Как правильно готовить специалиста?
Летом в Парламенте страны будут приняты поправки в Закон «Об образовании в Республике Казахстан». Они коснутся профессионального технического образования, а именно: дуального обучения, трудоустройства выпускников, изменений структуры средних специальных учебных заведений с увеличением их полномочий. Но самое главное, почему вводятся поправки, – изменить отношение к Человеку рабочей профессии.
В связи с этим Атырау посетили депутаты Парламента, представители Министерства образования и науки РК, руководители крупных казахстанских колледжей, которые встретились в здании технической школы AРЕС Petrotechnic за круглым столом, чтобы обсудить животрепещущие вопросы.
Как принято на таких мероприятиях, были и доклады. Но наибольший интерес вызвали дискуссии по поводу того, каким быть средним специальным учебным заведениям в будущем. Уже очевидным является то, что работая в нынешнем формате, колледжи не смогут долго удержаться на рынке образовательных услуг. Не секрет, что большинство из них держатся на плаву благодаря опеке государства, что не может продолжаться вечно. Поэтому надо думать на перспективу, превращая подготовку кадров в услугу, востребованную на рынке. Частично образование уже переходит на рельсы бизнеса с размещением госзаказа. Например, в ближайшем будущем детские сады будут работать только по госзаказу. Возможно, такая судьба ожидает и колледжи.
Участники круглого стола, в составе которого были депутаты Парламента Республики Казахстан Ирина Унжакова, Бакытгуль Хаменова, вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова, заместитель акима Атырауской области Нурсауле Сайлауова, представители Национальной платы предпринимателей, руководители колледжей со всей республики, отметили, что дуальное обучение, как таковое, практически не существует. Можно привести лишь единичные примеры по Казахстану, где оно внедрено. Эта система, о которой мы говорим около десяти лет, осуществлена всего лишь на семь процентов. Причина – отсутствие интереса и всяческих обязательств со стороны работодателей. И как следствие – большое число неустроенных после окончания колледжа студентов.
Еще одна проблема – ограниченные возможности средних специальных учебных заведений. Обучая ребят практически, они могли бы открыть свои небольшие производства и реализовывать свою продукцию. Например, один из алматинских колледжей в состоянии без особого труда зарабатывать порядка 60-70 млн. тенге в год. Но с другой стороны, в погоне за прибылью не упустит ли колледж своего прямого предназначения как именно учебного заведения, а не производственного предприятия. Все-таки будущие специалисты должны получить фундаментальное образование, теоретические знания. Здесь важно соблюдать необходимый баланс между коммерческим интересом и учебным процессом. Об этом говорили парламентарий Ирина Унжакова и директор Атырауского колледжа бизнеса и права Нурлы Айтиева.
Как считают многие участники круглого стола, также назрела необходимость в поправке к закону, которая бы обязывала колледжи готовить кадры не только по одной специальности, а как минимум по двум-трем. Это важно для того, чтобы выпускники стали конкурентоспособными, востребованными на рынке труда.
Можно уменьшить сроки подготовки кадров. Например, обучать на базе девятого класса не четыре года, а три. А если дуальное обучение идет со скрипом, можно увеличить количество практических занятий.
Важно также разрешить колледжам самостоятельно принимать решения по поводу востребованности специальности. И что самое важное – сотрудничество между колледжами, даже частными. Иначе рынок получит целую армию специалистов по одной отрасли, а по другой образуется дефицит. В нашей области сразу несколько колледжей готовят учителей начальных классов с казахским языком обучения, переводчиков. А нам не хватает учителей математики, языковедов. Поэтому нужно изучать рынок труда, чтобы блюсти баланс между спросом и предложением.
Еще один актуальный вопрос, который был озвучен за круглым столом – передача колледжей в доверительное управление крупным компаниям. Тогда бы решился вопрос проведения практических занятий и трудоустройства. Но бизнес-структуры пока не торопятся взять на себя такую ответственность из-за низкого объема госзаказов.
Обсуждались и вопросы заработной платы преподавателей колледжей, которая, увы, в среднем не превышает 70-80 тысяч тенге, аттестации и аккредитации, олимпиады среди колледжей, проведения в разрезе областей и по республике конкурсов «Лучший колледж», который, безусловно, активизировал бы их работу.
Проблем, как видите, немало. А слушание в Парламенте намечается всего одно.
– Поэтому надо быть более активным, уверенным, предлагать альтернативу, варианты решения, – заметила спикер круглого стола Бакытгуль Хаменова. – Чтобы мы по колледжам смогли принять щадящие поправки, которые бы отразили интересы самих учебных заведений, и вопрос бы решался в пользу дипломированного специалиста.
Марина КУАНЫШЕВА