Культура

Простые ценности вечны

В ходе своего исторического развития казахский народ создал самобытную материальную и духовную культуру. Среди ее богатейшего и многообразного наследия одно из почетных мест принадлежит декоративно-прикладному искусству, которое является важной областью творческой деятельности народа. И одно из этих направлений – это жилище кочевников – юрта.

Недавно мы рассказывали, из каких деталей состоит её внутреннее убранство. На самом деле не хватит целой книги, чтобы детально описать жилище казахов – в основном это касается искусства ткачества. Поэтому решили остановиться лишь на некоторых моментах. Мы попросили младшего научного сотрудника Атырауского областного историко-краеведческого музея Эльмиру Ибрагимову рассказать интересные детали, тонкости убранства.

– Судя по различным археологичес­ким находкам, история возникновения народного ткачества достаточно древняя. Результаты археологических раскопок говорят о том, что еще в эпоху бронзы люди занимались прядением и ткачеством. Ткацкий станок и веретено использовали андроновские племена уже во II тысячелетии до нашей эры. В могильниках периода II тысячелетия до нашей эры встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной и растительной пряжи. По свидетельствам древних авторов, все предметы у народов, обитавших на территории современного Казахстана, имели декор, украшались орнаментом. Развитие домашнего ткацкого ремесла считается одним из следствий перехода к скотоводству.

Как говорит Э. Ибрагимова, высокая степень развития ткачества и особая жизнестойкость этого вида ремесла, которое вжилось в современном доме и, более того, в последние годы стало очень популярным, еще раз подчеркивает ценность изделия не просто как ручной работы, где чувствуется энергетика рук, а еще и его эксклюзивностью – современные хозяйки и модницы западают именно на это слово.

– В зависимости от региона изготовления ткачество имело свои отличительные особенности, которые выражались в технике тканья, композиции изделий, их колорите и характере орнамента, – отмечает младший научный сотрудник. – Богатейшая и разнообразная природа Казахстана оказала влияние на формирование и развитие цветового и содержательного облика казахского прикладного искусства. На территории Казахстана ткачество было распространено повсеместно. Роль и значение этого вида в прикладном искусстве казахского народа подчеркивается количеством изготовляемых предметов и широким диапазоном сферы их использования. Народные мастерицы изготавливали более 25 видов тканых изделий, часть из них вы можете увидеть в юрте, которая собрана в нашем музее.

Все изделия, красиво и уютно развешанные в жилище кочевников, отличаются неповторимостью цветовой гаммы и композиционных решений, многообразием орнаментальных мотивов и размеров. В народе известно около четырнадцати техник ткачества и способов выявления орнамента, таких как терме, бескесте, орама, смешанная техника, ворсовое ткачество и другое. Хозяева юрты, подобно опытным дизайнерам, создавали неповторимое в своем роде жилое пространство. Каждая хозяйка сама определяла в рамках сложившейся традиции, какие изделия необходимы для ее дома.

Первейшая необходимость в жилище кочевника – создание различных частей вой­лочного покрытия юрты. У казахов они были в большом разнообразии. И не только для жилища. Из войлока делали потники под седла, шили войлочные головные уборы, плащи, войлочные чулки для сапог, ухваты для казана и многое-многое другое. Но основная масса войлочных предметов использовалась во внутреннем убранстве юрты, дома. Эти предметы являлись образцами декоративно-прикладного искусства казахов.

Классика всегда лучше

Наиболее распространенным в быту казахов до революции был войлочный ковер текемет, которым в основном застилали пол юрты, дома. В Атырауской области живёт немало женщин, которые помнят и хранят сокровенное – они знают многое про ткачество и умеют делать. Одна из них – жительница села Сагиз Кызылкогинского района Сандугаш Мергенгалиева, которая давно и успешно занимается изготовлением войлочных изделий, коих немало в убранстве юрты.

