КАК Я РАБОТАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ
Положа руку на сердце, признаюсь, всегда считала, что государственная служба — скучное занятие. А как иначе? Надо целый день корпеть над бумагами, проверять работу госслужащих. Чтобы выяснить, так ли это на самом деле, в один прекрасный день переквалифицировалась в чиновника. Как оказалось, для людей непосвященных государственная служба действительно кажется чем-то скучным, бюрократическим. А на самом деле все обстоит совсем по-другому. Но обо всем по порядку.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ДЕПАРТАМЕНТ!
На недавней Прямой линии с участием руководителя департамента по делам государственной службы Атырауской области Мухита Избанова от читателей поступило немало вопросов относительно возможности поступления на госслужбу, на которые он дал исчерпывающие ответы. А мы, заинтересовавшись самим процессом отбора кадров, ежедневной работой государственных служащих, решили «устроиться на работу» в департамент. В первый весенний день (то есть без предупреждения руководства департамента по делам государственной службы Атырауской области!), пришла в ведомство. Никаких согласований и разрешений на «работу в департамент» не потребовалось. Руководитель Мухит Избанов встретил меня без долгих расспросов: «Зачем и почему».
За чашкой чая мне, запыхавшейся от быстрой ходьбы, дали возможность перевести дух. Мухит Избанов пояснил, что весь процесс работы сотрудников департамента прозрачен, поэтому двери для прессы всегда открыты. В итоге меня «взяли» главным специалистом в управление госуслуг департамента, то есть на низовую должность, а всего в ведомстве пять управлений.
Два дня, проведенные в новой должности, оказались насыщенными. Участвуя в работе комиссии по отбору кадров для государственной службы, а также выполняя конкретные функции в «своем» управлении, поняла ошибочность представлений о работе государственных служащих. Будет ли скучно, а работа предстанет рутиной — это уже зависит от того, как ты относишься к своему делу. Если с душой, то понимаешь, что за каждым документом, будь то обращение жителя или другая «бумага», стоит насущный вопрос, требующий решения, а, значит, выполняешь огромную и ответственную работу. А вот формальное, поверхностное отношение к выполнению своих обязанностей может сделать ее скучной. Когда глубоко вникаешь и пропускаешь все вопросы через себя, то работа окажется очень даже интересной. Документы, планы, отчеты, совещания, комиссии, проверки, телефонные звонки… Каждый шаг расписан буквально по минутам.
ЗАВЕТНАЯ ПАПКА
Мои первые часы работы в качестве специалиста департамента начались с участия в заседании конкурсной комиссии по отбору кадров. Заседание проходило в кабинете руководителя департамента, но без участия Мухита Избанова, который не входит в состав комиссии. Возглавляет комиссию заместитель руководителя ведомства — заведующий секретариатом Совета по этике Алибек Ермеккали. Мне предоставили список кандидатов на пять вакантных должностей в данном департаменте. Обращаю внимание, что в числе претендентов только один мужчина и пять женщин, возраст кандидатов — от двадцати четырех лет до пятидесяти. Руководитель управления государственных услуг департамента Шынгыс Алекешев поясняет, что конкурс включает в себя ряд последовательных этапов. Сначала было дано объявление о проведении конкурса на сайте ведомства. Потом приняли документы от граждан, изъявивших желание принять в нем участие, и создали конкурсную комиссию государственного органа. Добавим важный момент. По правилам, поначалу конкурс на вакантные места объявляется исключительно среди сотрудников ведомства, и при отсутствии претендентов, он объявляется среди всех действующих госслужащих. В случае если и на данном этапе отсутствует достойный кандидат, то он объявляется всенародно. При конкурсе на нижестоящие должности — внутренний конкурс не объявляется. На вакантную должность руководителя управления государственной службы департамента был объявлен внутренний конкурс, но на него никто документы не подал, поэтому он признан несостоявшимся. Так что возможность участвовать в конкурсе на эту должность получат все государственные служащие республики.
— Сегодня мы рассматриваем документы участников конкурса на соответствие установленным квалификационным требованиям к административной государственной должности корпуса «Б», — поясняет новому «главному специалисту» Шынгыс Алекешев. — На следующий день проведем собеседование с теми кандидатами, у которых все документы в порядке, выдадим соответствующее заключение.
На столе шесть папок, обращаю внимание, что одна из них достаточно пухлая. Ее владелец — мужчина 55 лет, представил все необходимые документы, сертификаты, свидетельствующие об опыте и квалификации. С солидной квалификацией у него весомые шансы на должность, промелькнуло у меня. А на что же тогда рассчитывать молодым претендентам, без опыта работы и кучи сертификатов? Мое беспокойство оказалось напрасным, так как по закону шансы у опытных или новичков абсолютно равные! А опыт при конкурсе на нижестоящие должности — не главное. Еще следует пройти собеседование. Но не все в один день.
