В Атырау к юбилею казахстаского композитора Курмангазы был выпущен календарь на 2019 год, в котором кюи великого композитора переложены на полотно. Необычный календарь — дело рук атырауского художника, руководителя ОО «Союз художников Атырау», преподавателя кафедры изобразительного искусства и графики АГУ имени Х. Досмухамедова Айсы Отаралиева.
Идея пришла к Айсе во время подготовки к праздничным мероприятиям, и он поделился ею с коллегами. Начинание поддержали те, кто мог помочь в этом деле. Они поняли ценность идеи и в июле Айсе поручили подготовить проект календаря. В течение месяца художник работал над картинами и днем, и бесонными ночами. Айса не только писал, но и готовил аннотацию к каждой картине из книг Ахмета Жубанова. И в начале августа он продемонстрировал свои эскизы.
«Когда я принес свои эскизы, то сразу нашел поддержку. Директор филармонии Гадил Дюсенгалиев, который занимался организацией международного фестиваля в честь Курмангазы, сразу сказал: «Бросай все свои дела и занимайся подготовкой календаря». В общем, в течение двух месяцев я подготовил все 12 эскизов, а 1 октября мы вылетели в Алматы в издательство», — рассказал художник.
Календарь успели напечатать к сроку тиражом 1000 экземпляров. На 12 календарных страницах художник разместил композиции к 12 кюям Курмангазы. Гости международного фестиваля из стран дальнего и ближнего зарубежья смогли унести частичку казахской души в виде календаря с безмолвными кюями…
Январь — зарисовки к знаменитому кюйу «Кішкентай». В нем изображена группа вооруженных всадников, на переднем плане стоит юноша, который взглядом провожает уходящий отряд. Это время народного восстания под предводительством Исатая и Махамбета, а Курмангазы они не взяли в свое ополчение, сказав ему, что он «кішкентай» («мал еще»). В кюе композитор описал свои чувства, пережитые во время восстания.
Февраль — «Қайран шешем». Здесь изображение матери Курмангазы, смотрящей на далеко уходящую в степь дорогу. Курмангазы с юности по зову творческой души ездил по селам и весям. И в кюе композитор передал свою любовь к матери, переживания мамы. На переднем плане — «ер тұрман» — седло джигита, которое тоже лежит без дела…
Март — картина по мотивам кюя «Қыз Данайдың қырғыны». Она — об истории, произошедшей на Мангистауской земле. Курмангазы часто ездил туда к нагашы. В один приезд молодая девушка, засватанная за сына богатого человека, сбежала с любимым джигитом из бедной семьи. И вот приехали гонцы из байской семьи забрать девушку. Так получилось, что девушка осталась одна, пока джигиты аула собирались для отпора. Был только Курмангазы, который сумел отстоять девушку до прихода подкрепления. По преданию Курмангазы обладал недюжинной силой и был известным палуаном своего времени. Это была нешуточная схватка, об этом говорит само название кюя. На картине изображены два мечущихся в круговороте всадника — Данай и Курмангазы.
Апрель — «Ақсақ киік». Этот кюй также написан по мангистауским мотивам. Как-то Курмангазы, уже известного кюйши, пригласили в гости, по обычаю подарили ему чапан и лучшего коня, повели на охоту. Во время охоты спутники стали шутить, «а можешь ли ты метко стрелять, как джигит, или только играешь на домбре?!». И Курмангазы одним выстрелом попал в ногу бегущего сайгака, что считалось верхом меткости. На картине изображена прекрасная природа степей Мангистауской земли и сайгак с подстреленной ногой…
Май — «Аман бол, шешем, аман бол!». В картине к названному кюйу крупным планом изображена мать с твердым выражением лица, чуть поодаль отьезжает повозка с людьми. На Курмангазы написали донос, что он угнал лошадей, и его пришли забирать в тюрьму. Сын на прощание расплакался, думая о матери. Но мать Алуа тогда дала ему пощечину со словами: «Я думала, родила сына, а оказалось плохого, малодушного нечто!».
Июнь — на картине «Бозқаңғыр» изображен одинокий всадник с домброй, грустно бредущий по степи. Курмангазы, путешествуя, часто участвовал в айтысах и всегда побеждал. И однажды, девушка хотевшая выиграть непобедимого акына, назвала его бродягой, который не имеет никакого ремесла и вынужден есть, что подадут хозяева. Эти слова засели и стали поедать душу певца степей, так появился кюи в переводе звучавший, как «бродяга». Мать тогда ему сказала: «Не обращай внимание на слова глупой девчонки, надо было забрать ее в жены!».
Июль — мотивы известного кюя «Кісен ашқан». Он написан в Уральской тюрьме, когда Курмангазы с русским приятелем сбегает с неволи. Художник при изображении этого кюя использовал абстракцию — широкая степь растилается перед глазами, на переднем плане композитор, на руках остатки порванных цепей…
Август — на восьмой месяц года Айса поместил картину, посвященную великому творению композитора — «Сарыарқа». Широкая бескрайняя степь, по которой несется табун лошадей. Солнце, небо, земля, покрытая зеленым ковром — во всем видится душа свободного степняка!
Сентябрь — кто не слышал кюй «Адай», в котором звучат звуки яростной битвы? Картина также передает этот мотив. Курмангазы, будучи в Мангистау, как-то попал в юрту стариков и увидел висящую домбру их дочери. Курмангазы взял домбру, коснулся струн и вернул инструмент на место. Тогда-то и родился бессмертный «Адай», песнь о храбрых адайцах, населяющих Мангистау.
Октябрь — кюй «Алатау» посвящен белоснежным горам. И в картине изображена красота гор, прекрасная природа казахской земли. Великий кюйши в этом произведении показал всю свою любовь к окружающему человека миру.
Ноябрь — «Көбік шашқан» — это дань красоте природы Мангистау. Изображен каменистый берег Каспия, где о скалы бьются волны. Раз в 80 лет происходит это природное чудо, когда волны образуют белую пену и море кажется белым! Курмангазы посчастливилось увидеть это явление, так родился знаменитый кюй с говорящим названием.
Декабрь — «Итог» — Курмангазы жил на астраханской земле, поэтому знал русский язык и некоторые свои творения он назвал на русском языке. Кюй «Итог» стал своеобразном отчетом о своем творчестве.
Алма ТУРГАНОВА