Где растут педагоги

Когда в этом педколледже объявили неделю, посвящённую искусственному интеллекту, многие будущие педагоги отнеслись к этому с осторожностью. Кто-то подумал: «Зачем нам это? Мы же – про детей, про сказки, про развитие речи…» Но уже с первых занятий стало понятно: речь не о моде и не о замене педагога машиной. А… впрочем, все по порядку.
Посмотреть на будущих педагогов решили и корреспонденты «ПК», отправившись в колледж, который уже не одно поколение готовит учителей и воспитателей.
Когда-то быть учителем означало быть уважаемым человеком. Это была профессия с весом – почти как судья или врач. В школе учитель был главным: мудрым, строгим, иногда немного суровым и почти всегда любимым. Но, кажется, теперь профессия, которую раньше романтизировали, уходит потихоньку в тень: рабочий день не заканчивается после звонка, бумажная работа давит, родители требуют, дети – другие… И всё же профессия «учитель» по-прежнему важна. Особенно сейчас, когда в Атырау ощущается острая нехватка педагогов. В первую очередь – русскоязычных воспитателей и учителей начальных классов. Об этом говорят в школах, в родительских чатах, в министерских отчётах. И особенно остро это чувствуют в педагогическом колледже. Потому что именно туда каждый год приходят новые студенты, которые выбирают этот путь – не из-за стабильности или престижа, а по зову сердца.
В Атырауском гуманитарном колледже имени К. Дутбаевой на первом курсе отделения «Дошкольное воспитание» учатся три девушки – Данагул, Мира и Алия. Каждая – со своей историей. Но у всех трёх общее желание: быть с детьми, быть рядом, быть нужной. Данагул Ескабыл вспоминает, что её решение стать воспитателем сформировалось ещё в юные годы:
– Я тогда нередко видела, как в садиках с детьми разговаривали грубо. Мне всегда хотелось это изменить. Я хочу быть тем взрослым, рядом с которым ребёнку будет безопасно. Где он может быть собой. Где его видят, а не просто ставят галочки в отчётах.
Мира Сайлауова признаётся: пришла в педагогику по зову сердца, без колебаний.
– Сестра часто оставляла мне малышей – я нянчилась, играла, читала и поняла – мне это по-настоящему нравится. Мне это было не в обязанность, а в радость. Чувствую, у меня получается быть рядом с детьми.
Но, по словам Миры, одной любви недостаточно: нужно быть очень внимательной. Одно слово – и можно нечаянно ранить.
– Я хочу понимать детей, читать их эмоции, уметь поддерживать. Именно поэтому мне интересна психология. Много читаю, обсуждаю это в семье, учусь слушать, – говорит студентка.
Алия Тлеулина признается: к решению стать педагогом пришла не сразу – долго сомневалась.
– У нас в семье сначала не поняли: зачем? Ведь это тяжело, трудно, не всегда благодарно. Но внутри меня не отпускало. Я всё время ловила себя на мысли: хочу работать с детьми. Хочу быть воспитателем.
Сегодня Алия с энтузиазмом учится, посещает мастер-классы, интересуется тем, как помочь ребёнку раскрыться. Говорит, что главное – это среда. Атмосфера, в которой ребёнку хорошо.
– Где его не оценивают, а направляют. Где он не боится говорить и ошибаться. Я хочу быть взрослым, который это создаёт, – подчеркивает Алия.
Три девушки. Один курс. Один колледж. Один выбор. И одно общее понимание: педагог – это не роль. Это позиция. Это человек, от которого зависит больше, чем просто утренний приём детей или прочитанная сказка перед сном. Это тот, кто помогает стать собой. С самого начала.
А колледж, в котором они учатся…
…не новый, не модный, не с архитектурой «как в Европе». Но у него почти век истории. Атырауский гуманитарный колледж имени К. Дутбаевой уже много лет готовит воспитателей и учителей, и с каждым поколением его выпускников вопрос «а что изменилось?» звучит всё чаще. Потому что меняются дети, общество и сама профессия. Здесь стараются не делать ставку на формальности. Да, есть расписание, предметы, учебный план. Но одновременно есть и другое: пространство, где можно не просто учиться, а понять, подходишь ты для этой профессии или нет.
