Личность

КАПИТАН ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ

Есть у нашего народа одна хорошая черта: верность традициям и неустанная пропаганда потомкам мужества их предков. Как хочется иной раз, собирая по крупицам рассказы про таких героев, не жалевших для Родины ни сил, ни жизни и готовых погибнуть ради нее, рассказать всем и вся, что были такие люди в нашей истории и, может быть, гуляли по тем улицам, по которым сейчас ходишь ты, мечтали, любили, словом, жили.

 

Вот и наш земляк Куангали Ихаров, наверное, со своей, свойственной только ему величественной осанкой прохаживался по нашим жарким улицам, высматривая знойных гурьевских красавиц. Это было летом 1945 года. Закончилась война. А нашему герою было целых 22 года…

Первый атырауский казах-капитан подводной лодки, капитан военно-морского флота 1 ранга Куангали Ихаров широкой публике мало известен. И, может быть, так и не узнали бы о нем его земляки, если бы на одном празднике в честь ветеранов войны кто-то не предложил собрать сведения об этой легендарной личности. Вот так вот, с миру по нитке, и собрали сведения о ветеране, документы, фотографии, рукописи, написанной им книги «Матрос из Казахстана». Благо, что нашелся и родственник героя, его племянник Салимгерей Муканов, который очень помог в организации экспозиции в областном музее.

По имеющимся данным, Куангали Ихаров родился в 1923 году в окрестностях Жанбая, Сартобе в песках Нарына Атырауской области. Мальчик рано остался сиротой. Вспоминая о проводах в последний путь своего отца, он пишет:

«Мой отец в 1919-1920 году служил в отряде красного комиссара Чугунова, сражавшегося за установление Советской власти в Астрахани. Отец меня очень любил. Но о себе, о своей жизни он никогда не рассказывал. О том, каким он был человеком, я узнал только от шедшего рядом с гробом русского мужчины, одетого в военную гимнастерку».

Через год после смерти отца умерла и его мама Аккенже, и Куангали и его семилетнюю сестренку Жамал воспитывал их старший брат Каким. Несмотря на все тяготы трудного детства Куангали в 1938 году поступил в Бакинский морской техникум и окончил его в августе 1941 года.

И сразу же после месячной военной подготовки оказался в самом пекле военных баталий. Начал он военный путь на эсминце «Бодрый». О событиях тех дней Куангали Ихаров рассказывал так: «Свой первый бой с фашистами я принял в Севастополе на эсминце «Бодрый». Будучи артиллеристом, помню только, что пальба по вражеским суднам велась безостановочно днем и ночью. И лишь потом узнали, что благодаря массированному огню мы смогли добиться впечатляющих результатов. Враг понес ощутимые потери. За проявленное в том бою мужество командир флота, адмирал Лев Анатольевич Владимирский лично наградил меня орденом Красной Звезды».

Вряд ли эти скупые строчки могут передать в полной мере все ужасы той Великой войны, когда в смертельном бою решалась судьба советского народа. И вот недавно на информационном ресурсе Черноморского флота я нашла следующие данные о легендарном эсминце «Бодрый»:

«В течение августа 1941-го «Бодрый» активно участвовал в обороне Одессы. Он сопровождал транспорты, отражал атаки вражеской авиации, неоднократно вел обстрел сухопутных позиций противника. Артиллерийские стрельбы проводились с помощью береговых корректировочных постов и оказались весьма эффективными. За уничтожение командного пункта и штаба одной из румынских дивизий экипажу «Бодрого» была вынесена благодарность командования Одесской военно-морской базы.

13 августа эсминец перевооружили новыми зенитными автоматами 70-К вместо 45-мм полуавтоматов. Это было сделано весьма своевременно. Пять дней спустя «Бодрый» возвращался после очередного обстрела побережья в базу и дважды подвергся воздушным атакам. Затем налеты участились: немецкие самолеты пытались нанести удар по эсминцу 22, 25 и 28 августа, но интенсивный зенитный огонь из орудий и пулеметов заставлял их сбрасывать бомбы преждевременно.

Первое боевое повреждение эсминец получил 9 сентября в Одессе. Корабль только что прибыл из Севастополя и выгружал доставленные в осажденный город боеприпасы. Воспламенения топлива или боезапаса, к счастью, не произошло. Эсминец сохранил боеспособность и, прикрывшись дымовой завесой, благополучно вышел из гавани. Пробоину в наружной обшивке временно заделали пластырем.

На следующие 5 дней пришлась наибольшая интенсивность боевой деятельности «Бодрого». Корабль обстрелял 18 береговых батарей противника, пять раз сам подвергался обстрелу с их стороны, а также неоднократно отражал воздушные атаки. Каждый раз экипаж умело применял дымоаппаратуру, что вместе с успешным маневрированием позволило избежать попаданий вражеских снарядов и бомб.

14 сентября «Бодрый» прибыл в Севастополь, где всего за полтора дня на нем был произведен основательный ремонт. Помимо исправления повреждений от разрыва снаряда на корабле изменили расположение противоминной обмотки, перенеся ее с борта на верхнюю палубу. 17 сентября эсминец вновь вышел в море и в течение месяца непрерывно занимался конвойной службой, а также совершил одну минную постановку».

