Весна в Степь приходит внезапно. Вдруг ветер разгонит тучи с вечно хмурого неба. Снег пусть лежит, особенно в тени, синея и злясь в ложбинках, за пригорком. Недолго ему осталось холодить округу. Степь уже вся в ожидании возрождения. Долгожданное тепло, которое, кажется, исходит из самой земли, ждет все живое – от личинок-букашек, что, подчиняясь ежегодной круговерти времен года, возрождаются вновь, умерев по осени, до человека, самого могущественного в степи.
Суровый климат Западного Казахстана не позволял целую зиму встречаться с родственниками из дальних аулов. Да и на ближайшую зимовку не вырваться. Ждет кочевой народ, когда сама природа даст свое позволение навестить близких, узнать новости, скопившиеся за долгую зиму.
Весна – пора возрождения. И праздник прихода Наурыза – первого месяца весны – ждут и стар, и млад. Скоро прилетят перелетные птицы, вот полакомится люд яйцами диких пташек! За зиму уж подъели все запасы. Но кое-что оставили, приберегли к самому долгожданному празднику добрые хозяйки.
Засобирались в дорогу, чтобы навестить старших родных. Зима-то была суровой. Узун кулак принес весть, будто прихворнули старики. Были б живы, а там – как Всевышний решит. Весной все ж легче…
С незапамятных времен народ Казахстана считал, что именно этим ранним весенним днем – 14 марта – наступает новый год. В глубокой древности казахи, занимавшиеся в основном кочевым скотоводством, начинали пересчитывать скот, когда оставалась только одна неделя до дня весеннего равноденствия. Люди ликовали, что заканчивается такая длинная зимняя пора, шли в гости друг к другу, чтобы обсудить свои дела. И, конечно, начиналась подготовка к Наурызу, светлому празднику во славу не только весеннего равноденствия, но и обновления природы; празднику, олицетворяющему в Казахстане плодородие, дружбу и любовь.
Утро праздника в наше время начинается с того, что каждый знакомый подходит к тебе и протягивает две руки в приветствии со словами «Бір жасыңызбен!». Специально никого в гости не приглашают, но каждый гость – долгожданный. В доме готовится угощение – все, чем богата семья, выставляется на дастархан, и не уйти из гостеприимного дома, не отведав хоть ломтика шелпека.
Тонкостей тут много, всего и не перечислить. Но одно несомненно – принято младшим первыми протягивать руки для рукопожатия. Младшие братья и сестры посещают дом старшего родственника, родительский шанырак, спешат к аже-ата внуки. Давно не виделся с другом? Это самый лучший повод навестить его, за священным дастарханом простив друг другу возможные обиды. Простой ритуал – протянутые две руки, а затем и троекратное объятие – растопит любой лед недопонимания.
И этот ритуал теплых рукопожатий продлится… Пожалуй, пока не повидаешь всех, кто тебе дорог.
«Бір жасыңызбен!» Как перевести это пожелание? С новым годом? С еще одним годом? В этом нехитром словосочетании все – и то, что рад увидеть тебя живым-здоровым после зимы, и пожелание долгих лет, и вера в то, что год грядущий сложится как нельзя лучше чем прежний. Будто разом весь народ празднует день рождения.
Из тайников памяти
Но было время, когда не принято было выносить за пределы семейного круга исконно народное, национальное, казахское. В стране Советов Наурыз официально не отмечали. Впервые широко, как водилось ранее, Наурыз в Казахстане отметили в 1989 году.
– Годами ранее, в 1975 году, при Балыкшинском райотделе культуры был создан фольклорно-этнографический ансамбль «Атырау», художественным руководителем его стал Газиз Нагимович Карабубин, – вспоминает режиссер первого в истории нашей области празднования Наурыза известный работник культуры, хореограф Мнаура Тулегеновна Габдушева. – К его созданию мы, молодые тогда специалисты, подготовились основательно. Был организован целый агитпоезд по нашей и соседней Мангышлакской тогда еще области по сбору фольклора. Именно тогда я имела честь повидаться с внучкой Дины Нурпеисовой. Эта поездка вдохновила меня, как балетмейстера ансамбля, на создание казахских бытовых сюжетных танцев «Киіз басу», «Қымызшы», «Сауыншы» и многие другие. Это было время появления такого музыкального течения, как фолк-рок. И в 1989 году городской отдел культуры организовал всенародное празднование Наурыза, которое прошло в середине апреля. Здесь и пригодились все знания, накопленные в ансамбле «Атырау». Были задействованы студенты педагогического и политехнического институтов, творческие коллективы.
Такого тоя Атырауская земля не знавала еще со времен ханств. На театральной площади, площади перед «белым домом», как называли в народе здание нынешнего областного акимата, перед домами культуры крупных предприятий, на центральной площади в Балыкши были поставлены юрты, убранство которых и культурную программу коллективов позднее будет оценивать специальное жюри. Вся трехдневная программа прошла с соблюдением возрожденных, выуженных из тайников памяти обычаев и традиций.
На театральной площади сотни молодых людей в казахских нарядах танцевали, пели, и все действо сопровождалось народной казахской песней, музыкой. В костюме Старца-аксакала знаменитый артист, директор Каздрамтеатра Куат Тулепов прочел слова благословения – бата и поднял над головой эмблему праздника – степной тюльпан. Затем было шествие всех участников действа. Народ онемел. Такого масштабного проявления казахской культуры народ не ожидал. Люди просто были ошеломлены. Пожилые люди со слезами на глазах благодарили артистов, настолько сильно всколыхнулось национальное самосознание, многие годы остававшееся невостребованным.
– С благотворительными акциями посетили ветеранов войны. Провели благотворительную акцию «Ак бота» в детском доме и среди детей-инвалидов, – рассказывает Мнаура Габдушева. – Символом акции стал белый верблюжонок, как по эстафете переданный от праздника «Тенгиз встречает друзей», который состоялся годом раньше.
Кульминацией праздника стала театрализованная казахская свадьба с настоящими женихом и невестой. Им городские власти в честь такого праздника вручили ключи от квартиры.
– Праздник был очень высоко оценен. Кстати, авторский сценарий каким-то образом попал в руки чиновников от культуры республики и был использован позднее в праздновании других областей. И такое было. Но именно с этого времени возродились традиции проведения казахских свадебных обрядов «қыз ұзату», «беташар», «шілдехана» и других. Сейчас уже этим никого не удивишь. Это теперь наша с вами реальность, наш возрожденный национальный быт, – поделилась воспоминаниями работник культуры.
Марта ОРЫНБАСАРКЫЗЫ