Что волнует на сегодняшний день депутатов районных маслихатов, есть ли у них реальные рычаги в решении конкретных проблем избирателей? Сегодня на эти вопросы корреспондента «ПК» отвечает депутат Индерского районного маслихата, главный редактор районной газеты «Дендер» Жанай Амантурлин.
– Жанай Исламгалиевич, вы тоже журналист, причем возглавляющий творческий коллектив редакции районной газеты, поэтому давайте перейдем к возможно не очень удобным вопросам. Не секрет, что в настоящее время уровень доверия общества к депутатам маслихатов оставляет желать лучшего. Считается, что депкорпус не особо может влиять на важные решения акиматов. Что вы бы сказали по этому поводу?
– Во-первых, хотелось бы отметить, что важные и судьбоносные решения для региона принимаются после тщательного анализа и изучения последствий и результатов того или иного проекта, при этом все идет по согласованию с депкорпусом на местах. Конечно же, со стороны может показаться, что депутаты на сессиях только и делают, что согласно кивают. Но каждый вопрос предварительно обсуждается на заседаниях постоянных комиссий. И поверьте, в принципиальных вопросах депутаты и представители исполнительной власти не идут на конфронтацию, скорее, изыскивают самый оптимальный вариант в решении каждого вопроса. В нынешнее время в депутаты маслихатов идут не ради славы или дешевого популизма. В депкорпусе находятся люди, которым небезразлична судьба своего края, и являясь профессионалами своего дела, с немалым багажом знаний и практического опыта, они работают над решением проблем. Конечно же, не обходится и без критики, например, она прозвучала из уст акима области Нурлана Ногаева, призвавшего депутатов более ответственно относиться к своим обязанностям. Глава региона отметил, что некоторые депутаты областных маслихатов, из-за того, что не являются выходцами того или иного района, не знают досконально проблем местного уровня, поэтому в областной маслихат должны избираться именно местные кадры.
И возвращаясь к вашему вопросу в части принятия депутатами решений, позволю привести несколько цифр. Так, например, в прошлом году в районный бюджет 4 раза вносились изменения и дополнения. Если в 2016 году районный бюджет составлял 4 млрд. 779 млн. 584 тыс. тенге, то в 2017 году этот показатель был утвержден в 6 млрд. 777 млн. 363 тыс. тенге.
Были приняты важные решения по утверждению Генерального плана села Аккала, районного бюджета, расчитанного на 2018-2020 годы, заслушаны отчеты о работе службы местной полиции, об освоении средств и пр. Вообще, на сессии уточняется исполнение конкретных программ по каждой отдельно взятой сфере. Как я сказал выше, в преддверии сессии, на заседаниях постоянных комиссий идет жаркая полемика по обсуждаемой проблеме. И этим интересна и очень ответственна работа депутата, ведь за каждым решением судьбы и интересы людей.
– Хотелось бы узнать о проделанной работе конкретно по вашему избирательному округу…
– Стараюсь вносить свою лепту в решение проблем не только своего избирательного округа, но и в целом всего района. Например, предложил обширную программу по пропаганде творчества композитора, виртуозного мастера игры на домбре Баламайсана Дауыл улы, жившего в XIX веке. Мы провели областной конкурс, на сегодняшний день рассматривается вопрос выпуска нотного сборника Баламайсана Дауыл улы.
3-4 года тому назад я выходил с предложениями к соответствующим структурам о создании на берегу соленого озера в Индере базы отдыха и других культурно-досуговых, санаторно-лечебных объектов. Сейчас этот вопрос тоже прорабатывается. Я не утверждаю, что эта работа началась сразу после моего депутатского запроса, но, наверное, просто наступил тот самый час икс, когда проблему по эффективному использованию богатств района необходимо стало решать.
Также по просьбе сельчан был открыт филиал районной школы искусств на базе средней школы им. М. Сиранова, закуплен школьный автобус. Есть еще ряд вопросов, инициатив. Думаю, что со временем и они найдут свое решение.
