Я бы в НИШ пошёл учиться…
Накануне Дня Первого Президента мы решили заглянуть в Назарбаев Интеллектуальную школу химико-биологического направления города Атырау, тем более что и повод есть: в этом году она официально получила международную аккредитацию от Совета международных школ (CIS) в Нидерландах и отмечает свое 5-летие.
Визит к президенту
Признаемся, когда попадаешь в интеллектуальную школу, тебе сразу хочется стать умным: атмосфера неуемной жажды знаний, желание сесть за парту учебного класса, выбрать интересную книгу в библиотеке, притронуться к живописи в художественной мастерской, сесть за гончарный круг или встать у станка в танцевальном классе не покидает тебя, пока ты находишься в удивительной стране знаний под названием Назарбаев Интеллектуальная школа.
Забегая вперед, скажем, что буквально на днях здесь прошли выборы в президенты НИШ, и мы, как вежливые гости, попросили своего гида – пресс-секретаря школы Ануара Джаманкулова устроить нам встречу с вновь избранным президентом. Им стал приятный и симпатичный юноша с необычным именем Абай-Лоран Альмухаметов, ученик 11-го класса, с которым мы встретились во время перемены в коридоре на уютном диванчике.
– Поздравляем с победой! – начали мы разговор и сразу поинтересовались происхождением его имени.
– Нет, я не иностранец, я казах, – говорит Абай-Лоран. – А двойное имя я получил от своего отца и дяди. Если коротко, то Абай – это имя моего деда, а второе связано с картой моей жизни, которую составил в Индии мой дядя, и Францией, где учился мой отец. Вот так я получил второе имя Лоран, – рассказывает юноша. – А что касается выборов, то могу сказать, что в президенты я баллотируюсь уже во второй раз. Два года назад я не добрал всего 20 голосов и уступил своему сопернику Куанышу Жалгасбаеву. В итоге два года носил портфель премьер-министра. Работая в команде президента, набрался опыта, и в этом году выиграл выборы. За меня проголосовало 70 процентов избирателей. Скажу откровенно, предвыборная гонка в этом году была очень напряженной и интересной, и длилась на неделю дольше. Кроме меня свою кандидатуру в президенты выставил юноша из параллельного класса Алишер Бектлеуов. И после подсчета голосов стало известно, что выборы выиграл я, – говорит Абай-Лоран.
Надо сказать, что выборы в интеллектуальной школе проходят по всем правилам избирательной кампании: с предвыборной программой, бюллетенями, урнами и подсчетом голосов. В голосовании имеют право участвовать не только учащиеся школы, но и учителя, административный корпус, техперсонал и даже родители.
Вновь избранный президент поделился с нами, что сейчас готовится к инаугурации, которая назначена на 1 декабря и, как положено главе, занимается текущими делами: планирует работу, формирует Парламент (совет школы), кабинет министров. Мы не стали отвлекать его от важных дел и уверенные в том, что лидер школьного сообщества НИШ господин Альмухаметов станет хорошим президентом для своих избирателей, двинулись дальше.
Об уроках у француженки-казашки
Не скрою, как сотруднику СМИ мне не терпелось заглянуть в пресс-центр, где располагается собственная телестудия, а также выпускается свой журнал «Пресс-НИШ» на трех языках. Журнал выходит один раз в месяц, как в любой редакции есть редактор, корректура, верстальщики из числа учащихся и, конечно, корреспонденты.
– А вообще, в журнал могут писать все: как ученики, так и преподаватели, – вводит нас в курс дела Ануар Джаманкулов. В его обязанности входит не только работать со СМИ, но и обучать ребят осваивать профессию журналиста, телеоператора, снимать учебные ролики и монтировать телепередачи.
Здесь же мы познакомились с ученицей 8-го класса по имени Вивьен Синдера, которая не только виртуозно играет на фортепьяно, но и интересуется журналистикой. На вопрос: француженка ли она, Вивьен нам сказала, что мама у нее казашка, родом из Махамбетского района, а папа француз. До 6-го класса училась в лицее №17, а к поступлению в интеллектуальную школу готовилась уже с 4-го, так хотела сюда попасть.
– Особенность состоит в том, что здесь никто не заставляет тебя учиться, и задания строятся таким образом, что знания ты добываешь сам, – рассказывает девочка. Вивьен знает 4 языка: кроме русского, казахского и английского еще и французский. На родине отца она бывает два раза в год, что помогает ей совершенствовать язык Мирей Матье и Джо Дассена.
Интересным оказалось и то, что, по словам Вивьен, знания учащихся 7-8-х классов оцениваются несколько необычно: вместо привычных оценок ученики от учителя слышат: «достиг» и «стремиться».
В роли респондента
Далее наш путь лежал в храм знаний – библиотеку. Просторная, светлая читальня ждала своих посетителей. К тому же мы заметили на ее дверях наклейку с надписью «Буккроссинг».
– Это обмен книгами, – объясняет мне Ануар. – Мы проводим акцию, когда любой ученик, прочитав книгу, может принести ее в библиотеку, а взамен взять другую. То есть поделиться прочитанным со своими друзьями. Книги из буккроссинга остаются в школе, а иногда мы их отвозим в пилотные школы, например, школу-лицей №17 или общеобразовательную – в Исатайском районе, село Тущыкудук. Они апробируют систему образования НИШ.
