Горел камыш…

Почему установленные в резервате три вышки не сработали, почему не приобретена спецтехника для тушения пожара в болотистых условиях, почему в первые три дня была тишина и никто не разъяснял жителям о происходящем, почему ни разу не находили поджигателей? На прошедшем очередном заседании общественного совета прозвучало много таких «почему» по поводу возгорания камыша в середине июня.
Собравшиеся члены общественного совета были настроены решительно, они отмечали, что в те дни к ним поступили сотни обращений от жителей. Забегая вперед, отмечу, что в ходе почти трехчасового обсуждения было озвучено много вопросов и предложений, но на мой взгляд, главный из них, а именно: смогут ли быстро обуздать возможное следующее возгорание (впереди жаркие дни) остался без внятного ответа со стороны хозяев резервата…
О ситуации с возгоранием камыша членам общественного совета пришел рассказать заместитель руководителя государственного резервата «Акжайык» Алимгали Даулбаев.
– Возгорание началось в 13.10 часов утра 13 июня. Личный состав с имеющейся техникой приступил к его тушению. Запах гари от пожара проник в город из-за юго-западного направления ветра. Также тушение возгорания затянулось из-за болотистой местности, имеющаяся техника на обычных колесах не смогла добраться до очагов, а машин на гусеничном ходу у нас нет. И только вертолетам 24 июня удалось полностью потушить пожар. В рамках плановых мероприятий в этом году мы запланировали провести уход за 83 км минеральной полосы, на сегодня работы выполнены на 36 км. Также наметили строительство еще 24 км минеральной полосы, на сегодня выполнено 21 км. С начала года зарегистрировано 89 административных дел с наложением штрафа в более 1 млн тенге. Для контролирования территории проведено 81 рейдовое мероприятие. На сегодня в резервате работает республиканская комиссия по выяснению причин возгорания. Аналогичное расследование проводит местный департамент полиции, – сообщил А. Даулбаев.
Доклад представителя государственного резервата не удовлетворил членов общественного совета. Посыпались вопросы:
– Если за 5 месяцев вы выявили 89 правонарушений, то должны были понимать, что в резервате не все благополучно и есть опасность ЧП. Почему установленные в прошлом году вышки с видеонаблюдением не предупредили о пожаре, почему они не подключены к службе ЧС и к вашему руководству в Астане? Своевременное извещение о пожаре не дало бы ему распространиться на такую площадь!
– Цель создания резервата – это сохранение природы, для этих целей государство выделяет деньги. Но сколько погибло животных, птиц, насекомых, растений, думаю, там ничего живого не осталось! У вас есть эти данные?
– Вообще не видно результата вашей работы. Вы говорите, что за 5 месяцев провели 81 рейд, как вы не поймали поджигателей при такой частоте осмотра? Также за 5 месяцев вы зарегистрировали 89 правонарушений, что за «проходной двор» в закрытом резервате, что за люди там ходят? Также почему вы не сообщили своевременно о пожаре в департамент ЧС, на брифинге стало известно, что чээс-ники сами отправились в резерват, после проникшего в город гари и дыма, когда уже очаг разошелся на 600 га?
– Озвучьте здесь конкретно, что вам нужно, чтобы камыш перестал гореть, может, какая техника или что? А если вы просто не справляетесь со своей работой, то освободите место. Нельзя допускать, чтобы все население города страдало из-за вашей халатности! Будет ли еще возгорание камыша и сможете ли вы быстро потушить его?
– Есть слухи, что АНПЗ воспользовался горением камыша в своих целях, проведя выбросы вредных веществ. Это правда?
– Почему бюджет области идет на большие затраты по тушению пожара, когда резерват находится на балансе министерства?
Член общественного совета Ерлан Кумискалиев не только задавал вопросы, но и высказал несколько предложений:
– Я состоял в общественном совете города и могу поделиться опытом, как мы смогли общими усилиями закрыть вопрос горения мусорного полигона с выделением ядовитых газов. Все помнят, как мусорная свалка душила жителей зловониями, но вот с 2020 года вопрос закрыт. Думаю, нужно закупить современную технику, к примеру, 10 дронов, и проблема решится! Также у меня есть ответ на вопрос, как найти поджигателей, нужно проверить записи разговоров по телефону в тот период времени, этим могут заняться полицейские. Это удивительно, что департамент полиции за все эти годы не обнаружил ни одного поджигателя… Мы все 500 тысяч жителей Атырау в дни горения камыша получили определенную дозу угарного газа. И знайте, это не проходит бесследно. Но главная опасность, по словам медиков, состоит в том, что этот газ проходит через плаценту и влияет на плод в чреве матери, буквально удушает. Я много лет занимаюсь тяжелыми неврологическими заболеваниями детей и знаю о прямой связи таких случаев, поэтому допускаю, что угар может быть причиной аутоимунного заболевания. Нужно инициировать исследование всех женщин города, первый триместр беременности которых пришелся на момент возгорания. Результаты можно увидеть после рождения детей. Это помимо изучения влияния угарного газа на все население города, – отметил член совета Ерлан Кумискалиев.
