Официально

Казахстанский секрет успешного суверенного развития

В этом году уже 21 год как постсоветские страны начали свой путь независимого развития. Главным феноменом среди новых независимых государств стал суверенный Казахстан.

Чтобы уяснить значимость этого достижения, надо вспомнить, что новые государства, образовавшиеся после развала Советского Союза, вступили в 90 годы в полосу политического транзита. Тогда необходимо было с минимальными потерями пройти трудный путь от «подвешенного» постсоветского состояния к формированию легитимного, устойчивого государства.

Этот политический процесс отражает главную тенденцию постсоветской эпохи — обрести себя как состоявшееся суверенное государство, причем всерьез и надолго.

«Тогда, — подчеркнул Президент Н.А. Назарбаев, — все приходилось делать практически с нуля, но надо было выбрать главное направление. И в первую очередь — достичь реального суверенитета». Результат был достигнут: «Мы сообща построили новую страну. Мы выстрадали нашу Независимость. Мы глубоко осознали ее суть».

Примечательно, что наиболее эффективное и последовательное решение проблемы политического транзита было впервые на евразийском пространстве найдено и успешно реализовано именно в Казахстане.

Как пишет британский историк Джонатан Айткен: «Назарбаев имел более прочную поддержку в своей стране, чем его российские коллеги, но он повел себя более осторожно». На фоне хаоса, который охватил республики разваливающегося СССР, «Назарбаев поставил во главу угла политику выживания, а не политику демократического эксперимента». И сегодня, полагает Джонатан Айткен, «лучшим эпитетом для него было бы сравнение с лидером, который умело обеспечивает «победы и выживаемость»».

Республика Казахстан выбрала один из самых верных и безболезненных видов политического транзита: преобразование сильной президентской республики, столь необходимой на первых этапах становления государственности, в новую, более устойчивую политическую форму — президентско-парламентскую республику.

На первом, самом трудном этапе становления казахстанской государственности естественным и логичным шагом было сосредоточение власти и преобразующей государственной энергии в одном ключевом институте. Им вполне закономерно стал институт президентства, введенный в Казахстане в начале 90-х.

Нурсултан Назарбаев первым из руководителей тогдашних союзных республик понял ключевую роль поста Президента в непростую эпоху коренных перемен. Казахстан и его национальный Лидер проявили завидную историческую мудрость тем, что раньше других республик СССР учредили должность Президента.

Президентская власть на протяжении двух десятилетий является стержневым элементом казахстанской государственности и надежной опорой комплексных реформ во всех узловых точках ее развития. Именно институт президентства обеспечивал системную логику, разумную постепенность и гуманистическую выверенность политических, экономических и социальных преобразований, от успеха которых критически зависело будущее Казахстана.

Под спасительной сенью президентской власти государственность независимого Казахстана успешно и безболезненно прошла решающие этапы своего становления и институционального строительства. Как заметил Джонатан Айткен: «Нурсултан Назарбаев постепенно выбрался из шторма 90 годов».

После этих впечатляющих свершений новым логичным шагом стало преобразование сильной президентской республики, столь необходимой на первых этапах становления государственности, в новую, более устойчивую политическую форму — президентско-парламентскую республику. Дело в том, что особенностью большинства постсоветских стран является то, что к действующему Президенту сходятся все ветви власти.

Многие политологи считают, что модель политического транзита может быть устойчива лишь в том случае, если в ее рамках будет осуществлен принцип разделения власти и управления, т.е. когда будут де-юре обеспечены механизмы ответственности Правительства перед Парламентом при сохранении верховенства президентской власти.

Чтобы обеспечить устойчивость верховной власти, институт президентства необходимо поднять над борьбой социально-экономических «курсов». И опыт новейшего исторического развития Казахстана убеждает, что политический транзит оптимально пошел по президентско-парламентскому пути.

После успешно проведенной конституционной реформы Республика Казахстан де-факто первой на пространстве СНГ получила правительство, ответственное перед Парламентом, т.е. победившая на выборах политическая партия отныне выдвигает кандидатуру Премьер-министра.

В таком развитии политической системы Казахстана есть своя четкая историческая логика. Сильный Президент с особыми полномочиями был особенно необходим молодой стране в  переходный период становления государственности. Система «ручного» управления эффективно выполнила свою роль. В этих условиях в Казахстане была проведена конституционная реформа. Тем самым, постсоветский политический транзит был успешно и окончательно завершен.

Страна вступила в новый этап социально-экономической и политической модернизации.

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Один комментарий

  1. ПОЧЕМУ НЕТ НИ ОДНОГО СВОБОДНОГО МЕСТА В АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В МАСЛИХАТЫ ВЕДЬ 28 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА В КАЗАХСТАНЕ ДОВЫБОРЫ В МАСЛИХАТЫ КРОМЕ АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕЩЕ 2 ОБЛАСТЕЙ КАЗАХСТАНА НЕУЖЕЛИ НЕТ СВОБОДНЫХ МЕСТ В МАСЛИХАТЫ ПО АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОШУ ОТВЕТИТЬ ВЕДЬ В ДРУГИХ ОБЛАСТЯЪХ ВЫБОРЫ В МАСЛИХАТЫ БУДУТ ПРОВЕДЕНЫ СРОК 28 ЧИСЛА ОКТЯБРЯ МЕСЯЦА НО ТОЛЬКО НЕ В АКТЮБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ГДЕ ПАРТИЯ НУР-ОТАН НЕ ХОЧЕТ ОТДАВАТЬ МЕСТА В МАСЛИХАТАХ

Back to top button