Музыка Великой Степи
Шелест травы, дуновение ветра, полет птицы, бег стригунка – все это музыкой донесли до зрителей участники прошедшего в Атырау международного фестиваля, посвященного творчеству Курмангазы.
Фестиваль стал масштабным событием в культурной жизни нашего общества и не только, собрав участников из различных регионов Казахстана, музыкальные коллективы из России, Кыргызстана и Узбекистана.
В программе фестиваля, который проходил на сцене Дома культуры «Жастар» при областном центре народного творчества, были не только кюи композитора, но и другие жемчужины казахской народной музыки, а также произведения мировой классики. Каждый коллектив показал свой лучший репертуар. Также в рамках фестиваля музыканты посетили учебные заведения, встретились с творческими коллективами нашей области.
Заключительное действо проходило в спортивном комплексе «Жайық» Атырауского государственного университета, который на один день превратился в сцену в форме домбры и собрал более двух тысяч зрителей. В их числе были народный артист СССР Асанали Ашимов, народные артисты Казахстана Гафиз Есимов и Алтынбек Коразбаев, заслуженные деятели Республики Казахстан Татьяна Бурмистрова, Мереке Кулкенов, Улыкбек Есдаулет, Журсин Ерман, заслуженная артистка Республики Казахстан Айгуль Улькенбаева, все лучшие дирижеры Казахстана во в главе с ректором Национальной консерватории имени Курмангазы, главным дирижером государственного оркестра имени Курмангазы Арманом Жудебаевым.
Вначале зрители наблюдали парад оркестров, участники которого под звуки фанфар шествовали под аплодисменты зрителей на сцену спортивного комплекса «Жайық».
Выступивший с приветственной речью аким Атырауской области Нурлан Ногаев выразил огромную признательность уважаемым гостям фестиваля, а также многочисленным участникам большого праздника.
– У великих музыкантов не бывает легкой судьбы. Много испытаний выпало и на долю Курмангазы, – отметил глава региона. – Он стал свидетелем народных восстаний, был жертвой несправедливости. И все пережитое смог выразить в музыке, с помощью двух струн домбры. Музыка передает настроения, впечатления композитора. Казах – это, прежде всего, домбра. Она в доме каждого из нас на самом почетном месте. Казах никогда не бывает одинок, если в его руках домбра. И благодаря домбре Курмангазы смог донести до наших сердец свои мысли, думы, свои переживания, в которых каждый из нас может найти что-то близкое для себя.
После выступления артистов Академического оркестра имени Дины Нурпеисовой и хореографической группы при областной филармонии на сцену поднялись гости международного фестиваля, в числе которых узбекский камерный народный инструментальный оркестр «Согдиана» под управлением заслуженного артиста Республики Узбекистан и заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Фирузы Абдурахимовой. Оркестр исполнил прекрасные восточные мотивы – эхо с высоких гор или звук ниспадающего со звоном ручья – описать все это на бумаге невозможно, нужно слушать. Всего лишь за пять минут зрители услышали, как звучит дойра, рубаб, най, сато, сурнай и дутор. Национальный музыкальный инструмент – это тот ключ, который может выразить душу народа.
Еще один прекрасный коллектив приехал к нам из Киргизии – этнографический ансамбль «Молмол», который также исполнил свои народные напевы. Всем известно, что у казахов и киргизов много общего, схожи и музыкальные инструменты, только называются они немного по-разному – комуз, керней, кил-кияк. Но самое большое восхищение у зрителей вызвало звучание чоор, похожего на свирель.
Овациями встречали зрители выступление российского квартета «Скиф», которые исполнили попурри из известных хитов «Ты морячка, я моряк», «Первым делом – самолеты, ну а девушки – потом», «А на Заречной улице весна». И все было искусно преподнесено с помощью баяна и балалайки, хранящих тайны загадочной русской души.
Затем за дирижерский пульт, сменяя друг друга, вышли лучшие в стране музыканты. Это художественный руководитель и главный дирижер академического оркестра Астанинской государственной филармонии, заслуженный деятель Республики Казахстан Айткали Жаимов, под управлением которого сводный оркестр сыграл кюй Курмангазы «Серпер» и кюй Тлендиева «Махамбет», художественный руководитель и главный дирижер оркестра казахских национальных инструментов при Павлодарской областной филармонии Талгат Каримов, с которым мы услышали, как звучит «Алатау». Также оркестром управляли заслуженный деятель Республики Казахстан Назымбек Молдахметов, дирижер из Костанайской области Гульфара Избанова, главный дирижер Академического оркестра имени Курмангазы Абылай Тлепбергенов, Еркин Оралбеков из Уральска, Арман Аманжолов из Талды-Коргана, Кабира Кабижанова из Актобе, Рахат Мадреев из Актау. Каждый выход дирижеров на пульт стал запоминающимся выступлением, отличаясь своеобразием.
Метод дирижирования нашей Рахили Ергалиевой классический, ровный. Можно дирижировать без палочки, как это делает Талгат Каримов, можно чеканить движения, как это умеет Абылай Тлепберген. Айткали Жаимов во время дирижирования впадет в волну мелодий, он может даже немного пританцовывать. Но самое большое впечатление произвел и даже заставил в себя влюбиться актауский музыкант Рахат Модреев. Кудрявый, эксцентричный, во время своего выступления он был готов полететь вслед за нотами.
Ну и конечно, не обошлось без блестящего атырауского дирижера Саи Жумашевой. В жизни всегда веселая и обаятельная, взяв в руки палочку, Сая тут же попадает под власть серьезной музыки, сразу становится строгой, солидной.
Отдельно хотелось бы сказать о комплексе «Жайық», где шел праздник музыки. Хоть это и спортивное сооружение, но оно уже давно стало многофункциональным. Сотрудники Атырауского государственного университета, которому принадлежит СК «Жайық», вместе с работниками культуры собрали на арене классическую сцену, а вместе с лазерным шоу и 3D-экраном здание превратилось в настоящий культурный центр.
Кстати, народу было – яблоку негде упасть. И подумалось, нужен, очень нужен нашему быстрорастущему городу хороший современный культурный комплекс.
Участники международного фестиваля были награждены дипломами, а сам праздник стал данью памяти, выражением глубокого уважения к гению – легендарному Курмангазы. Человеку, создавшему около 60 кюев, в каждом из которых – частица души казахского народа.
Марина КУАНЫШЕВА