Также собравшиеся заседатели единогласно решили в связи с произошедшими событиями рассмотреть вопрос о соответствии должностным обязанностям руководителя резервата «Акжайык», который к тому же проигнорировал заседание общественного совета.
Между тем, по словам А. Даулбаева, техника им нужна, конкретно — гусеничные тракторы. Заявки на них неоднократно направлялись в природоохранный комитет и акимат области, но пока ответа нет. Только в прошлом году была профинансирована закупка некоторой техники на 219 млн тенге, но этого недостаточно. Насчет установленных вышек с видеонаблюдением, они еще не перешли на баланс резервата, поэтому не могли их трогать, процесс передачи на баланс на сегодня начат. На территорию резервата, действительно, заходят жители близлежащих сел, хотя ведется разъяснительная работа в округах.
– Я не могу сказать, будут ли еще на нашей территории возгорания камыша, но мы постараемся быстро потушить, — заверил представитель резервата.
Присутствовавший на заседании заместитель акима области Дарын Шамуратов взял слово.
– Я думаю, сейчас вы все хотите услышать, что будет сделано для предотвращения повторного возгорания. Были проведены переговоры с министром экологии и министром ЧС, предстоит их встреча с акимом области, где будут решаться многие вопросы по ситуации, в том числе на чьем балансе будет находиться резерват. В 2024 году с бюджета области для установки вышек в резервате выделено 511 млн тенге, в этом году затраты на тушение пожара также составят порядка 200-300 млн тенге, было мобилизовано много техники, в том числе с районов области. Также поддерживаю ваши претензии по поводу соответствия занимаемой должности директора резервата «Акжайык» в связи с произошедшими событиями и проявление его неуважения к заседанию общественного совета, – отметил Д. Шамуратов.
30-кратное превышение сероводорода
Руководитель департамента экологии Аскар Жунусов, в свою очередь, сообщил, что пожар в государственном природном резервате «Акжайык» полностью локализован. В настоящее время местами наблюдается тление камыша. По поручению оперативного штаба силами департамента ЧС, государственного природного резервата «Акжайык», лесного хозяйства и подрядных организаций с 13 июня начата борьба с огнем. В тушении приняли участие около 150 человек и около 50 единиц техники. 15 июня вертолет Ми-8 АО «Казавиаспас» сделал 33 полета со 100 тоннами воды. 18 июня в борьбу с огнем подключился вертолет из Мангистауской области. В общем, было проведено 76 эпизодов тушения с воздуха. Несмотря на неоднократное тушение пожара, на отдельных участках огонь возобновляется. Это характерно для торфяных и болотистых угодий. Такие очаги пожаров тушатся в течение длительного времени и могут вновь задымиться в жаркое время. Поэтому штаб поручил организовать круглосуточное дежурство на территориях, где возможны пожары. В целях прокладки минеральных полос в зоне пожара дополнительно приступили к работе 10 единиц сельскохозяйственной техники.
Также по его словам, в связи с возгоранием камыша экологи совместно с сотрудниками департамента санитарно-эпидемиологического контроля и «Казгидромет» провели мониторинг качества атмосферного воздуха на селитебных территориях города Атырау. Отбор проб проводился за пределами санитарно-защитной зоны ТОО «АНПЗ» с восточной стороны, на территории населенного пункта Алгабас, за пределами СЗЗ испарительной площадки «Тухлая балка» и др. В общем, по городу работают 22 мониторинговые станции, по заданию акима области будут установлены еще пять, в том числе у объектов «КТК» и «Казтрансойл».
– Как известно, по поручению акима области была создана совместная мониторинговая группа по контролю за состоянием атмосферного воздуха Атырау. Хочу заверить вас, что слухи о произведенных выбросах АНПЗ в дни горения камыша беспочвенны, мы все время проводили замеры. В эти дни, а именно: 14 июня – на территории станции №11, 16 июня – на территории станции №111 «Жилгородок» и №113 «Авангард» при проверке данных в атмосферном воздухе выявлено превышение ингредиентов сероводорода в 30 раз. Ветер юго-восточного направления с полей испарения АНПЗ «Тухлая балка» также отразился на состоянии атмосферного воздуха города, датчики станции зафиксировали превышение сероводорода в 11 раз. Также в ходе мониторинга полей испарения в воде была выявлена жидкость неизвестного происхождения, как известно, сероводород может содержаться не только в воздухе, поэтому были взяты пробы с воды. Результаты исследования проб показали превышение показателей по многим вредным веществам, на сегодня по этому факту инициирована проверка двух предприятий – АНПЗ и АТЭЦ.