В папке должны быть документы, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям, в том числе документы об образовании. Тщательно все рассматриваем.
— Кандидат проходит на собеседование, — после просмотра очередная папка откладывается в сторону.
У всех документы оказались в полном объеме, за исключением одной кандидатки. Как выяснилось, у нее не хватает анкеты, а там должны быть сведения личного характера. Все эти данные проверяет соответствующая структура.
— Мы к кандидатам не относимся сурово, если обнаружим неполный пакет документов, то звоним им, напоминаем. В данном случае она уже была предупреждена нами по телефону о необходимости представления анкеты, но, как видно, выводов не сделала, — объясняет Алибек Ермеккали.
А кому надо беспокоиться о наличии всех бумаг? Правильно, самому претенденту. Так что члены комиссии приняли решение данную кандидатку на собеседование не допускать. Правило есть правило. К слову, в департаменте совсем не бюрократы, всегда пойдут навстречу претенденту. Если он по каким-то причинам не смог представить нотариально заверенный документ, то сами его проверят и на копии поставят подпись.
В процессе проверки документов члены комиссии предупреждают меня, что обращают внимание на одну важную деталь. При тестировании кандидат отвечает на различные вопросы, в том числе связанные с оценкой личностных качеств, отношением к коррупции, уровнем инициативности. Результат отображается в сертификате. Порогового значения там нет, но есть зона риска. Уже в ходе отбора комиссия смотрит на этот фактор, и вопросы задаются, в том числе с учетом зоны риска. А я обратила внимание на двух кандидаток, у которых пороговые значения настораживают по уровню этичности.
ЗАВЕТНЫЙ ПРОПУСК НА СЛУЖБУ
Собеседование с кандидатами назначено на другой день. Как их будут проверять на пригодность к делу служения народу?
— Конкурсная комиссия формирует перечень вопросов для каждой объявленной вакантной должности, задаваемых в равном объеме кандидатам, претендующим на одну и ту же должность. Посмотрим, как себя проявят, будут отвечать на вопросы. Самое главное, делаем акцент на нетерпимости коррупции, — разъясняет руководитель управления госуслуг Шынгыс Алекешев.
В зале заседаний департамента все готово для беседы с претендентами. Мне разрешили в процессе участвовать наблюдателем, и я присоединилась к двум представителям НПО, сидевшим за отдельным столом. Нам выдали памятку для наблюдателя, в которой расписана вся соответствующая информация. Свое мнение и оценку о ходе проведения собеседования разрешено высказать после завершения процедуры.
…Волнение скрыть невозможно. Скорее всего поэтому некоторые претенденты на занятие административной государственной должности корпуса «Б» жестикулировали, не знали, куда деть руки, или, повернув голову от комиссии, смотрели в окно. Члены комиссии не задавали одинаковых вопросов кандидатам, и для каждого было по три профильных вопроса и два мотивационных.
…- Как вы понимаете коррупционный риск?
— Что в вашем понимании является имиджем государственного служащего?
— Что такое меритократия?
— Каким должен быть, по вашему мнению, идеальный работник государственного органа?
Большинство кандидатов ответили правильно, а некоторые были не уверены в своих ответах. Одна претендентка большей частью молчала, и, видимо, что-то надеялась увидеть в окне, куда упрямо отворачивалась при очередном вопросе.
Она не осилила элементарные вопросы, в том числе об этике госслужащего. Разве можно не знать, что главное для госслужащего — честность, добросовестность, ответственность? А я убедилась, что наличие диплома вуза — не показатель уровня развития человека. Уж если есть желание работать на госслужбе, неужели нельзя прочитать соответствующую литературу и как следует подготовиться? Члены комиссии не задают ничего лишнего.
— Конкурс прошел открыто. Претендентам дали возможность проявить себя, но видно, что не все они были готовы, — высказалась представитель общественного объединения «Номад» Мартагуль Канатова.
Руководитель общественного объединения «Четвертая власть» Альфия Адиева также считает, что у всех были шансы показать себя, а вопросы были такие, чтобы лучше узнать человека.
В итоге добро на трудоустройство в департамент получили три человека.
ПО ЖИЗНИ ВМЕСТЕ
В департаменте действуют управления госслужбы, госуслуг, профилактики коррупции, контроля в сфере госслужбы, административное управление. Весомая нагрузка по улучшению государственной службы возложена на управление госуслуг и управление профилактики коррупции. Ведь качество работы сотрудника государственных органов должно быть безупречным, надо вести большую профилактическую работу.
