Культура

НАСТОЯЩИЙ МУДРЕЦ НЕ УЧИТ

Дорогие читатели и подписчики газеты «Прикаспийская коммуна»! В нашей рубрике «Время читать», вы получите возможность попасть в удивительный мир книги. Новинки казахстанской литературы, книги, потрясшие мир, рассказы об известных писателях, истории о книгах, новости литературной жизни Казахстана будут представлены на страницах нашей рубрики. Вся эта информация может оказаться для вас очень полезной и нужной. Возможно, что-то будет вам знакомым, а что-то абсолютно неизвестным.

 

Проблемы семьи и детей — это проблемы всего общества. Все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками воспитания. И каждый родитель иногда чувствует себя бессильным, когда не может «достучаться» до сына или дочери. Современные дети — какие они? Как их учить, воспитывать и умеем ли мы это делать правильно? Школ для родителей, где учили бы, как воспитывать ребенка, нет. Нет семинаров, где учили бы верить в своего ребенка и объяснили, как развивать у него нравственные качества, совестливость.

Однако, внимание, есть уникальная книга, способная ответить на самые «горячие» вопросы педагогики и расширить наше представление о воспитании. Эта книга публициста, теоретика педагогики, философа Симона Соловейчика «Педагогика для всех». Она вышла в свет в конце 80-х  годов прошлого столетия. Эта удивительная книга нацелена, прежде всего, на возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей, помогает навести порядок в своем внутреннем мире. Труд Соловейчика помогает увидеть конфликт, понять мысли и чувства ребенка, подростка. Автор приводит массу живых примеров на все случаи жизни. Вас ждет увлекательный путь познания.

Простого прочтения недостаточно. Необходима душевная работа над собой, над ребенком. Если вы хотите получить от книги большую пользу, вы должны трудиться душой, испытать напряжение ума, сердца. «Педагогика для всех» — довольно трудное для понимания, философское произведение. Автор поведет вас непростыми путями к истине. Это извилистый, но правильный путь. Зачем нам только накопление информации? Сами по себе знания не уложатся, не дойдут до сердца без глубокой духовной работы.

На книжной полке учителя обязательно должна быть эта книга. Учителям, воспитывая своих учеников, важно не забывать, что учишь тогда, когда учишься сам. Я считаю, что настоящего учителя отличает вечная жажда знаний, стремление к совершенствованию и духовному росту.

Есть такая притча. К учителю Шо часто приходили с разными вопросами, и он всегда удивлял своими ответами.

— Как распознать настоящего мудреца, учитель? — спросил его один из учеников. — Ведь кто только не учит.

Учитель Шо улыбнулся и ответил:

— Настоящий мудрец не учит. Он учится.

Надеюсь, что философский труд Симона Соловейчика станет настольной книгой каждого учителя Атырауской области. Эта книга перевернула мое представление о педагогике. Хочу познакомить читателей с основными педагогическими тезисами автора. По мнению Симона Соловейчика, педагогика — наука об искусстве любить детей. И точка.

Не секрет, что многие родители смотрят критически, оценивая детей, как на изделия, подлежащие ремонту. Воспитывать — не значит переделывать ребенка, а вселять ребенку веру в успех. Несовершенные, мы все хотим вырастить совершенных детей, а это невозможно. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, обуздывая свою педагогическую страсть, свое постоянное желание переделывать его во что-то другое.

Нельзя, чтобы жизнь ребенка превращалась в вечный экзамен, а мы, родители, были вечными экзаменаторами. Откажемся от мысли, будто у нас должен быть идеальный ребенок, без насморков и других недостатков, откажемся от мысли доводить ребенка до совершенства. Прежде всего, мы, родители, должны работать над собой, не читать нудных нотаций, а подавать хороший пример. Дети становятся лучше или хуже не сами по себе, а в зависимости от того, что происходит с нами. «Лучше становимся мы, лучше становятся и дети», — утверждает Симон Соловейчик. Рассуждая о трудных детях, автор пишет: «Что бы ребенок ни вытворял, это почти всегда попытка привлечь к себе внимание. И собаке каждую минуту твердят: «Хороший пес, хороший!» Отчего же детей мы все упрекаем да попрекаем?»

Единственный шанс для слабого, неспособного, несовершенного воспитателя, которыми мы все являемся, состоит в том, чтобы изменить взгляд на ребенка, свое представление о нем, образ ребенка, и тогда выработается другое, новое, лучшее, отношение к нему. Ведь судьба и жизнь ребенка зависит от отношения к нему.