Сандугаш – настоящая мастерица с золотыми руками. В процессе цивилизации, урбанизации и развития современных технологий, новых веяний моды сложно угнаться за прогрессом и конкурировать с новыми вещами. Но, несомненно, вещь, изготовленная собственными руками, имеет особую ценность, обладает высокой энергетикой и оригинальностью, а самый большой плюс – изделие изготавливается с учетом всех пожеланий. Поэтому, конечно, войлочные изделия, которые создает Сандугаш, всегда в цене и пользуются спросом.

– Ремесло, которым я занимаюсь, можно сказать, у меня в крови – моя мама была мастером, делала текемет и другие вещи из войлока, – рассказывает мастерица. – Это одно из тёплых воспоминаний из детства – как мы собираемся и по несколько часов занимаемся ремеслом. Самостоятельно свой первый текемет с сестрами мы сделали, когда мне было лет десять.

Это было одно из интереснейших занятий – оформить ковёр узорами, которые мы рисовали из шерсти. Мне нравился именно этот процесс, благодаря ему мне особенно полюбилось это ремесло.

По словам С. Мергенгалиевой, производство войлока – сложный процесс, требующий определенных навыков. Он состоит из нескольких этапов: заготовка шерсти, причем молодых овец стригли по осени – она лучше скатывалась и была прочнее весенней. Потом шерсть моют, сушат, треплют и распушивают,   раскладывают на циновке, впрыскивают горячей воды, утрамбовывают ее до получения готового войлока. Для окраски шерсти в различные цвета казахи в старину пользовались красителями, которые вываривали из различных растений, корней и минеральных солей. Сейчас это, как вы сами понимаете, химические красители, которые постепенно вытеснили природные.

Достоинства войлочных изделий – это исключительная плотность, пониженная теплопроводность, осязательные ощущения от прикосновения к материалу. Войлок защищал кочевников от холодного пронизывающего ветра в степи и удерживал тепло от маленького костра, разведённого в центре юрты, при этом спасал и от жары, а также служил прекрасным гидроизоляционным материалом, не позволяя сырости и влаге распространяться внутри жилища.

Одним из самых популярных изделий в убранстве юрты был и остается текемет – войлочный национальный ковер, технология которого напоминает изготовление однотонного войлока. Многие называют такое изделие кииз, но текемет более тонкое, которое, скорее, является украшением, а кииз – для сохранения тепла.

Как рассказывает мастерица, для изготовления текемета она раскладывает шерсть одного цвета на циновку, на которой уже есть основа из плотного вой­лока. Это будет фон текемета. И выкладывает на него уже пряди других цветов, которые будут формировать необходимый рисунок или узор. Затем накрывает это все тканью, чтобы рисунок не двигался, и равномерно поливает горячей водой. Затем это все плотно сворачивается в рулон и связывается. Рулон нужно катать ногами или руками и локтями на протяжении часов, периодически раскрывая и переворачивая его в разные стороны, обрызгивая горячей водой. Затем его расстилают и дают ему высохнуть на ровной поверхности. В итоге получается войлочный ковер, который сможет прослужить до 20 лет.

– В изготовлении войлочных изделий в старину принимали участие не только женщины одной семьи, но и жители всего аула, – рассказывает Сандугаш. – У нас в селе это до сих пор практикуется – если не соседки придут на помощь, то обязательно родственники. Орнамент текеметов был традиционным: по центральному полю размещали несколько ромбических фигур, в которые вписывался специальный узор в виде бегущих волн, бараньих рогов или одного рога, но характерным считался ромб с узором. В народе его так и называют «қос мүйіз». Центральное поле обрамлялось узорной рамкой. Сейчас такие фигуры стараются разнообразить, но все-таки классика всегда лучше, поэтому я придерживаюсь такой линии. Для меня очень важно сохранить наше национальное ремесло, важно оставить после себя след, передать всё, что я знаю и умею, следующему поколению.

Марина КУАНЫШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button