ДЕНЬ ПРЕЗИДЕНТА ЕСТЬ В АМЕРИКЕ
С 2012 года такой праздник есть и у нас
В этом году все казахстанцы дружно отметят новый общенародный праздник — День Президента. Он стал логичным следствием тех больших успехов, которые Казахстан достиг в процессе реформ и модернизации за прошедшие 21 год под руководством Президента Нурсултана Назарбаева.
Логика модернизации в Казахстане вполне очевидна и прозрачна. Речь идет о формировании казахстанской модели политической и социально-экономической системы, опирающейся на передовые, креативные знания и технологии, выработанные Западом, и в практическом плане сходной с моделями, сложившимися у «азиатских тигров» (Малайзия, Сингапур, Южная Корея).
Выдающийся государственный деятель, многолетний Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад, обращаясь к Президенту Нурсултану Назарбаеву, подчеркнул: «Казахстан — ведущее государство Центральной Азии, демонстрирующее всем молодым нациям пример взвешенного и дальновидного подхода в реализации экономических и политических реформ. В кратчайшие сроки Ваша страна добилась выдающихся результатов. Я убежден, что начатый Вами переход от сырьевой экономики к высокотехнологической выведет в число наиболее успешных государств XXI века».
Со своей стороны Казахстан внимательно следит за успехами Малайзии, потому что именно такой тип государства сочетает в себе сильную президентскую власть с многочисленными плюралистическими элементами (многопартийность, плюрализм, широкий спектр центров неформального политического влияния). Благодаря такой композиции власти «южно-азиатским тиграм» удалось твердо и, вместе с тем, гибко осуществить предполагаемые преобразования, сохранив стабильность в обществе и консолидировав его на новой качественной основе. Именно эта гибкая и комбинированная политическая стратегия была положена Главой государства в основу современной казахстанской модернизации.
Давая обобщенную оценку глубоким и масштабным преобразованиям, инициированным и осуществленным Президентом Казахстана, можно утверждать, что они являются не политическим экспромтом, но опираются на результаты долгосрочной политической стабилизации, которая, в свою очередь, является результатом продуманной политической логики и стратегии, реализуемой Нурсултаном Назарбаевым.
Во-первых, успешная модернизация происходит вследствие наличия у власти проекта строительства национального государства посредством комбинации элементов демократии и национальных традиций, что предполагает выстраивание сбалансированных отношений со всеми основными авторами из внешнеполитического окружения Казахстана.
Во-вторых, наличие у Нурсултана Назарбаева прочного статуса Лидера нации и качеств высокого политического медиатора в отношениях между различными представленными в казахстанской реальности социальными, этническими группами.
В-третьих, внутренняя модернизация устойчиво обеспечена выдающимися успехами во внешней политике и в привлечении инвестиций.
В-четвертых, своевременное генерирование Президентом Казахстана политических и экономических инноваций способствует решению стратегических задач экономического и социального развития.
Реализация заявленных целей позволяет Казахстану быть одним из лидеров евразийского пространства, достойно противостоять внешнеполитическим вызовам, эффективно опираться на уже достигнутые результаты и продвигаться на качественно новые позиции.
В этой связи с полным основанием можно предположить, что едва ли претерпит существенные изменения в обозримый период и стратегия Казахстана во внешнеполитической сфере, поскольку сложившемуся курсу на многовекторность, многосторонность отношений объективно нет альтернативы. Как следствие, среди приоритетов страны остаются упрочнение экономического и политического партнерства с ведущими мировыми державами, содержательное наполнение механизмов ЕврАзЭС, укрепление межгосударственных связей в рамках ШОС и центрально-азиатского региона. Что касается ЕЭП, то примечательно, что именно Казахстан является последовательным сторонником расширения региональной интеграции, рассчитывая получить от этого вполне конкретные экономические выгоды.
Наряду с этим, Казахстан является активным участником процесса реформирования институтов СНГ. Говоря о проблемах Содружества, казахстанский Президент неоднократно высказывал мнение о том, что в его составе со временем могут остаться одно или два межгосударственных объединения. Он считает, что создаваемые сегодня союзы, такие, как Единое экономическое пространство и уже существующий ЕврАзЭС, обязательно «придут в нормальное состояние». Тем самым Президент Казахстана стремится придать новое качество постсоветской интеграции в формате нового, взаимовыгодного, равноправного евразийства XXI века.
Все сказанное подтверждает, что Казахстан полностью состоялся как успешное национальное государство с собственной оригинальной политической и экономической моделями, заслужившими признание в международном масштабе.
Государственный проект, инициированный на заре Независимости Президентом и создателем современного Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, показал свою жизненность и продолжает модернизироваться, успешно отвечая на вызовы времени. Именно это надо в первую очередь подчеркнуть, встречая теперь и у нас — в Казахстане — в этом году новый праздник — День Президента.