«Мы не должны сидеть сложа руки», — считает аким Атырауской области Б.Рыскалиев, говоря о проблемах рыбной отрасли Прикаспия
Издавна седой Каспий и батюшка Урал ассоциируются у нас с красной рыбой, черной икрой. Это предопределено исторически.
Примерно 90% рыб осетровых пород (осетр, севрюга, белуга) сосредоточены в бассейнах Каспийского и Азовского морей. В естественном виде их разновидности обитают только в этих двух морях и прилегающих речных водоемах.
Летописи гласят, что еще в XIII веке местное население начало использовать осетровую рыбу в качестве пищи. Наши предки быстро освоили разнообразные способы приготовления и хранения исключительно питательной и вкусной еды. В период существования Советского Союза создавались профессиональные рыболовецкие хозяйства. В это же время начали свою работу крупные предприятия по изготовлению товарной рыбной продукции.
Рыболовство – традиционная отрасль хозяйства для Атырауской области и, можно сказать, одна из основ нашей экономики.
Мы на месте придаем большое значение состоянию рыбных ресурсов. Потому что 60% лова и обработки рыбы в стране производится здесь. Предприятия данной отрасли являются основными работодателями для 70 тысяч жителей прибрежных аулов.
Однако относительно рыбного хозяйства сегодня есть много вопросов, ожидающих решения, особенно – касательно рыб осетровых пород.
Горькая правда такова: запасы осетровых рыб, являющихся вкусным деликатесом и несравненной пищей, резко сократились за последние 20 лет и сейчас находятся на грани исчезновения.
Общеизвестно сегодняшнее плачевное состояние рыбного хозяйства, некогда кормившего всю область, прославившего нас на весь мир. До этого все только тоннами вылавливали “живое серебро”, и никого не волновали вопроы сохранения, умножения рыбы, увеличения ее запасов. Казалось, что они неисчерпаемы. Теперь мы пожинаем горькие плоды такого транжирства.
Тем не менее, мы ищем возможности, как поднять данную отрасль, вдохнуть в нее жизнь. Проделана большая работа в этом направлении.
Прежде всего, этот вопрос поднимался во время прошлогоднего визита Главы государства в Атыраускую область, были даны поручения соответствющим министерствам. Он нашел серьезную поддержку также и у Премьер-министра Республики Казахстан, приезжавшего в область в июне этого года. Будут выделены значительные средства на отрасль.
Еще один итог того визита – в областном акимате под председательством Генерального прокурора РК Кайрата Мами прошло расширенное выездное заседание Генеральной прокуратуры, правоохранительных органов по вопросам соблюдения законности в обеспечении сохранения и разведения ценных пород рыб в Урало-Каспийском бассейне. В нем принимали участие депутаты парламента страны, руководители министерства сельского хозяйства, Внутренних дел и и других министерств, Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, пограничных войск Комитета национальной безопасности, представители исполнительных и правоохранительных органов западного региона, средства массовй информации и др.
С Астаны в прямой связи с заседанием в Атырау был заместитель Премьер-министра, министр торговли и технологии Асет Исекешев.
Столь важное заседание в таком масштабе, с высокими полномочиями, на республиканском уровне проводилось в области впервые.
По инициативе акимата области активно ведется работа по недопущению незаконной ловли рыбы в Урало-Каспийском бассейне.
По нашему предложению в Правительстве создана межведомственная комиссия, выявившая многие проблемные вопросы в этой отрасли. Сейчас на этом высоком уровне ведутся работы по повышению эффективности охраны рыбных запасов. Такое исключительное внимание вопросу охраны рыбных ресурсов имеет глубинные причины.
Самая главная причина деградации запасов рыбы (продолжительность жизненного цикла которых 25-30 лет) – хищническая деятельность людей. Браконьеры, преследуя корыстные личные интересы, истребляют ценные породы рыб, не давая им достигнуть даже возраста нереста.
Учитывая, что мальки возвращаются в естественную среду обитания и начинают метать икру только через 10 лет, такие действия разбойников понимаем однозначно – уничтожение под корень породы ценных рыб.
В 1998 году в Атырау побывала знаменитая команда Жака Ив Кусто. Легендарный исследователь водных глубин тогда был потрясен невиданными доселе масштабами браконьерства на Каспийском море.
