БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

Без права на ошибку копия Общество

В правовом государстве именно суд становится главным институтом, задачей которого является защита прав и свобод человека. Каким образом судебные органы поддерживают и укрепляют законность? Какая ведется работа по повышению квалификации судей? Об этом нам рассказал судья специализированного межрайонного экономического суда Атырауской области, кандидат юридических наук Максат СЕМБИН.

— Максат Макатович, на судебные органы возложена важная задача правовой защищенности граждан. Что в этом отношении предпринимает непосредственно судья?

— Разрешая споры и конфликты, суд поддерживает и укрепляет режим законности, сдерживает органы власти в правовом поле. И, наконец, независимый и беспристрастный суд — это не только правовая защищенность граждан, но и главное условие для развития стабильной, здоровой, конкурентной экономики, вхождения страны в мировое правовое пространство, интеграции в орбиту международных экономических отношений.

Необходимо подчеркнуть, что судья — это представитель власти, призванный разрешать правовые споры между отдельными людьми, организациями, государственными структурами. И он принимает на себя ответственность в разрешении конфликта между двумя сторонами, будь то тяжба между конкурирующими компаниями или бывшими супругами.

— Судебная власть, как известно, самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти…

— Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.

Требования, поручения, вызовы и другие обращения судов и судей обязательны для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, других юридических лиц, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Республики Казахстан.

Разумеется, в этой работе центральной является личность судьи и зависящий от него такой важный компонент правосудия, как авторитет суда.

— Бывают ли в судебной практике случаи нарушения законности со стороны судей, судебного бюрократизма, недопустимые судебные ошибки…

— К сожалению, единичные случаи имеют место. И они сильно подрывают имидж суда. Для общества сама по себе независимость судьи, без включения механизмов его личной ответственности за объективность при разрешении дела, за соблюдение норм судейской этики, за поддержание высокого авторитета судебной власти ничего не дает.

Все это тоже требует нового взгляда, новых подходов в вопросах формирования и подготовки достойной смены судейского корпуса, обучения и повышения квалификации судей. Очевидно, сегодня нужны новые, более действенные и усовершенствованные механизмы, более строгие критерии отбора, барьеры на пути попадания в судейский корпус случайных людей.

Перед судом стоит повсе-дневная сложная задача — добиться того, чтобы у каждого человека, который обратился в суд, независимо от исхода дела, всегда оставалось доверие и уважение к судье как профессионалу, к его решению и к судебной системе в целом.

— Соответственно, Кодекс судейской этики должен быть не просто красивой декларацией, а именно реальной, действующей ценностью…

— Да, и чтобы по нему сверяли свои слова и поступки все члены профессионального сообщества.

Для реализации этих требований необходимо внести соответствующие изменения в Конституционный Закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», предусматривающие комплекс мер по усилению требовательности к профессиональным качествам судьи, повышению его ответственности за соблюдение законности при отправлении правосудия, а также соблюдения судейской этики.

— На что необходимо обратить особое внимание при отборе кандидатов в судьи?

— Существующая ныне в Казахстане система отбора кандидатов в судьи является достаточно прогрессивной, но и она не лишена недостатков. Цель — создание профессионально дееспособного судейского корпуса является главной задачей судебной власти.

В связи с этим, представляется интересным проанализировать законодательство других государств и рассмотреть некоторые аспекты подготовки кандидатов в судьи в нашей стране.

К примеру, в США предъявляются очень высокие требования к тем, которые могут и хотят занимать судейские должности. У них понятие «профессионализм» включает в себя как образованность, так и довольно длительную юридическую практику — опыт работы в основном адвокатом, университетским профессором, консультантом-советником по правовым вопросам. Важнейшим критерием оценки кандидата в судьи принято считать его «безукоризненную репутацию». Претенденты проходят специальную квалификационную комиссию экспертов. Во многих штатах кандидат в судьи выдерживается до одного года, и только потом реально ставится вопрос о назначении или о допусках к выборам, где они предусмотрены.

Во Франции кандидат в судьи проходит вначале конкурсный отбор, после чего прошедшие зачисляются стажерами и после 30-месячного обучения и стажировки почти во всех иерархиях суда и прокуратуры, и в обязательном порядке в городах Бордо и в Париже, допускаются к сдаче квалификационных экзаменов.

