БУДЕТ ВЕЧНАЯ МУЗЫКА!

12 Личность

В этом году исполнилось десять лет, как нет с нами рядом известного музыканта, нашего любимого земляка Рысбая Габдиева.
— …Он был великим домбристом. И он был моим другом… — так сказал мне о нем при встрече известный поэт, член Союза писателей Республики Казахстан Кадыр Жусип. — Выдающийся исполнитель кюев, он был Человеком с большой буквы.

Горечью тянуло от этих слов. Был… А давно ли мы восклицали назавтра: «Концерт прошел с аншлагом!» — вновь и вновь вспоминая вчерашний вечер, полный упоительных мгновений во власти Музыки — божественной, неповторимой, Вечной. И следили за, казалось, волшебными движениями дирижерской палочки, словно выписывающей бесконечную череду звуков, которые, повинуясь ей, то выстраивались в мажорный лад, а то дышали элегией в миноре, и бушевала мелодия. Уводя за собой в неведомые дали. И снова возвращая в реальность, заставляя невольно дивиться тому, откуда эта потрясающая сила, делающая тебя счастливым!

Рысбай Габдиев возвышался на сцене… Играл оркестр…
Всегда безупречно подтянутый. Черная ночь фрака и снег рубашки, неизменная «волшебная» палочка в музыкальных пальцах, изящные жесты, белая с черным бабочка — торжественность и праздничность во всем.
«Каждая эпоха рождает своих великих людей», — гласит казахская народная пословица. Жизнь подтверждает ее правоту.
— Неоспоримо то, что его, как домбриста, нельзя сравнить ни с кем. Не только музыкант — энтузиаст, зажигающий своей темпераментной игрой души слушателей так, что когда он играл, то мы забывали обо всем, — так говорил когда-то мне при встрече с ним известный домбрист Нариман Улькенбаев. — Неподражаемый стиль подачи произведения языком музыки, неповторимая манера игры, виртуозное владение инструментом — все говорило о его музыкальном даровании. Но при этом — необыкновенные организаторские способности, прекрасные человеческие качества, внутренняя культура и природная скромность, собранность и целеустремленность подчеркивали его индивидуальность, незаурядность натуры, широту его души.
Мы долго говорили с Нариманом о человеке, которого знали, уважали, любили за его талант, его нрав, его искусство человеческого общения и просто за то, что он есть среди нас.
Рысбай Габдиев был Личностью. О человеке такого содержания можно говорить долго и много хорошего. И все будет правдой. Потому что люди, не таясь, по-доброму говорили от души, искренне преклоняясь перед профессионализмом и человеческими качествами музыканта.
Рысбай Габдиев руководил Атырауским академическим оркестром казахских национальных инструментов, был его главным дирижером. Но он и создал этот оркестр и не только его. Народный артист Республики Казахстан Рысбай Габдиев прославился не только как талантливый домбрист, но и как способный организатор, создавший не один творческий коллектив, и все они брали высоту за высотой, блистая мастерством на республиканских и заморских сценах. Его никогда не успокаивало достигнутое, ему мало было быть исполнителем, пусть и непревзойденным. Дар музыканта, широкий кругозор, масштабное мышление дали бесподобный сплав, и он не знал покоя, не в силах был замыкаться в себе одном, и родилось целое явление, имя которому — Рысбай. Раздвигая границы, наперерез трудностям, конечно же, бывшим у него на пути, он уверенно шел вперед во имя великой цели. Какой?
«Мне было бы жаль, если бы я доставлял людям только удовольствие. Я хотел делать их лучшими», — так писал корифей музыкального искусства XVIII века великий немецкий композитор Георг Гендель. И так бы вполне мог сказать и наш Рысбай. Он не просто радовал людей своим искусством, он пропагандировал музыку великих композиторов, нес в народ музыкальную культуру, просвещал людей. И растил таланты, бережно пестуя молодых, направляя на верный путь неокрепшие души, увидев дарование, не мог пройти мимо, лелеял будущего музыканта — все это говорит о его большом сердце, широте его души. Эта благородная миссия была дана ему тоже не случайно. Именно он был призван обогатить музыкальную жизнь нашей области новым содержанием.
