Общество

ОБРАЗОВАНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

В современном обществе образование рассматривается как стратегически важная сфера человеческой деятельности, которая формирует интеллект науки, обеспечивает инновационный прорыв в экономике и ее конкурентоспособность.

Концепция данной идеи стала знаковой и определяющей для образования. Вот почему Президент нашей страны в своих обращениях к обществу с идеей нового человека дает четкое направление роста человеческого капитала через систему образования. В этом формате доминирующий аспект социальной модернизации представлен идеологией тирады «Образование-наука-инновация». Другими словами, в современных условиях именно человек и его ценностная основа являются первейшим условием любого развития. И здесь мы отмечаем созвучность идеи как вызов и поле для новых приоритетов, на которые ориентируется современное образовательное сообщество: непрерывность образования, обеспечение его инвестиционной привлекательности и повышение доступности качественного общего среднего образования. Эти приоритеты актуальны и предусматривают следующие тенденции:

Во-первых, образование, как понятие, приобретает свой первоначальный углубленный смысл. Оно становится образом жизни, продолжается всю жизнь. Не многознание, а усвоение необходимого. Это — главный постулат.

Во-вторых, обновление системы образования, как основного фактора успеха всего модернизационного процесса.

В-третьих, поворот всего общества к личности педагога — ключевой фигуре в процессе обучения и воспитания. Труд учителя, главным критерием которого являются его профессиональные компетенции, должен быть в почете. В-четвертых, качественное обновление системы профессионального образования, как основной приоритет инновационного процесса.

В-пятых, совершенствование системы образования в формате высокоэффективного ресурса, обеспечивающего конкурентоспособность государства. Создание эффективной системы обучения, трехъязычие и внедрение системы полиязычного образования. Смысловая направленность вузовской науки выстроена новыми критериями в вопросе интеграции образования и науки.

Таковы новые критерии концептуальной стратегии тактики современной образовательной политики. Кроме того, для обеспечения дальнейшего качественного роста человеческого капитала особое место занимает воспитательный компонент, где более рельефно выступают такие ценности, как патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие, толерантность, физическое и духовное развитие. Необходимо акцентировать внимание на объяснении функциональной роли патриотизма в развитии общества. Принципиальный момент, на наш взгляд, — предметно освещать уникальность нашей республики, давать высокую оценку позитивным переменам, происходящим в стране. Ведь мудрое изречение гласит: «обучение без воспитания есть дело безнравственное и опасное».

И здесь можно согласиться с выводами, что профессиональные знания, умения и навыки сами по себе являются лишь инструментом, способным принести обществу как пользу, так и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала. Это еще раз подтверждает, что формирование общественного мнения нельзя пускать на самотек. Главная задача состоит в том, чтобы помочь подрастающему поколению верно оценить реалии сегодняшнего дня. Необходимо продвигать в массовое сознание идею ответственности за все, что происходит в государстве. Важно понимать, что активная жизненная позиция — основная составляющая человеческого капитала. Для обеспечения дальнейшего качественного роста человеческого капитала через систему образования выступает алгоритм совершенствования образовательной системы, как интеграция в мировое образовательное пространство. Для достижения обозначенных  целей обновлена правовая база образования. Приняты новые законы «О науке», «О статусе Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальные школы», внесены изменения и дополнения в существующий закон «Об образовании». Утверждает себя и новая форма переподготовки — дистанционное повышение квалификации учителей. Эту работу будут выполнять региональные центры повышения квалификации работников образования. Большие возможности представляет новая структура программы обучения с активным привлечением лучшего международного опыта. Логика индустриально-инновационного развития страны диктует реформирования всей профессиональной системы обучения молодежи. Главный акцент делается на обеспечении возможности работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы. Этот сектор образования востребован нуждами государства и частным предпринимательством.

Как отмечает Глава государства Н.А. Назарбаев, «следует расширять доступность образования для молодежи через механизмы государственно-частного партнерства, субсидирования и проживания молодежи из сельской местности и малообеспеченных семей, развития сетей общежитий».

Сегодня нам необходимо поднять на качественно новый уровень исследования межнациональных проблем, выстроить толерантную модель межэтнических и межконфессиональных отношений. Кроме того, следует более предметно доказывать пагубность для нашей молодежи различных форм религиозной нетерпимости, экстремизма. И в данном вопросе мы должны занять активную гражданскую позицию. В сумме эти составляющие образуют четкие критерии роста человеческого капитала. Акцент должен быть сделан на ее успешной реализации. Этого требует время.

Жайлы УМИРБЕКОВА,

заслуженный работник РК, доктор педагогических наук

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button