– Какие проблемы зачастую волнуют ваших избирателей?
– Планку первенства, конечно, держат социальные вопросы, в том числе жилья, обеспечения работой. Стараюсь в рамках закона содействовать в положительном решении возникших жизненных трудностей избирателей. Например, ветеран тыла Касым Кенжегалиев не доволен тем, что его не причисляют к ветеранам войны. Дело в том, что он был призван в ряды Вооруженных Сил в 1945 году и служил в запасной 13-й стрелковой дивизии. Об этом мы получили соответствующее подтверждение из Центрального архива Министерства обороны. Но это не решает проблему аксакала, поскольку по нашему законодательству человек, не участвовавший в боевых действиях, не может быть признан ветераном войны. Но в соседней России такие лица уже давно принадлежат к категории ветеранов ВОВ.
Также ознакомился с поступившим заявлением от жительницы села Ельтай Р. Куанышевой, у которой на иждивении находится сын, страдающий аутизмом. При помощи местных предпринимателей ребенок получил лечение в Кызылорде, но на данный момент необходимо комплексное лечение у израильских медиков, которое стоит примерно 5-7 тыс. долларов США. В связи с этим сделал депутатский запрос на имя руководителя областного управления здравоохранения М. Аймурзиевой. Надеемся, что найдутся спонсоры и ребенок получит действенную помощь в лечении болезни.
Среди проблем, ждущих своего решения, есть и связанные с законодательными коллизиями. Жители села Есбол М. Избасарова, Н. Тулегенов, Е. Дюйсегалиев, Ж. Бляшева, Ж. Амиров, Б. Шабдаров, Ж. Сидегалиев, Е. Рамазанов в бытность Советского Союза были животноводами совхоза «Правда». После развала СССР совхоз превратился вначале в АО, а затем в ТОО. А животноводы оставались жить в зимовках прежнего сельскохозяйственного предприятия. После этого они обратились в суд о приватизации домов безвозмездно. В результате 19 июня 2014 года районный суд выносит решение о закреплении медиационного соглашения о безвозмездной приватизации жилья. То есть ТОО «Есбол» своим приказом передает дома в ведение Есбольского сельского округа, соответственно, аким данного села, как было указано в решении суда, должен был содействовать в приватизации жилья вышеназванными сельчанами. К сожалению, решение суда не выполнено. Что должны сделать сельчане, чтобы приватизировать жилье, получить пастбищные угодья и создать крестьянское хозяйство? Было направлено письмо акиму района, прокурору района, руководителю районного отдела земельных отношений и акиму сельского округа с просьбой изучить данную проблему и найти пути выхода из сложившейся ситуации. В свое время по этому поводу была опубликована статья в районной газете. Пока проблема с приватизацией жилья животноводов не решена, продолжим работу по данному вопросу.
– Вы являетесь председателем комиссии по вопросам соблюдения законности, депутатской этики, правопорядка и экологии. В связи с этим хотим задать вопрос по очень на сегодняшний день актуальной проблеме – скотокрадству. Как вы знаете, недавно сенатор Сарсенбай Енсегенов сделал депутатский запрос на имя Премьер-министра Багитжана Сагинтаева по данной проблеме. Как вы считаете, какие необходимо предпринять меры по обузданию скотокрадства, которое начинает создавать реальную угрозу экономике?