История «Бодрого» на этом не заканчивается, эсминец принимал участие в самых ожесточенных боях. Так, после одного такого боя в надстройках и надводном борту насчитали около двух тысяч пробоин! Еще 19 пробоин оказалось в подводной части — по левому борту в районе ватерлинии. Скажите, как тут не испытывать чувство гордости за нашего земляка Куангали Ихарова, который свое первое боевое крещение принял вот на этом легендарном судне.

А дальше судьба забросила Куангали к морским пехотинцам. В составе морской пехоты 18 Армии РККА осенью 1941 года Куангали сражался под Севастополем. Здесь хотелось бы напомнить читателю, что к середине июля1941 г. противник имел на советско-германском фронте 182 дивизии, 14 дивизий находились в резерве. К этому времени в состав Красной Армии входили 212 дивизий и три стрелковые бригады, однако полностью укомплектованными считались только 90 дивизий, т. е. менее половины.

Вследствие крайне тяжелых условий начального периода войны, когда отступавшие войска Красной Армии понесли огромные потери в личном составе и боевой технике, противник овладел значительной частью территории страны, что осложнило проведение мобилизации. Именно в это трудное для государства время, как это не раз было в истории России, особо важную роль стратегического резерва сыграла морская пехота.

В годы войны на различных фронтах в составе объединений и соединений сухопутных войск, флотов и флотилий в разное время сражались одна дивизия, 19 бригад, 14 полков и 36 батальонов морской пехоты общей численностью свыше 200 тысяч человек.

Нельзя переоценить роль морской пехоты Черноморского флота в обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска, Туапсе, Кавказа и придании устойчивости южному стратегическому флангу сухопутного фронта. Железная стойкость морской пехоты Черноморского флота, в составе которой сражались шесть бригад, девять полков, несколько отрядов и 22 батальона, явилась одной из важнейших причин, сорвавших «весеннее» наступление немецких войск1942 г. (см. Е. Абрамов «Черная смерть»).

В составе этой же армии Куангали Ихаров принял непосредственное участие в кровопролитных боях под Новороссийском, Таманью, Керчью, Туапсе, Армавиром, Геленджиком, Темрюком. Также он участвовал в освобождении Советского Заполярья в Карелии. А война для нашего земляка завершилась в Берлине.

Надо отметить, что в Великой Отечественной войне морская пехота использовалась на всех театрах военных действий, принимая участие в морских десантах, обороне побережья и военно-морских баз. Ее боевой путь овеян немеркнувшей славой. Морскую пехоту всегда отличали величие духа, несокрушимая стойкость в обороне, яростный, неудержимый порыв в наступлении и презрение к смерти. Туда, где в критические моменты боя нужны были особая дерзость, стойкость и мужество, направляли морскую пехоту.

В одном из своих интервью Куангали Ихаров рассказал о проведенной им операции по взятию языка. Это было при форсировании реки Одер. Итак, позарез требовалось взять языка. Для выполнения задания отобрали трех сильных парней, умеющих хорошо плавать, Амирана Мукниашвили, Александра Сухова, старшим — Куангали Ихарова. И они переплыли в полночь эту большую европейскую реку, нашли какой-то командный бункер, тихо вырезали охрану и по рукам-ногам упаковали фашистского командира. Чуть не утопив, доставили «добычу» на свой берег. Чин и ранг пленного оказался настолько высоким, что на допросе присутствовал сам маршал Жуков…

24 июня 1945 года Куангали Ихаров участвовал в Параде Победы на Красной площади. В 1949 году закончил курсы командиров при Высшей военной академии имени вице-адмирала С. Макарова в Ленинграде. После этого служил капитаном на подводной лодке «Щука», бороздил просторы Тихого океана, а затем была служба на танкере дальнего плавания «АТ-312».

Об этом периоде жизни Куангали Ихарова известно не очень много. Удалось найти информацию, что он участник боевых действий в Восточно-китайском море на стороне Китая, лично потопил военно-морское судно Шестого флота США — линкор «Техас»; на стороне Алжира участник Алжиро-французской войны.

И только потом, уже на гражданке, Куангали Ихаров займется преподавательской деятельностью в Астраханском морском училище, а также в Калининградском военно-морском училище.

Боевой и трудовой путь нашего земляка был отмечен множеством государственных наград. Так, Куангали ага был награжден орденами «Ленина», «Боевого Красного знамени», «Славы» третьей степени, «Александра Невского», «Красной Звезды», орденами «Отечественной войны» первой и второй степени, Кавалер иностранных орденов и медалей: орденом «Красного знамени» (КНР), орденом «За отвагу» первой степени (Алжир), а также 18 медалями.

Наряду с этим Куангали Ихаров автор книг «Память сердца», «Глазами очевидца», «Матрос из Казахстана».

…С каждым днем героев той самой Великой Отечественной войны становится все меньше и меньше. Они уходят из жизни, но хотелось бы верить, что память о них будет вечной, а подвиги их не будут забыты. Сегодня, глядя в глаза своих великовозрастных детей, тысячи и тысячи матерей думают: «Не дай вам Бог испытать тягости войны! Главное — сохранить Мир!». И представляешь, а как бы сложилась тогда жизнь мальчишки по имени Куангали, если бы не было войны…

 

Жанат НУГМАШКЫЗЫ,

старший научный сотрудник Атырауского областного

 историко-краеведческого музея          

 

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button