В Германии также действуют не менее строгие процедуры отбора и стажировки кандидатов в судьи на всех ступенях судебной инстанции.

В нашей стране одним из важных звеньев в системе отбора кандидатов в судьи является их стажировка в районном (городском) суде. Нормативной основой для сдачи экзаменов в судьи и прохождения кандидатами в судьи стажировки является Конституционный Закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Положение о прохождении стажировки кандидатом в судьи.

— Как в этом Положении определены условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи?

— К стажировке допускаются лица, сдавшие квалификационные экзамены. Знания будущих претендентов на судейское звание определяются методом компьютерного тестирования и в устной форме, проводимой Квалификационной комиссией при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, в состав которой входят трое судей, делегируемых Судебным Жюри из своего состава, и пять специалистов из числа преподавателей права, ученых-юристов, назначаемых Советом.

Таким образом, если теоретическая часть подготовки кандидатов в судьи, то есть сдача квалификационных экзаменов более или менее отрегулирована, то процесс прохождения стажировки требует доработки. Основной задачей прохождения стажировки кандидатом в судьи является изу-чение специфики работы в районном и приравненном к нему суде, приобретение необходимых практических и организационных навыков для работы в должности судьи.

В настоящее время стажировка осуществляется без отрыва от основной работы (производства) и, по сути, является несколько формальной процедурой.

— Получается, такая практика имеет некоторые недостатки?

— Здесь и невозможность прохождения стажировки в полном объеме, то есть в режиме полного рабочего дня на весь период, определенный председателем районного суда, поскольку работодатель стажера-кандидата по основной работе (производству), естественно, не заинтересован в этом.

Государство не может профинансировать стажировку с отрывом от основной работы (производства) стажера. Формальная стажировка приводит к снижению качества отправления правосудия. Как уголовные, так и гражданские дела, судебные постановления по делам об административных правонарушениях, которые вынесены с ошибкой, вовлекают в свою орбиту граждан, создается волокита, и уже вышестоящим судебным инстанциям приходится исправлять неправосудные акты. Такие ситуации влекут колоссальные материальные и моральные издержки, и самое главное, порождается неверие в справедливость суда, а это уже ничем не изменить.

Вместо того, чтобы искать правду в суде, граждане, те же предприниматели начинают жаловаться в СМИ, в различные государственные инстанции, апеллировать к высшим должностным лицам, решать конфликтные ситуации вне правового поля.

— Какой может быть выход?

— Полагаем необходимым сделать стажировку оплачиваемой с отрывом от основной работы (производства). Представляется, что со стажером нужно оформлять срочный индивидуальный трудовой договор, в котором и должны быть определены его основные права и обязанности, а также размер должностного оклада. Прохождение стажировки с отрывом от производства, позволило бы существенно поднять качество подготовки будущих судей.

Учитывая специализацию, кандидат должен пройти стажировку, по меньшей мере, у 2-3 судей, которые впоследствии по итогам стажировки должны дать письменные характеристики его деловым и человеческим качествам.

По итогам стажировки стажер-кандидат составляет подробный отчет, который должен быть обязательным предметом обсуждения на совещании судей по месту прохождения стажировки. На этом же совещании прослушиваются руководители стажировки. С учетом имеющихся характеристик и характеристик, данных судьями-руководителями стажировки, судейский корпус должен выработать свое мнение относительно кандидата в судьи.

Что касается возрастного и профессионального ценза для кандидата в судьи, то его следует пересмотреть. Здесь недостаточно высокого уровня теоретических и практических познаний.

— Для работы в качестве судьи необходим жизненный и профессиональный опыт…

— Конечно, так как судья вершит правосудие от имени государства, решает судьбы других людей и по большому счету он не имеет права на ошибку. Возраст для судьи должен быть такой, когда человек состоялся как личность. Подавляющее большинство людей достигает профессиональной зрелости и экономической самостоятельности лишь к 30-ти годам, т.е. за пределами молодежного возраста. Полагаю, целесо-  образным для кандидата в судьи в районный суд возрастной ценз установить 30 лет, а профессиональный — 5 лет.

 

Светлана НОВАК

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна