Выпало звено
Жил в России, в Саратовской области. Там о бес кунаке знают не понаслышке. Каждый год выслушивал шутливые упреки друзей — русских ребят, мол, в ненастье виноваты мы, казахи, придумавшие «этих пятерых».
Смеялся и, как мог, открещивался от нападок. А в последнее время откровенно заскучал по непогоде в апреле. И вправду, в Атырау ветер и пыль не только в период бес кунака, как-то хотелось разнообразия. К тому же дед всегда говорил, что если в первый или последний день бес кунака пройдет дождь, то и лето будет дождливым, а значит и урожайным, а потому дождя ждали и надеялись. Народные приметы, основанные на многовековом опыте «дружбы» с природой, подводили редко, часто превосходя предсказания метеорологов. Потому и верили.
И вот, когда это явление стало уже забываться, природа напомнила о себе. Двухдневный дождь, перешедший в снегопад, а потом еще и в метель, как бы подтвердил небезосновательность легенды о пятерых замерзших путниках, легкомысленно отправившихся в гости в неурочное время. Вот теперь сижу, гадаю, каким выдастся лето? Если судить по дождю, то оно должно быть благоприятным, а по метели? На этот счет дед не высказывался, а я по малости лет не поинтересовался.
А особенно сожалею о тысячах не заданных вопросов, на которые могло дать ответы только то поколение, родившееся в конце века позапрошлого и ушедшее в семидесятых прошлого века. Насколько бы обогатилось наше историческое прошлое, будь мы любознательнее, а наши деды — более словоохотливы. К сожалению, прошлого не вернуть, аксакалы моего детства давно покинули этот бренный мир, мы свою историю познаем из записей редких чужеземных путешественников, которые удосужились что-то записать в своих дневниках задолго до существования наших дедов. А ведь в устном народном шежире отражено все наше прошлое. Но в них много наносного, да многое забыто, так как с распространением письменности исчезли и жырау — степные летописцы, а мы не догадались записать их знания. Выпало одно звено в непрерывном повествовании. Сумеем ли соединить разрыв?
Кайрат САТАЕВ