Не секрет, что сегодня все, у кого есть возможность, безжалостно уничтожают золотой запас осетровых, забыв умеренность. Не элементарное выживание толкает их на это, а алчность, застилающая им глаза, заглушающая совесть. Из-за таких драгоценная черная икра обернулась бедой для осетра, исчезающего на глазах.
Иностранцы довольны тем, что уносят деликатесную, дарующую силу черную икру, местные озабочены тем, чтобы как можно туже набить свои карманы, всласть поесть.
А бесчинства иностранных браконьеров угрожают не только рыбным запасам, но и национальной безопасности страны, бросает тень на реноме независимого государства.
Сегодня это – проблема, волнующая все население, общество.
Функции защиты рыбных запасов законодательно закреплены за рыбной инспекцией министерства сельского хозяйства.
Одновременно борьбу с браконьерством ведут и финансовая полиция, отдел департамента внутренних дел, пограничная служба КНБ, природный резерват «Ак Жайык». Во всех мероприятиях участвуют сотрудники депаратмента КНБ, транспортной инспекции.
Однако нет конечного результата при наличии по одному вопросу столь внушительного числа государственных органов, дублирующих друг друга. Как говорится: «У семи нянек дитя без глаз».
Наряду с этим, нет четких критериев оценки деятельности государственных органов. Поэтому невозможно определить реальный вклад каждого органа в решение поставленных задач и эффективность их работы.
Каждый из названных органов заинтересован в раскрытии правонарушений, но не в определении правонарушителя. Получается, преступление есть, а преступника нет. Никто не занимается профилактическими мероприятиями. Понятно, что в такой ситуации преступник чувствует себя вольготно.
Не считая моря, начиная с устья Урала ежегодно ставится до 4000 сетей.
Совершающее хищнический лов осетров на море браконьерство превратилось в организованную преступность. Если верить официальной статистике, за последние 3 года из пределов страны вывезены 40 тонн рыбы осетровых пород, до 10 тонн черной икры.
Однако, по оперативным данным, ежегодный объем вывоза рыб осетровой породы из пределов страны куда больше — 500-600 тонн. Значит, незаконный вывоз осетровых рыб превышает официальные статистические данные в 37 раз, а вывоз черной икры – в 7 раз. Это известные пока сведения. А сколько вывезено, избежав задержания… Это есть разбазаривание народного достояния.
Казахстанский сектор моря превратился в зону незаконного лова рыбы иностранными браконьерами. По данным финансовой полиции, теневой оборот икорного бизнеса достиг 92%.
Если исключительно ценное водное богатство Каспия и Урала ежегодно так и будет разбазаривать кто попало, очевидно, что запасы осетровых рыб исчезнут вообще. Хотя вот уже несколько лет, как в стране началась борьба с браконьерством, но не видно зримых результатов деятельности государственных органов, призванных поставить заслон этому.
Это показывает, что работа правоохранительных органов, в том числе структур рыбоохраны, организована не на должном уровне. Президент страны строго наказал сохранить запас осетровых рыб, вести непримиримую борьбу с истребляющим его браконьерством. В реальности самые важные задачи остаются лишь на бумаге. До сих пор ни одна организованная преступная группировка не раскрыта и ликвидирована. Хотя и создана специализированная оперативно-следственная группа по экологическим преступлениям, она действует на бумаге. Кому нужно такое очковтирательство?
А министерство сельского хозяйства превзошло их, посчитав неправильным приостановку лова осетровых во время нереста. Министерство не могло не знать о законодательном запрете. Так почему, зная это, противостояло закону?
Также нас особо беспокоят вопросы охраны морских границ. Ибо, как уже выше сказано, массовые противоправные действия иностранных браконьеров в реках-озерах республики напрямую угрожают не только рыбным запасам, но и национальной безопасности страны.
Пограничная служба не допускает другие государственные службы в 12-мильную пограничную зону Каспия. Такая специфика дает им возможность полностью контролировать широкую зону морских просторов, создавать условия для незаконного рыболовства.
В связи с активизацией правоохранительными органами Атырауской области борьбы с браконьерством, пограничная служба перенесла свою деятельность на Мангистаускую область, где выявлены факты оказания поддержки незаконному рыболовству в тех краях. А наши местные правоохранительные органы не вправе заходить в данную территорию. Следовательно, корни браконьерства уходят вглубь, обретая черты массовой организованной преступности. Не уничтожив эти первопричины, невозможно ликвидировать само браконьерство.
