По Астраханской поедем, но сдача дороги будет позже
В четверг, 29 июня Атыраускую область с однодневным рабочим визитом посетил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Марат Карабаев. В Центре развития и коммуникаций им. Нурлана Балгимбаева до начала встречи с местной общественностью он провел брифинг для представителей СМИ.
Так как поле деятельности данного министерства – это работа транспорта всех видов, дорожная и иная инфраструктура, строительство, индустриально-инновационные проекты, то и вопросы касались курируемых им отраслей экономики.
— Как вы оцениваете качество дорог в республике, соответствуют ли они международным стандартам? Что делается для улучшения качества дорог?
— Если коснуться в первую очередь качества автомобильных дорог, то на сегодня республиканские автодороги находятся на соответствующем уровне. К примеру, на 3600 км дорог республики ведутся ремонтные работы, чтобы улучшить их качество. У нас в дорожной сфере работает Национальный центр качества дорожных активов, в обязанности которого по законодательству входит проверка всех выполняемых дорожно-строительных работ и ремонта дорог. Он проверяет дороги не только после завершения работ, но и в ходе их выполнения.
Также проверяется качество применяемых строительных материалов: соответствуют ли тому региону, где их применяют. Если не соответствуют, то реконмендует, какие надо использовать именно в конкретно взятом регионе. В целом в результате этого качество дорог в республике улучшается. Теперь, чтобы отрегулировать это, мы вносим изменения в законодательство. То есть, все местные и локальные дороги обязательно должны проходить проверку Национальным центром качества дорожных активов. Ранее такого требования не было. В том числе в текущем году в Атырауском регионе из местного бюджета было выделено 120 млн тенге, и на эти средства проводится предварительная проверка дорог, строящихся и ремонтируемых дорог. Ежегодно примерно четыре тысячи км местных дорог проходят ремонт. Это первый вопрос.
А второй вопрос, который поднимает общественность, — несвоевременность сроков проведения ремонтных работ. Раньше было так. Для каждой дороги местного значения акиматы готовили проектно-сметную документацию. Потом эти проекты направлялись в центр, а потом запрашивалось бюджетное финансирование. То есть, на какие дороги была готова проектно-сметная документация, вот на них и выделялись средства. С прошлого года эта методика несколько изменилась. Согласно ей, теперь центр предоставляет бюджетное финансирование акиматам для целого пула дорожных проектов от каждого региона, а не как раньше по отдельности, в зависимости от готовности проекта и сметы. Из них местные акиматы на выделенные из республики средства могут выбирать наиболее приоритетные проекты и начать их реализовывать. Принцип такой — чем ниже качество дорог в том или ином регионе, тем больше средств будет направляться на их улучшение. И эти средства будут выделяться одним пулом. И акиматы будут сами выбирать из проектов, что в первую очередь надо построить или отремонтировать.
— Как идет строительство автодороги в направлении Атырау — Астрахань? Когда закончится реконструкция этой автотрассы?
— Что касается проекта дороги «Атырау — Астрахань», то это давняя проблема. Но, я думаю, что народ будет доволен. Почему? Потому что впервые мы дадим возможность передвигаться по этой дороге, хотя ее мы не сдадим в эксплуатацию. Что это значит? Вот смотрите. Общая протяженность данной автотрассы — 257 км, из них 40 км полностью будут сданы в эксплуатацию, а на оставшихся 217 км откроется движение. То есть, на этой дороге будет полностью уложен и завершен нижний слой. Но полный ввод в строй дороги будет завершен позже, так как надо построить объездные дороги и другие дорожные объекты. Будет это в следующем году. Но для этого надо решить два проблемных вопроса.
Как вам известно, этот проект профинансирован с заемных средств Европейского банка развития и реконструкции. И на сегодня в рамках этого кредита сэкономлено 23 млрд тенге. В целом стоимость проекта составляет 77 млрд тенге, но это уже затянувшийся по срокам проект, его ПСД подготовлена в 2018 г. Прошло пять лет, и за это время стоимость строительных материалов выросла. Из 77 млрд тенге на выполнение работ было выделено 66 млрд тенге. Но как вы понимаете, 77 млрд тенге уже не хватит, чтобы завершить проект, надо дофинансировать работы. Когда брали заем в ЕБРР в иностранной валюте, то за счет сложившейся инфляции и курсовой разницы мы сэкономили 23 млрд тенге. Эти сэкономленные средства будут полностью выделены. Подрядные компании просили не останавливать финансирование работ и дать больше ранее утвержденных 77 млрд тенге. Решение Премьером-министром уже одобрено. Теперь это надо будет утвердить через республиканскую бюджетную комиссию. Самое главное — мы решили вопрос с финансированием работ. Зимой подрядные организации отлично подготовились к дорожным работам, мобилизовав запасы материалов.
Остро стоял вопрос с нехваткой вагонов. Сейчас там задействовано 4910, но подрядчики просят дополнительно еще 2000 вагонов.
— Была информация о нехватке ж/д тупиков. Насколько это соответствует действительности?
— Да, такая ситуация была, но на сегодня она нашла свое разрешение. Признаю, что подрядчики просят подать до 7 тысяч вагонов, но имевшаяся проблема с нехваткой ж/д тупиков для отгрузки вагонов была разрешена одной из подрядных организаций. И этот вопрос снят с повестки дня.
— Как скоро обновят пассажирские вагоны сообщением «Атырау — Мангистау»? Они ведь сильно устарели, летом в них очень жарко и тяжело перемещаться…
— В текущем году вагоны в поездах сообщением «Атырау — Мангистау» не будут обновлены. В целом это актуально не только для данного направления, это общая проблема, связанная с изношенностью пассажирских вагонов. Но мы не сидим сложа руки. В текущем году закупаем 57 вагонов, их производит отечественный казахстанский завод ЗИКСТО в г. Петропавловске. В следующем году планируем закупить еще 100 вагонов. Если решим с финансами, то к этим запланированным 100 вагонам докупим еще 157 вагонов. Конечно, замену пассажирских вагонов будем проводить поэтапно. Но точно не скажу, на каких именно направлениях.
— Почему убрали поезд «Тальго» сообщением «Атырау — Астана»?
— Потому что этот поезд обслуживал частный перевозчик, и он посчитал его затратным. Возобновить этот поезд можно только при решении вопроса субсидирования со стороны государства.
— Какие крупные индустриальные проекты будут решены в текущем году в регионе?
— Самый крупный реализованный проект, как вы знаете, выпуск полипропилена ТОО KPI, запущенный в конце прошлого года. В текущем году в вашем регионе в планах запуск четырех проектов. Один из значимых индустриально-инновационных проектов, которые, могу отметить, планируемый запуск производства по выпуску геосинтетики, используемой и широко применяемой при дорожном строительстве и при возведении объектов в воде. Это совместный инвестпроект бизнесмена из России и местного предпринимателя.
— Будет ли доведен до конца проект по строительству фармзавода в Атырау?
— Судьба его зависит только от инициатора проекта. Государством создаются базовые условия. В республике функционирует Фонд развития промышленности, он в этом году капитализирован на 500 млрд тенге. То есть, любой предприниматель может финансироваться под 9 процентов. Сейчас конкретно по данному проекту, как мне известно, ведется поиск инвестора для завершения проекта по строительству фармзавода.
Подробности в следующем номере «ПК».
Тимур КАЗИЕВ