От баллонов к заправкам

70 процентов воздушно-модульной компрессорной станции укомплектовано местной продукцией. В течение нынешнего года, помимо изготовления трубопроводов, планируется локализовать автоматику, а затем будет произведена полная локализация производства на месте.
Размещение производств частей какого-то товара в той же стране, где он выпускается в готовом виде, безусловно, повышает конкурентоспособность экономики страны. По информации областного управления предпринимательства и промышленности, с прошлого года одна из местных компаний Атырау занялась выпуском компрессоров, востребованных в производственном секторе. Забегая вперед скажем: атыраусцы строят газонаполнительную станцию для алматинцев.

Эта производственно-торговая компания свою деятельность в регионе начала в 2022-м — занималась поставками компрессоров и композитных баллонов. Сегодня, по словам руководителя компании Карена Зулояна, основное направление деятельности — уже производство компрессоров. Но есть и другие направления, такие как проектировка и строительство автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, выпуск систем воздушного охлаждения, оказание сервисных услуг.
– Мы являемся официальными представителями трех армянских заводов, два из которых занимаются изготовлением компрессорных установок для различных сфер в нефтегазовой промышленности. А третий — производством газовых композитных баллонов четвертого типа. Они более безопасны, так как сделаны из композитных материалов, – рассказывает Карен Зулоян.
В 2023 году компания на арендуемой производственной площадке выполнила свой первый проект по изготовлению и поставке модульной компрессорной станции в Актау. Это была сборка всего компрессорно-технологического блока со всеми его узлами и комплектующими, закупленными в Армении, а в Атырау был произведен лишь модульный контейнер.

Однако в конце 2023-го — начале 2024-го производство было переналажено. Для этого провели определенную подготовительную работу, закупили оборудование и материалы. Кроме усиленного модульного контейнера, здесь на месте была произведена система охлаждения для компрессора с его трубопроводными линиями для воздуха и жидкости, налажена электропроводка и дренажные линии. И получилось, что 70% воздушно-модульной компрессорной станции укомплектовано местной продукцией. В течение 2025 года, помимо изготовления трубопроводов, планируется локализовать автоматику, а затем в течение двух-трех лет будет произведена полная локализация производства на месте.
Для чего же предназначена воздушно-модульная компрессорная станция? Как пояснил нам директор предприятия «AirGas-Eurasia», произведенная компрессорная станция берет атмосферный воздух, сжимает его, а потом под давлением подает его либо на специальные ресиверы (это емкость, используемая в качестве накопителя для хранения сжатых газов для сглаживания перепадов давления или жидкостей под давлением), либо напрямую на работающее оборудование. На заводах, согласно технологической схеме, воздушный компрессор по отдельности подает под давлением воздух станкам любого типа. При этом в 10 раз экономится электроэнергия, а работающий станок не теряет своих оборотов и скорости вращения, а значит, своей производительности и эффективности. На данный момент произведенная в прошлом году в Атырау воздушно-модульная компрессорная станция отправлена на техническую экспертизу в Актау. Потом начинается процесс сертификации по стандартам СТ-KZ. После завершения всех формальностей эту станцию можно будет продать на рынке. Однако это только стартовое производство.
ГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНУЮ
ДЛЯ АЛМАТИНЦЕВ
ПОСТРОЯТ В АТЫРАУ
На горизонте у атырауской компании намечается реализация нового проекта по строительству автомобильной газонаполнительной компрессорной станции в Алматы для пассажирских автобусов. В начале года между холдингом АО «Самрук-Казына», компанией-оператором АО «НК «QazaqGaz» и этим товариществом было подписано трехстороннее обязательство о закупе производимого оборудования путем заключения оффтейк-контракта с одного источника. На первом этапе у заказчика есть потребность на изготовление трех газовых компрессоров. Заказчик, в принципе, подтвердил свою заявку, их устраивает оборудование, выпускаемое на этом производстве. На сегодня идет процесс разработки проектно-сметной документации, а потом на местном заводе можно запустить уже производство газовых компрессоров. И завод готов выполнить довольно серьезный заказ, согласно разработанным чертежам и проектам.
Параллельно ведутся переговоры с компанией «QazaqGaz» по проекту о развитии сети АГНКС на республиканских трассах Казахстана. В первую очередь, на трассе международного значения Западная Европа – Западный Китай. Там предприятие-изготовитель оборудования приобрело участок для строительства АГНКС. Для реализации вышеуказанных проектов требуется изготовить и поставить 15 газовых компрессоров. По словам Карена Зулояна, Армения занимает лидирующую позицию в мире по числу метановых заправок — 600 единиц на население в 3 млн человек. Цена метана там держится на уровне 60 центов (около 300 тенге). Таких АГНКС на метане гораздо больше в солнечном Узбекистане, порядка 1600 единиц, но там проживает около 40 млн человек. В обеих республиках 85% автотранспорта заправляется метаном. В Армении стоимость одного литра бензина доходит до 1,5 доллара (около 750 тенге), поэтому страна взяла курс перехода на газомоторное топливо. Аналогичная ситуация с ценами на бензин и в Узбекистане, там он стоит в 2,5 раза дороже, чем в Казахстане. В пользу метана говорит не только его дешевизна, но и то, что это экологически чистое топливо.
Во время официального визита Главы государства Касым-Жомарта Токаева в Республику Армения 10 апреля прошлого года наша компания тоже была включена в состав казахстанской делегации. И мы в присутствии министров и послов Казахстана и Армении подписали соглашение о локализации производства на территории Казахстана. Были подписаны документы с тремя заводами. Это заводы «Газарт» (производство воздушных и газовых компрессоров для АГНКС), «АМА Компрессор» (оборудование для нефтегазового сектора) и «РСВ Композит» (производство газовых композитных баллонов четвертого типа). С заводом «Газарт» нами запущено первое производство воздушно-модульной компрессорной станции. С этим же заводом для выполнения заказа АО «НК «QazaqGaz» запустим производство газовых компрессоров, – говорит Зулоян. Заключенные соглашения имеют цель – импортозамещение оборудования, ранее завозимого из-за рубежа. В перспективе это дает возможность работать полноценно на казахстанский рынок и рынки соседних государств. Это дело новое, поэтому придется осваивать новую технологию, привлекать технологов с заводов-изготовителей из Армении. Если, например воздушный компрессор создает давление до 10 Бар, то у газового компрессора оно более высокое и доходит до 250 Бар. Поэтому значительно возрастают требования по безопасности производства к выпускаемой продукции.
Тем временем, важным вопросом является наличие квалифицированных кадров. Никакое производство нельзя поставить на ноги и в дальнейшем масштабировать его, не имея грамотных специалистов. Как утверждает Карен Зулоян, весь персонал и специалисты являются местным кадрами.
На вопрос: «А была ли государственная поддержка в плане финансирования?» прозвучал ответ, что пока он и партнеры по бизнесу обходятся частными инвестициями, хотя представители госорганов и госкомпании предлагали такого рода поддержку в случае необходимости. И, возможно, в будущем компания воспользуется такими инструментами господдержки. Надеемся, данный проект, направленный на импортозамещение, увеличение казахстанского содержания, локализацию и диверсификацию производства, внесет свою лепту в развитие экономики региона и республики.
Тимур КАЗИЕВ