Земля, давшая миру Дину и Курмангазы, земля, на которой оставили свой след Даулеткерей и Сейтек, просторы, обласканные нежными и страстными мелодиями, неустанно взращивали новые имена. Жанбырбай, Ергали Ещанов, Мендигали, Галымжан (брат Рысбая), Рысбай… И после: Бакыт Карабалина, Каршыга Ахмедьяров, Шамиль Абильтаев, Айгуль Улькенбаева… достойно продолжили традиции знаменитых кюйши. Да не оборвется времен связующая нить!
«Музыкальный мальчик» — так называли Рысбая Хисметоллаевича, еще когда он учился в школе. В 1953 году школьником он принял участие в Республиканском конкурсе юных домбристов и занял первое место. После этого он был приглашен на учебу в музыкальное училище имени Чайковского, где он отлично учился и которое окончил в 1958 году. Стал солистом академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы, работал там затем концертмейстером. В эти же годы он участвует во всемирном фестивале молодежи и студентов и становится его лауреатом. Уже тогда ярко проявились недюжинные организаторские способности молодого дарования. В Енбекшинском районе Алматинской области он создает оркестр казахских народных инструментов, который в том же году, приняв участие в Республиканском конкурсе, становится победителем и берет первый приз.
Рысбай Хисметоллаевич возвращается в родные края в 1961 году, начинает работать в музыкальном училище и параллельно занимается преподавательской работой, вновь берется за организацию оркестра. В колхозе Балыкшинского района он организовывает Еркинкалинский оркестр народных музыкальных инструментов. Этот творческий коллектив также показал себя на высоте. А на следующий год его направляют в Доссор директором вновь открывшейся музыкальной школы. На этом посту он работал без перерыва 18 лет.
Именно тогда, там, в Доссоре, Рысбай Габдиев создает свой знаменитый Макатский оркестр казахских народных инструментов, с которого и началось то, что, собственно, и называется признанием. Оно было настоящим. Культурная жизнь Атырауской области тогда бурлила, открытия новых имен шли один за другим. Словно звезда зажглась: Рысбай Габдиев! О Макатском оркестре заговорили разом. В столице Болгарии Софии коллектив завоевывает первое место на международном конкурсе, с золотой медалью победителя возвращаются вдохновленные музыканты на родину. А художественному руководителю оркестра доверяют новое важное дело: возглавить музыкально-педагогический факультет Атырауского педагогического института.
В новом амплуа он тоже бесспорно на высоте. Декан музпедфака Р. Габдиев проявляет себя настоящим педагогом, чутким наставником. Не жалея знаний, времени и сил, он работает с молодежью, щедро раздаривая секреты своего мастерства.
Современники рассказывают, что Рысбай никогда не говорил плохо ни о ком. Будучи величиной, перед которой уже преклонялись маститые музыканты, он был скромен и прост, на равных со всеми. Но иначе он и не был бы тем Рысбаем, которого любили и уважали люди.
«Не будь сыном отца, будь сыном народа», — гласит народная пословица. Рысбай Габдиев — сын своего народа. Он занял свое достойное место в истории музыки нашей республики. Он не любил красоваться. Но украсил собою свое время.
Бессмертные кюи Курмангазы и Дины, Даулеткерея и Абыла, Казангапа, Кулшара, Сейтека, Есера, Еспая, Мурата Ускенбайулы с новой силой зазвучали в его исполнении на десятках музыкальных дисках. В Золотом фонде радио и телевидения нашей страны сегодня хранятся его выступления, находящие все новых и новых радиослушателей, его концерты, которые еще найдут новых телезрителей.