И тут наш разговор прерывают учащиеся 7-го класса Аружан и Темирлан, которые подошли к нам, чтобы взять интервью. Оказалось, что сейчас у них идет урок русского языка, и они проводят мини-исследование на тему «Нужна ли ученикам школьная форма?». Дав обоснованный и утвердительный ответ, мы в свою очередь поинтересовались у них тем же самым вопросом.
«Очень нравится, – говорит Темирлан. – У нас к основной базе одежды предусмотрены варианты: мы можем надеть джемпер, жилет или пиджак, – ответили они и поспешили исследовать данный вопрос дальше. (Кстати, школьная форма выдается всем учащимся бесплатно).
Корреспонденты «ПК», тоже продолжая исследовать интеллектуальную школу, не переставали удивляться художественной мастерской, где ребята писали картины в стиле Ван Гога, гончарному кабинету, где увидели выставку изделий из глины, сделанных руками учеников. В музыкальном и танцевальном классах обучают основам классической музыки и танца, а в оранжерее биологи занимаются исследованиями, ухаживают за растениями и проводят минуты отдыха. Еще нас привлек кабинет психолога, который на тот момент пустовал, но дверь была настежь открыта. Наш гид пояснил, что этот кабинет открыт всегда.
– Чтобы любой ученик или преподаватель смог сюда войти и пообщаться с психологом.
Мы обратили внимание и на надпись на дверях: «Миссия и девиз школы – каждый должен быть успешным в современном мире. Научиться жить в коллективе и быть в ладу с самим собой». По-моему, лучше и не скажешь.
Поразил и актовый зал, на наш взгляд, ничем не уступающий ДК имени Курмангазы. Общежитие для учеников, которое находится здесь же на втором этаже, тоже не оставило нас равнодушными. Заглянув в одну из комнат, мы увидели две двухъярусные кровати, ванную комнату и все необходимое для проживания 4 человек. Оказалось, что и тут есть своя политика: в комнаты заселяют детей разных возрастов и классов, для того, чтобы старшие помогали младшим, а ребята казахских и русских классов больше общались друг с другом. Общежитие рассчитано на 120 мест, кроме спальных комнат здесь имеется прачечная, холодильник, гладильная комната. Здесь живут ребята, приехавшие из отдаленных районов нашего региона.
Мистер Иван из Колумбии
Пока гуляли по трем этажам, подошло время обеда, и мы заглянули в школьную столовую. Ученики и учителя, кстати, едят отдельно: у учащихся большой зал на 368 мест, где они обедают в два потока, а учителя – в зале поменьше. Войдя в учительскую столовую, мы обратили внимание, что за одним из столиков сидят учителя-иностранцы, и не упустили случая с ними познакомиться.
Иван Мартинес из Колумбии и Рубен Будаяо из Филиппин преподают биологию. Оказалось, что мистер Иван хорошо говорит на русском, и в Казахстане работает уже 5 лет.
– Я учился в Кишиневе еще при Советском Союзе, отсюда и имя, и знание русского, – рассказывает мистер Иван. – А работу я нашел через интернет-агентство, которое предложило мне поработать в Казахстане. Мне показалось это очень интересным, и я согласился. Вот уже в течение 5 лет работаю в Казахстане и 3 года в Атырау.
– Скажите, а атырауские ученики отличаются от школьников других стран? – интересуемся мы.
– В Атырау дети более спокойны, воспитанны и исполнительны, чем на Западе. Да и атмосфера в школе весьма дружелюбная, так что все О’кей.
Его коллега Рубен Будаяо из Филиппин в Атырау работает 2 года, и не говорит по-русски. Пришлось прибегнуть к помощи Ануара.
– Я много путешествую, и все новое мне очень интересно, – говорит преподаватель. – Какого-то культурного шока в вашей стране я не испытываю, даже наоборот.
Сам мистер Рубен мусульманин и его приятно удивило, что в Казахстане тоже едят конину. Единственное, о чем он сожалеет, это то, что в Атырау очень мало зелени.
Мы спросили, на каком языке они ведут уроки. Оказалось, что уроки проводятся на английском и по системе team-teaching, то есть занятия проводят сразу два учителя – казахстанский и иностранный. Сначала они несколько минут обсуждают разные темы, делятся новостями – это отличная языковая практика.
По словам Ануара, сейчас в НИШе работают 7 иностранных преподавателей, кроме мистера Ивана и Рубена, есть учителя из Найроби, Британии. Но атырауские педагоги осваивают языки, и потихоньку заменяют иностранных учителей, что тоже очень неплохо.
…Покидать Назарбаев Интеллектуальную школу нам не хотелось. Напоследок, из любопытства заглянув еще в один кабинет, мы увидели, что здесь уже заседает приемная комиссия, которая принимает документы ребят, желающих учиться в одной из престижных школ города Атырау. Так что шестиклассники уже сегодня могут прийти сюда и увидеть все то, что увидели мы. Эх, как же мы им завидуем!
Анжелика КИМ