– В год к нам поступают около 450 студентов, – говорит заместитель директора по воспитательной части Асель Кабдилова. – А заявлений подаётся почти тысяча! Конкурс большой. Больше всего молодых людей выбирают школьное и дошкольное образование. Есть и направления по английскому, казахскому и русскому языкам, физкультуре, технологии…
В открытые дни сюда приходят старшеклассники. Кто-то участвует в мини-спектакле на английском, кто-то – в мастер-классе по декоративному рукоделию, а кто – в обсуждении на уроке хорового пения. Атмосфера – почти как в доме, где много людей и у каждого своя роль.
– Раньше в основном интерес проявляли ребята из районов, – говорит Асель Кабдилова. – Сейчас чаще приходят школьники из самого города. И это – хороший знак. Значит, мы стали более открыты. И профессия снова начинает интересовать.
Колледж старается не терять связь с выпускниками. Многие из них сейчас занимают руководящие должности: кто-то стал директором школы или заведующим детским садом, кто нынче завуч. Есть те, кто продолжает преподавать и делиться опытом.
– У нас есть Shadow day – день дублёра. Когда студент встаёт на место преподавателя и пробует провести урок. Не с бумажки, а от себя. И потом мы разбираем, что получилось, что не сработало, как чувствовал себя ребёнок, – рассказывает замдиректора. Здесь всё устроено так, чтобы студент не просто «сдал сессию», а начал задавать себе вопросы: зачем я пришёл? Что для меня педагогика? Какие у меня сильные и слабые стороны?
И именно в этом большая разница между образованием прошлого и настоящего. Раньше нужно было соответствовать. Сейчас – понимать, кто ты есть и зачем ты здесь.
– Мы не даём гарантий и не обещаем лёгкой дороги. Но стараемся быть заведением, в котором можно начать этот путь осознанно, – говорит Асель Кабдилова. И для многих студентов этот путь действительно начинается не с теории, не с методички, не с экзамена. А с первого детского взгляда на практике. С простого: «а ты вернёшься завтра?»
Речь о новых инструментах
Когда в колледже объявили неделю, посвящённую ИИ, многие подумали: «Зачем нам это?!». Но уже с первых занятий стало понятно: речь не о моде и не о замене педагога машиной. Студенты, которые вчера ещё с трудом находили картинки для занятий, на мастер-классах учились формулировать запросы, адаптировать материалы под разный возраст, составлять планы уроков, используя нейросети. Работали с Fobizz, MagicSchool, Conker, Canva, пробовали ChatGPT – не ради «вау-эффекта», а чтобы понять: как это можно использовать в работе с детьми.
– Мы показывали не готовые шаблоны, а подход: как сделать так, чтобы ИИ стал помощником, а не… костылём, – рассказывает Гульмира Куанышева – один из спикеров упомянутой недели. – Например, можно за пять минут сгенерировать карточки на тему «Домашние животные», подобрать упражнения разного уровня сложности или составить подборку вопросов по сказке, учитывая возраст ребёнка и его речевое развитие.
Гульмира – методист, она работает на стыке традиционного и цифрового подхода, не увлечена технологиями ради технологий, зато убеждена: педагогу нужно быть гибким.
– Сейчас дети другие. Им уже не так интересны привычные дидактические игры. А вот когда животное в книжке «оживает», или когда карточки запускаются по QR-кодам с помощью волшебного кубика – включается внимание, интерес, движение. Это – не замена педагога. Это – расширение его возможностей!
На мастер-классах говорили о реальных кейсах: как адаптировать урок под билингвов, как подбирать материалы для детей с разным темпом, как сделать занятия более наглядными и эмоционально включающими. И самое важное – обсуждали не только плюсы.
– Мы честно говорили и о страхах, – добавляет Гульмира. – Что будет с профессией? Нас заменят? Нас обезличат? И я всегда отвечаю: нейросеть не чувствует. Не может обнять, не может заметить, что ребёнок молчит не просто так. ИИ может быть инструментом. Но человек – всегда центр.
Студенты воспринимали всё по-разному: кто-то – с восторгом, кто-то – с опаской. Но почти все после недели сказали, что теперь хотя бы понимают, как с этим работать. А главное – что это не про «отнять профессию», а про «добавить возможностей». Колледж им. Дутбаевой пока не превращает это в отдельный предмет. Но цифровая грамотность здесь уже не по остаточному принципу. Просто она встроена не в расписание, а в процесс: на мастер-классе, на занятии, на практике.
Алёна СОЛОДОВНИКОВА