Хочу отметить, что в дни возгорания камыша от жителей поступило порядка 500 обращений с требованием принять меры к руководству резервата. Но мы хоть и относимся к одному Министерству экологии, но находимся в разных комитетах, поэтому у нас нет таких полномочий, даже не можем находиться на их территории, – сообщил главный эколог области. Также он отметил, что основным источником загрязнения атмосферного воздуха города сероводородом являются поля испарения «Квадрат». Туда с 1973 года беспрерывно выливаются отходы… – обратил внимание на ситуацию главный эколог области.
«О возгорании сообщили поздно!»
Тем временем, по словам руководителя департамента по чрезвычайным ситуациям Даулета Ескабулова, с начала года в резервате произошло пять случаев возгорания. Последний пожар в период с 13 по 24 июня произошел в 15 км от села Еркинкала. На тушении были задействованы сотрудники и техника департамента ЧС, резервата «Акжайык», лесного хозяйства и др. 24 июня прошло большое совещание, по результатам которого было дано задание подготовить пятилетний план мероприятий по профилактике и недопущению возгорания камыша.
– О пожаре в резервате нам сообщили в 13.50 часов, к тому времени огонь уже разошелся на площади в 600 гектаров, то есть одна из причин распространения огня – несвоевременное оповещение. Также были большие трудности при тушении из-за болотистой местности, к тому же там не проложены минеральные полосы, а камыш растет очень тесно. Видеокамеры, установленные на вышках, каким-то образом не фиксируют возгорание растительности. Если огонь усиливается, необходимо соообщать нам, чтобы потушить своевременно. На тушении пожара был задействован весь состав, а это чревато последствиями – город остается без пожарных. Наши сотрудники работали в очень тяжелых условиях, – сообщил чээсник.
Присутствовавший на заседании природоохранный прокурор Мирас Жалмурзин сообщил, что им дано задание об открытии уголовного дела по поджогу, чем они и занимаются. Тем временем, член общественного совета, юрист Салтанат Рахимова отметила, что уголовное дело нужно заводить об ответственности руководства резервата «Акжайык», допустившего длительное горение камыша, и по поводу вышек с видеокамерами за более 500 млн тенге, которые на деле оказались неэффективными, просто не показывали из-за малой мощности и т.д. Необходимо выяснить детали: как был проведен тендер, кто поставил видеокамеры, кто принял их и т.д. Если сроки не прошли, то вынудить поставщика поменять приборы. Только таким образом можно добиться компенсации нанесенного ущерба.
Также участник заседания, представитель департамента санитарно-эпидемиологического контроля отметила, чтобы узнать о влиянии на здоровье населения вредных выбросов в атмосферу, нужно провести большое комплексное научное исследование. «Надеемся, что такие работы будут проведены».
– Именно вы являетесь хозяевами этой земли, поэтому должны сделать всё, чтобы предотвратить возгорание камыша, – обратился к представителю резервата «Акжайык» председатель общественного совета Бериккали Сарсенгалиев.
– Высказанные здесь вопросы и предложения будут частично озвучены на предстоящей встрече министров, – заверил он.
Подростки
Вторым вопросом заседания общественного совета стала ситуация с правонарушениями среди подростков и насилие над подростками. Как стало известно со слов докладчиков, Атырау находится среди «лидеров» по правонарушениям среди подростков, занимая второе место по стране. По словам представителей правоохранительных органов, для изменения ситуациии необходимо работать с малообеспеченными семьями, потому как именно выходцы из них, как правило, идут на правонарушения. А детей с девиантным поведением надо отправлять на воспитание в интернат.
Обращения о лишении родительских прав нерадивых родителей комиссия по делам женщин и семейно-демографического развития не удовлетворяет, в результате из-за безнаказанности подростки идут на повторные нарушения закона.
Член общественного совета Ерлан Кумискалиев сообщил, что к нему обратилась жительница Атырау с проблемой по киберпреступлениям против подростков. Так, сегодня выпущена новая игра наподобие «синий кит», называемая «кукольное питание», где подростка зомбируют, и он перестает кушать. В результате ребенок сильно теряет в весе, у него меняется психология, что опасно для жизни. Также была озвучена проблема попрошайничества среди детей у мечети Куспан муллы.
Представители правоохранительных органов заверили, что проверят высказанные факты и примут соответствующие меры.
Алмаа ТУРГАН