Чтобы воспитать по-настоящему счастливых детей, мы, взрослые, сами должны быть счастливы, заражать своих детей желанием счастья, поддерживать веру в эту возможность. Несчастные родители не могут воспитывать счастливых, это невозможно. «Вглядываясь в незнакомых детей, я не думаю «хороший» он или «плохой», а прежде всего стараюсь понять, счастлив ли он?» — пишет автор.

Как бы то ни было, но если дать ребенку сто прекрасных свойств и не дать одной лишь способности быть счастливым, то вырастет глубоко несчастный и несчастье приносящий человек.

Основой воспитания должны быть необходимые понятия: совесть, правда, честь, свобода, сердце, радость, счастье, красота, любовь, справедливость, нравственность, долг, дух, душа и духовность. Без этих понятий нам не справиться с детьми.

Любовь и совесть правят миром, в них основа воспитания. Вся судьба детей, вся наша родительская жизнь — в этих словах, в том, что за ними скрыто. Одной лишь любовью, без совести, ребенка не вырастишь. Одной лишь ответственностью, без любви, ребенка погубишь.

Приводя множество примеров, Симон Соловейчик акцентирует внимание на нашем личностном развитии. Он пишет поразительное обращение к родителям: «Детство: такая красивая мама — некрасивых мам у детей не бывает; такой добрый сильный и умный папа, лучше всех на свете. Когда мама перестает быть красивой, а папа начинает раздражать, значит, детство кончилось. Мы хотим продолжить детство наших детей? Постараемся подольше быть красивыми и лучшими на свете».

Под словом «воспитание» многие принимают лишь приучение. Воспитание смешивают с дрессировкой. Человечность, сильный дух — вот, что может и что должно дать воспитание. Но чтобы это дать, нужна трата души, а не времени. Педагогическая работа должна идти в душе отца и матери, но дети от нее становятся лучше. Особая ответственность лежит на матери. Автор напоминает: «Злая воспитательница — это просто злая воспитательница. А злая мама — значит весь мир злой». Дорогие мамы, возьмем эти мудрые слова на заметку!

Чтобы от выросших детей была радость, они должны быть полностью независимы от нас материально и полностью зависимы душевно. Чтобы навсегда сохранялось тепло отношений. Но для этого необходим тесный контакт с детьми. Воспитание без контакта совершенно невозможно.

В заключительных страницах Симон Соловейчик делает следующие выводы: «Все воспитание держится на одном слове — люби.

Воспитание — это не запреты, воспитывать — пробуждать способность любить. Где любовь, там и благодарность, там доверие, там все лучшие человеческие чувства — люби. Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах взрослого».

Я закрываю книгу преображенная, с необычным мироощущением, с благодарностью к Симону Соловейчику за духовные открытия, за тот образовательный уровень, который получила от этой умной, содержательной книги.

 

Об авторе

Симон Львович Соловейчик (1 октября 1930, Симферополь — 18 октября 1996) — российский публицист, педагог и философ.

После окончания МГУ в 1953 году работал пионервожатым, учителем в школах Москвы, корреспондентом журнала «Пионер».

В 1960-х годах в газете «Комсомольская правда» основал рубрику «Алый парус», где публиковал статьи по вопросам гуманизма и нравственности.

В середине 1980-х годов, работая в «Учительской газете», Соловейчик инициировал новое научно-практическое педагогическое движение — педагогику сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривалось не как воздействие на ребенка, а как диалог педагога и ученика. Также регулярно публиковал статьи по вопросам педагогики в журнале «Новое время».

В 1992 году Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября» и издательский дом, осуществляя на ее страницах пропаганду гуманистических педагогических идей.

В 1994 году Симон Львович написал манифест «Человек Свободный», в котором очень кратко и понятно выражены основные идеи воспитания свободного человека, даны определения внутренней свободы, совести, кто такой свободный ребенок, что означает свободная школа, и каков путь к воспитанию свободных людей.

Главная работа жизни Симона Соловейчика — книга «Педагогика для всех. 1977-1986», где он изложил философские взгляды на цели, средства и условия воспитания детей, показал, как воспитывается сердце, ум и дух свободного человека, а также недостатки традиционного воспитания детей.

Соловейчик — автор книг о детях и для детей: «Книга про тебя» (1963), «Мокрые под дождем» (1968), «Отчаюха» (1969), «Учение с увлечением»» (1978). По повести Соловейчика «Печальный однолюб» поставлена пьеса, по повести «Ватага «Семь ветров» снят 8-серийный телефильм.

 

Гуляим БАЙМУРЗИНА,

директор областной детской библиотеки

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button