– Лет десять тому назад я писал аналитический материал по данной проблеме. К сожалению, голос журналиста из глубинки не всеми и не всегда может быть услышан. Скотокрадство не начало создавать угрозу экономике, а уже приносит реальные убытки. По моему сугубо субъективному мнению, запрос сенатора Сарсенбая Енсегенова о переквалификации скотокрадства из разряда мелких краж в категорию тяжких преступлений – мера, которая должна быть предпринята после решения ряда других сопутствующих вопросов. Во-первых, воровство достигает своего апогея во время понижения социального уровня населения, в этой сфере у нас ситуация находится под контролем. Но есть и другая сторона вопроса. Как говорят у нас в народе, воры не едут издалека. Скотокрад из другого региона не может знать, сколько скота конкретно у того или иного животновода. Более того, возникает еще один вопрос: кому под силу красть лошадей целыми табунами, коров гуртами, отстреливать домашних животных, находящихся на выпасе на отдаленных пастбищных угодьях? Тут еще не обходится и без принципа, мол, моя хата с краю, многие жители предпочитают отмолчаться. И одна из самых главных проблем в этом вопросе – это боязнь за целостность поголовья скота и за личную безопасность семьи и самих животноводов. К большому сожалению, как отметил сенатор Енсегенов, и уровень доверия населения к правоохранительным органам оставляет желать лучшего. Приведу один пример. В декабре прошлого года из стойлового помещения одного крестьянского хозяйства в одну ночь украли около 250 овец, многие из которых были даны этому сельскохозяйственному предприятию жителями села Будене на временный выпас в зимний период. Но воров не нашли, овец тоже. Недавно во время слушания отчета о проделанной работе местной полиции исполняющий обязанности начальника данного подразделения Р. Муратов вышеназванный факт кражи скота подтвердил. Но, по его словам, местные жители заявления по поводу скотокрадства в полицию не подавали. Почему? Вопрос остается открытым. Поэтому считаю, что борьба со скотокрадством должна носить массовый характер, необходимо побольше привлекать различные слои населения к борьбе с этим злом. Ведь говорят же, что когда бессилен закон, на первые роли в борьбе с преступлениями выходит общественное мнение, осуждающее своих земляков за скотокрадство.
Конечно же, инициатива сенаторов о переквалификации скотокрадства из разряда мелких краж в категорию тяжких преступлений очень своевременная инициатива. Необходимо, чтобы виновные в краже скота не смогли уйти от ответственности и отделаться лишь легким испугом.
– Не могу не спросить и об экологических проблемах. Вы говорили об организации досугового отдыха на берегу соленого озера, но не скрет, что после многих посетителей остается немало мусора…
– Освоение соленого озера недавно рассматривалось на заседании акима области. Мы стали свидетелями того, как российские ученые доказали руководству региона целебные качества озера, какую помощь оно может оказать в лечении конкретных заболеваний. К тому же была выдвинута инициатива об использовании озера не только в лечебных целях, но и в туристическом направлении. Если будут приняты комплексные меры по использованию не только соленого озера, но и соляной шахты, думаю, что в выигрыше будут все. И местный бюджет, и население, и туристы. Особую тревогу вызывает и обмеление реки Урал, вымирание и без того скудной лесополосы. Данные проблемы были затронуты и в депутатском запросе сенатору Гумару Дюсембаеву. Все это рассматривается и обсуждается.
Самое главное, депутаты районного маслихата не остаются в стороне от общественно важных проблем и держат руку на пульсе времени. Считаю, что работу депутатов местных маслихатов нельзя сводить на нет, важно не то, какие мы проблемы затрагиваем и как об этом трубим. Самым важным всегда должен оставаться конечный результат, который пойдет во благо общего дела – решения проблем наших избирателей.
– Спасибо за беседу!
Записал Каршыга КУШЕКОВ
Когда верстался номер:
Как сообщил «ПК» Жанай Амантурлин, к нему обратились жители села Будене, у которых были выкрадены домашние животные из стойлового помещения одного из местных крестьянских хозяйств. Заявления подали 5 человек. Ж. Амантурлин обратился с депутатским запросом на имя районного прокурора Алтынбека Жумабекова и начальника местного РОВД Имангали Султанова для разъяснения вопроса о скотокрадстве в вышеназванном населенном пункте. О развитии ситуации «ПК» будет информировать своих читателей в самых ближайших номерах.