— В Казахстане основной упор делается на государственные услуги, так как это та сфера, с которой человек сталкивается постоянно, — уточняет Шынгыс Алекешев. — Когда человек рождается, он получает свидетельство о рождении, затем путевку в детский сад, поступает в вуз, регистрирует заключение брака, при уходе из жизни надо оформлять свидетельство о смерти. Одним словом, на протяжении всей жизни человек привязан к государственным услугам. Если уровень госуслуг низкий, нареканий со стороны населения становится больше, что свидетельствует о неэффективности государственного аппарата. Поэтому надо строить работу таким образом, чтобы исключить недостатки.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
После завершения работы комиссии моя трудовая вахта на госслужбе продолжилась непосредственно в управлении госуслуг. Руководитель Шынгыс Алекешев собрал своих сотрудников и дал ряд конкретных задач на текущий день, в том числе поручил разработать график работы по разъяснению среди населения и госслужащих требований законодательства в сфере оказания государственных услуг. Ежегодно проводится оценка качества оказываемых госуслуг, по которым выставляются баллы. Оценка проводится в основном на основании сведений, предоставляемых самими госорганами, то есть услугодателями. В рамках перепроверки достоверности этих сведений выявились расхождения — реальная ситуация оказалась совсем иная, чем на бумаге.
— При беседе с работниками госорганов выяснилось, что до сих пор во многих сельских округах госслужащие не осведомлены о стандарте госуслуги, — уточняет Шынгыс Алекешев.
Мне и главным коллегам — Галыму Кенженову и Шынгысу Насипкалиеву поручено детально расписать План совместных мероприятий с акиматом области по улучшению качества оказываемых услуг на первое полугодие. Шынгыс Алекешев подробно объяснил детали документа. А начинать надо с разъяснительной работы.
Возвращаемся в кабинет исполнителей. И начинается наша скрупулезная работа. В план включаем информационную работу во всех районах региона, а также в городе Атырау с 10 по 28 марта, организацию перепроверочных мероприятий в рамках оценки отчетных данных услугодателей по оказанию государственных услуг, обеспечение повышения количества вносимых рекомендаций в рамках внутреннего контроля качества госуслуг. Сегодня в госорганах ошибочно понимают правила внутреннего контроля, ограничиваясь лишь предоставлением отчетов о работе. В идеале они должны анализировать у себя жалобы от населения, поступающие в процессе оказания госуслуг, и вносить руководству свои предложения по недопущению их впредь. Поэтому надо повышать качество внутреннего контроля.
К слову, госорганы должны были представить свои предложения по улучшению работы, и только в Индерском, Махамбетском и Жылыойском районах подошли к этому серьезно.
Еще в проект плана включили мероприятие по выявлению «скрытых» госуслуг в целях расширения Реестра госуслуг, проведение мониторинга размещения услугодателями информации о порядке оказания государственных услуг. В настоящее время в Реестре государственных услуг имеется более 735 видов услуг. Вся информация о порядке получения госуслуги должна быть на самом видном месте. И еще не забыть указать номера телефонов доверия.
Между тем наш План все расширялся, что-то упустить важное не хотелось, соответственно, торопиться тоже. Все должно быть расписано, разложено по полочкам.
— У нас живая работа, мне нравится помогать людям. Например, к нам обращались граждане по вопросам, связанным со сложностью получения земельного участка. Мы выявляли конкретные препоны при предоставлении заветной земли, и нарушения были исправлены, люди получили участки, — делится Галым Кенженов. Он работает главным специалистом управления с января 2015 года, куда пришел из управления экономики аппарата акима города Атырау.
Его коллега Шынгыс Насипкалиев тоже трудится с 2015 года. Он начал свою трудовую деятельность в данном департаменте после получения высшего образования в Астанинском КАЗГЮУ.
Наш коллективный труд по составлению Плана завершен, и несем его на согласование руководителю управления госуслуг Шынгысу Алекешеву. Вроде старались охватить все мероприятия, но кое-что все-таки упустили, и пришлось исправлять, добавлять.
ДУМАТЬ И ПРОГНОЗИРОВАТЬ
Моя двухдневная трудовая вахта на государственной службе подошла к завершению. Показать весь объем работы чиновников, разумеется, за столь короткий срок невозможно. Окунувшись в непривычное для себя дело, пришла к выводу, что госслужащий должен обладать такими качествами, как исполнительность, дисциплинированность, ответственность, профессионализм, эрудиция. Он должен иметь критическое мышление, талант организатора, а еще уметь планировать, прогнозировать. И все это относится к моим новым «коллегам» — государственным служащим ДДГС. Выходила из департамента с ощущением причастности к большому и очень важному делу — государственной службе, значит, мои два дня пошли на благо общества, на пользу людям.
Светлана НОВАК