КультураНовостиОбществоПолитика

Как Наурыз Наурызом стал

(Продолжение. Начало в 23-24)

Когда мы говорим о наурыз коже, то должны

понимать, что рассуждаем не просто об одном из многих блюд национальной казахской кухни,

а повествуем о напитке с уникальной рецептурой.

И вот почему.

КОЖЕ ПРАЗДНИЧНОЕ

Согласно легендам, в стародавние времена единство казахского народа подверглось серьезным испытаниям. Каждый старался жить обособленно, общество раскололось, соответственно, положение народа ухудшилось. И тогда собрались аксакалы, которые велели наполнить самый большой казан едой в день Наурыза и раздать ее всем желающим. И было объявлено, что «как щенята, вскормленные одной грудью, мы тоже сегодня испили из одной груди, из одного казана, из одного источника и поэтому стали родными».

И с тех пор бытует поверье о том,что люди, отведавшие пищу из одного казана, становятся родными и не могут таить обиду и злобу друг на друга. Испившие из одной чаши должны простить друг друга, жить в мире и согласии.

Радует, что сегодня почти все знают основу приготовления наурыз коже, которое готовится как минимум из 7 составляющих. Конечно же, эти 7 компонентов в связи с особенностями местного уклада могут быть разными, но неизменным остается способ приготовления. Например, в некоторых регионах в коже кладут рис, в других – пшено. Но, как сказано выше, во всех уголках страны сохраняется одна и та же технология. Например, везде используют оставшееся от зимних запасов (согыма) мясо. Во время приготовления коже с четырех сторон казана зажигают масляные свечи и густо смазывают его растительным жиром. Это подразумевало собой желание сохранить все четыре вида домашней скотины в сохранности, чтобы посуда всегда была полна еды, а живность домашняя была упитанной. Иногда в наурыз коже клали и голову коровы или овцы, добавляли лучевую кость животного. Голова в наурыз коже означала здравие всех родных и близких, лучевая кость – долголетие потомков, здоровье и процветание рода.

Здороваться нужно правильно!

То, что 14 марта начинается Көрісу, сегодня знают все. Как сделать все правильно и в в соответствии с традициями?

Мужчины здороваются в обе руки и обнимаются, женщины же только обнимаются. Участвующие в этом процессе грудь – это опора жизни, сердце – источник жизни, руки – средство добычи, а плечи – сила и воля. С другой стороны, рукопожатие и обнимание означает чистоту помыслов, безоружность здоровающегося и открытость души.

Молодым людям, пришедшим к старшему поколению, аксакалы дают напутствие «Жасың құтты болсын!», «Ғұмырың ұзақ болсын!», «Жасыңа жас қосылсын!», что в смысловом переводе означает пожелание доброго здравия.

Сейчас в традиции Көрісу введены новшества согласно веяниям нового времени. Представители одного рода или жители населенного пункта вместе отмечают Көрісу. Например, жители Мангистауской области ввели в традицию отмечать Наурыз в местности Отпантау. Такие встречи не редки и в Атырауской области. В нынешнюю эпоху, когда основным дефицитом является время, эта традиция, наверное, жизнеспособна.

К слову, на западе страны, в особенности в Мангистауской области, эту традицию называют и Днем Амала. Потому что старинное название Наурыза – Хамал (персидское название созведия Овна). В этот день на небосклоне появляется созвездие Овна. С персидского «Хамал» переводится как «ягненок», то есть ха+мал – мелкое домашнее животное, приплод. Таким образом, наступило время, когда Хамал (Амал) и Солнце показали друг другу лица, пришло время көрісу, пришла весна.

 

Абат КЕНЖЕГАЛИЕВ,

деятель культуры РК

(перевод

Каршыги Кушекова)

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button