Покупатель прав всегда!
Всем знакома ситуация, когда, совершив покупку в магазине, дома мы обнаруживаем, что вещь категорически не подходит нам. Несмотря на существующие правовые акты в защиту потребителя, процесс возврата денег в наших торговых центрах все еще чреват стрессовыми ситуациями. Еще во время осмотра товара продавец строго предупреждает: «Товар обратно не принимаем!». Поэтому кто может себе это позволить, щадя свои нервы и время, оставляют товар пылиться дома, другие, вооружившись правовыми актами, готовятся к конфликту.
Между тем по словам руководителя отдела Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Кайрата Нургалиева, защита своих потребительских прав – необходимость сегодняшнего дня. Все, кто хоть раз уже попытался отстоять свои права потребителя – понял, что это значительно улучшает качество его жизни.
– Наша же задача состоит в том, чтобы таких людей было как можно больше, тогда и качество жизни страны в целом будет расти. Но каждому человеку нужно начать, прежде всего, с себя, а мы в этом поможем. И кстати, принцип «покупатель всегда прав» будет актуален всегда, – уверяет специалист.
По его словам, самый распространённый и эффективный порядок защиты своих прав – это претензионный. Как правило, собственник товара, получив претензию, осознает свою ответственность и во избежание дальнейших расходов по судебным решениям (возмещения морального ущерба, пени и т.д.) идет навстречу требованиям потребителя. Претензия покупателя продавцу предъявляется на основании ст. 22 Закона РК «О защите прав потребителей». Как предъявить претензию?
К примеру, вы приобрели товар ненадлежащего качества и обратились с просьбой о его замене. Аналогичного товара у продавца не нашлось, тогда вы требуете принять товар и вернуть деньги, продавец признает, что товар не качественный, но отказывается принять товар и вернуть деньги.
В этом случае, чтобы правильно составить претензию, вы должны знать:
- Собственника товара, поскольку продавец может быть лишь наемным работником. Это можно узнать из общедоступной информации о ИП в стенах помещения, также из чека, квитанции, накладной;
- Точный адрес торговой точки;
- Ссылку на соответствующие нормы закона. Для этого достаточно набрать в поисковике в Интернете «Закон РК «О защите прав потребителей» ст. 7 и 14».
После составления претензии вы должны вручить ее под роспись собственнику товара, где он должен указать входящий номер и дату принятия претензии, полные данные о должности, фамилию, имя.
Если собственник или его представитель отказывается принять претензию, то вы можете отправить её через почту заказным письмом с уведомлением, квитанцию почтового отделения обязательно сохраните.
Согласно закону о защите прав потребителей вы можете предъявить претензию, если покупали товар легально, сохранили до конца гарантийного срока товарный чек и все документы на товар – инструкции, гарантийные талоны, сохранили упаковку в неповрежденном виде.
Если потребитель получил отказ на претензию или его не устраивают условия, предложенные в ответ для удовлетворения его требований, либо он вовсе не получил ответ на претензию в течение 10 дней со дня его вручения, он имеет право подать в суд исковое заявление. Исковое заявление должно соответствовать требованиям претензии.
Многим людям зачастую кажется, что отстаивать свои права в судебном порядке это что-то нереальное и очень трудное. Из-за чего они позволяют безнаказанно нарушать свои права и даже не пытаются защищаться. Да, действительно, человеку несведущему, возможно, будет и сложно разобраться во всех нюансах, но попытаться стоит.
Бесплатные консультации, помощь для правильного написания претензии и искового заявления в судебные органы можно получить по адресу уполномоченного органа по защите прав потребителей: г. Атырау, Авангард, 4 мкр., д. 3-В, тел: 8(7122)21-31-01.
Алма ТУРГАНОВА
Фото; kapital.kz