25 лет исполняется в следующем году его главному детищу — академическому оркестру казахских национальных инструментов имени Дины Нурпеисовой Атырауской области, художественным руководителем и главным дирижером которого он был последние годы. А надо ли рассказывать, насколько сложна профессия дирижера! Дирижер — профессия не из легких, требующая от человека особых качеств. Естественно, нужны профессиональные знания. Как и в любой области, без профессионализма не обойтись. Плюс к тому надо обладать отличным острым слухом, иметь безукоризненное чувство ритма, неоспоримо, хорошую музыкальную память. Само собой, нужно владеть знаниями свойств и возможностей музыкальных инструментов. Есть ли необходимость утверждать, что должна быть общая культура. Без всех этих качеств просто немыслим подлинный дирижер.
Сколько сил вложено им в этот коллектив! Шаг за шагом создавался оркестр. С годами сложился богатый репертуар, оттачивалось исполнительское мастерство, шлифовалась сценическая культура. Как радовался Рысбай, когда оркестр завоевал Гран-при на Всемирном фестивале в Турции! Как был горд, когда коллектив удостоился Гран-при на международном фестивале в Алматы! Успех пришел. Пришла известность. Каждое выступление на большой сцене оценивалось самой высокой наградой. И все они были заслуженными — за колоссальный труд, за вечное движение души. Но каждый полученный результат Рысбай Хисметоллаевич расценивал по-своему, осознавая, насколько высока взятая им по жизни планка, понимая возложенную на него роль, ценя оказанное ему доверие как итог сделанного и отправную точку для дальнейших действий. Признание в ближнем и дальнем зарубежье Мастеру лишь прибавляло ответственности, вдохновляло на новые достижения. Работа над совершенствованием исполнительского мастерства шла постоянно. Ведь ему, как дирижеру, надо было с максимальной тщательностью передать авторский замысел, дать точную трактовку исполняемой музыки, а еще безукоризненно владеть техникой дирижирования. Уметь свободно читать партитуру, содержание которой можно раскрыть по-разному. От дирижера зависит характер интерпретации музыки. Известно, что дирижирование — это целое искусство управления музыкальным коллективом, причем, самостоятельный вид искусства. И Рысбай Хисметоллаевич, будучи талантливейшим профессиональным дирижером, владел этим искусством сполна.
«Искусство отца — сыну наследие», — так говорят казахи. Так и в жизни. Подрастают талантливые дети и внуки, потрясающие выступления которых неизменно дарят зрителям эстетическое наслаждение. И оркестр жив.
Творчество Рысбая Габдиева стало достоянием многих. А детям своим он оставил свое главное богатство — свою любовь. Есть ли наследство ценнее? Счастливый человек, проживший яркую, красивую жизнь. Красивую своими делами. Правильно говорят: человек жив, пока его помнят. Он никогда не требовал повышенного внимания к своей персоне. Ратовал лишь за музыку, жил творчеством. Этому не научишь. Не зря же говорят про одного: он делает, про другого: он творит. Творческая натура Рысбая не знала покоя. Кипучий, деятельный — при внешнем спокойствии и невозмутимости — он не оставлял равнодушными людей, заряжая их своей положительной энергией, подвигая на созидания. Деятельность его была многогранной. Человек масштабного мышления, с широким кругозором. Он не мог ограничиться одним лишь видом работы, но все, что он делал, удачно гармонировало, сливаясь воедино в одно целое, ибо его цельная творческая натура не терпела половины ни в чем.
Слова бессильны перед талантом. Ведь известно, что мысль, пройдя через уста, меркнет, облачаясь в форму слова. Сложно отдать всю дань ежедневному подвигу музыканта и педагога.
Помолчим в тиши его молчания. Пусть играет оркестр… Падают, падают ноты. И продолжает звучать Его Музыка.

Регина ВАЛИШЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна