших жалоб сократилось, но они пока имеют место. Жителям, чтобы обратить внимание на свою просьбу, приходиться во второй-третий раз обращаться в местные исполнительные органы или даже в Правительство РК. Жители Макатского района Кадырова, Карфидова, Степенова просили помочь с решением вопроса с аварийными домами, с несвоевременной выплатой заработной платы и по другим проблемам, которые вполне можно решить на местном уровне.
Много писем поступает от ветеранов войны. И практически все они решаются без проволочек и оперативно. Как догадались наши читатели, многие из них касаются выделения жилья. Среди других адресатов по жилищным проблемам – инвалиды, многодетные матери.
— Есть еще одна проблема, — подчеркнул Биржан Кенжебеков. – Некоторые адресаты, отправив письма на русском языке, получают ответ на казахском. Это нарушение конституционных норм, а также статьи №11 закона «О языках РК».
Тут можно найти компромисс. Если письмо пишется на русском языке, то ответ можно дать на двух языках – на государственном (казахском) и официальном (русском). Тогда, как говорится, и «волки сыты, и овцы целы».
В 2009 году аким области провел несколько приемов граждан в филиале партии «Нур Отан». На приемы попали всего 176 человек, 95 заявлений были удовлетворены, 56 обратившимся были даны разъяснения, а 25 обращений приняли на контроль. Среди положительно решившихся хочется выделить просьбу круглой сироты Айжан К., которая мечтала учиться в Пекинском госуниверситете. Выпускница школы обратилась к Б.Рыскалиеву оказать материальную помощь в размере 4000 долларов для учебы в столице Китая. И сегодня Айжан учится в избранном вузе. Часть нерешенных вопросов связана с кредитом в банках. Но местные исполнительные власти не вправе вторгаться во внутреннюю политику финансового института. Положение своих клиентов банк рассматривает и решает самостоятельно.
— Мы также отслеживаем вопросы, поступившие на блог акима области, — говорит заместитель руководителя аппарата акима области Биржан Кенжебеков. — И держим их на контроле.
Внимательно выслушав доклад Б.Кенжебекова, первый заместитель акима области Болат Даукенов обратил внимание на то, что многие отделы, акиматы города и районов занимаются формальной отпиской. У них даже практикуются образцы, по которым они штампуют ответы. Получается «трафаретный отказ».
— Надо собрать в областном центре всех специалистов, которые принимают письма, напрямую работают с людьми, и провести для них семинары. Кроме этого, не стоит ждать, пока люди придут к тебе с заявлением. Можно, например, в канун праздника Победы зайти навестить ветеранов войны, расспросить о жизни, поинтересоваться, что им нужно.
Аталык Борашев, заместитель начальника управления правовой статистики и специальных учетов при Генпрокуратуре РК по Атырауской области, обнародовал интересную цифру. Оказывается, в год в области регистрируется более 438 тысяч писем. Часть их оформляется с нарушениями. До сих пор госслужащие, особенно из районов, работают по старинке, не используют современную технику, чтобы оперативно решить просьбу. Болат Даукенов порекомендовал статистам обратиться в аппарат акима области с конкретными предложениями.
Болат Даукенов дал ряд поручений акимам города и районов, а также руководителям областных управлений по устранению выявленных проблем.
Марина КУАНЫШЕВА