Еще совсем недавно слово «коллектор» наводило на людей ужас и страх, страх лишиться последнего имущества и денег. И как это ни прискорбно, в народном сознании коллектор больше ассоциируется с унижениями, оскорблениями и преследованиями. Ранее «вышибалы» денег с должников в своих методах не особо церемонились, главное – результат. Но, судя по всему, актуальный для общества вопрос о скандальных и не вполне законных методах работы коллекторов нашел свое решение.
В мае прошлого года в Казахстане был принят Закон РК «О коллекторской деятельности». Основные положения читателям «ПК» разъясняет директор областного филиала Национально Банка Айнур Кошербаева:
– Закон «О коллекторской деятельности» не только регулирует деятельность самого коллектора, но и устанавливает определенные обязанности для банков. Данным законом были внесены изменения, которые говорят о том, что теперь любой банк обязан рассматривать заявление заемщика о реструктуризации. Если раньше это было правом банка рассматривать заявление, то сейчас он обязан это сделать. И обязан дать мотивированный ответ. У банка есть 15 дней для принятия соответствующего решения, – отметила она.
А. Кошербаева призвала не бояться коллекторов, ведь как только дело о взыскании долга по кредиту попадает в руки коллектора, так по новым правилам начисление процентов или вознаграждение на заем приостанавливается. Эта норма была введена для того, чтобы заемщики не боялись взаимодействовать с коллекторами. И это является мировой практикой, при которой коллектор является связующим звеном между банком и заемщиком.
Отныне коллектор из реп-рессивного инструмента должен превратиться в некоего понимающего «дядю», где-то даже помогающего помягче разрешить непростую жизненную ситуацию, то есть стать медиатором или, на языке бюрократии, механизмом досудебного взыскания долга.
Настоящим Законом разрешены способы взаимодействия коллекторов с должником, в частности, контакты должны осуществляться с помощью средств аудио- или видеотехники в помещениях коллекторских агентств. Определено время контактов с должником: 1. только в будние дни; 2. не более 3 телефонных переговоров в течение дня в период с 8.00 до 21.00 часов; 3. не более 3 встреч в течение недели, при этом не более одной встречи в период опять-таки с 8 часов утра до 9 часов вечера. При этом должник сам определяет, когда ему удобно встречаться. Любые личные контакты запрещены в праздничные и выходные дни.
Есть свод правил того, чего не следует делать колллекторам. Так, например, коллекторам строго-настрого запрещено: распространять сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию должника и его представителя, либо разглашать сведения, которые могут причинить имущественный вред; совершать противоправные действия, посягающие на права и свободу должника, ставящие под угрозу его жизнь и здоровье; оказывать давление путем угрозы применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества должника; оскорблять, шантажировать, принуждать делать что-либо против его воли путем мошенничества или подлога документов; вводить должника и его представителя в заблуждение, относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности; принимать деньги в любой форме, а также иное имущество в счет погашения долга; требовать погасить задолженности иным имущес-твом, кроме денег, и т.д.