Каспийское море принадлежит не только Казахстану, водоем, общий и для соседних стран – России, Азербайджана, Ирана, Туркмении. В то же время не находит полного решения вопрос об определении статуса моря между прибрежными государствами. Это тоже влияет на эффективность борьбы с браконьерством.
В соответствии с Законом «О Государственной границе Республики Казахстан» государственная граница на Каспийском море определена на расстоянии 22,2 километра (12 миль) от береговой линии страны. Но отсутствует нормативный документ, определяющий конкретную демаркацию границы (проведение линии государственной границы на местности).
Главное, ввиду отсутствия конкретных соглашений об определении границ на водной поверхности между Казахстаном и другими прикаспийскими государствами, он остается односторонним решением.
В связи с этим вызывает сомнение законность применения статьей Уголовного и Административного кодексов к гражданам соседних стран, нарушившим морские границы.
Если казахстанские правоохранители задержат граждан Российской Федерации или Республики Азербайджан, они через дипломатические представительства своих стран могут предъявить иски о незаконных действиях казахстанских органов. Вдобавок к этому, из-за отсутствия правовых основ привлечения к ответственности иностранных граждан, промышляющих браконьерством на нейтральных водах Каспийского моря, задержанные уходят от ответственности.
Поэтому определение статуса Каспия – вопрос исключительной важности, требующий особого внимания. В первую очередь, необходимо прийти к общей договоренности с соседними государствами в определении статуса моря, принять конкретное решение, четко прописать порядок применения законодательства каждой страны. Если проблема найдет свое решение именно в таком ключе, откроются огромные возможности для совместной с прилегающими государствами борьбы против широко распространенного здесь браконьерства, для применения строгих мер наказания к иностранным браконьерам в соответствии с законодательством.
Главное — будет поставлен надежный заслон незаконному лову осетровых в казахстанском секторе моря браконьерами других стран.
Уменьшение запасов осетровых рыб на Каспии напрямую связано с нарастанием браконьерства. Это факт.
В целом, необходимо кардинально менять отношение к вопросу сохранения, защиты осетровых. Исходя из этого, акимат области вносит свои предложения:
во-первых, ликвидировать нелегальный рынок сбыта рыб осетровых пород.
Например, Россия перешла на путь уничтожения конфискованной икры. Если будет введен такой порядок, окончательно уничтожим имеющий сейчас место вторичный оборот конфискованной икры.
В государственный бюджет от сбыта различных видов рыб осетровых пород поступает всего 2-3 млн тенге.
Во-вторых, введение запрета на ввоз и продажу сетей и рыболовных снастей из синтетических мононитей, запрещенных к применению в Республике Казахстан.
Также необходимо лицензирование деятельности по свободной продаже рыболовных сетей и снастей, введение ограничения путем предоставления таких лицензий только лицам, имеющим право на профессиональное занятие рыболовством.
В-третьих, усиление ответственности за незаконный лов рыбных ресурсов.
В борьбе с браконьерством применение штрафов не является эффективной предупреждающей мерой. В большинстве случаев задержанные с рыбой осетровой породы нарушают статью 183 Уголовного Кодекса, в соответствии с законодательством привлекаются к ответственности за предварительное приобретение или сбыт имущества преступным путем. Поэтому предлагается предусмотреть строгое наказание за незаконное приобретение, хранение, транспортировку и сбыт рыб осетровых пород, дополнить уголовное законодательство соответствующей статьей.
В-четвертых, необходимо на законодательном уровне определить единый государственный орган по защите рыбных ресурсов и борьбе с браконьерством.
Полагаю, что целесообразнее поручить это ДВД или рыбоохранной инспекции. И меры по профилактике правонарушений необходимо поручить с наделением их правом действия в 12-мильной зоне Каспийского моря.
Следует запретить другим правоохранительным органам проводить любые рейдовые мероприятия на воде. Охраной границы пусть занимается пограничная служба. Прокуратура, соответственно, будет осуществлять надзор.
В России создана специальная группа по защите рыб «Пиранья» (спецназ).
Необходимо отметить, что Атырауский завод осетровых рыб и рыбная инспекция подчиняются одному ведомству – министерству сельского хозяйства. В этом случае не будет должного контроля над деятельностью завода осетровых рыб. И поставщик услуг, и заказчик – одно и то же лицо. Остаются вне контроля выпуск икры и другие технологические процессы. Неизвестен объем выращенного приплода.
И главное, этот определенный единый государственный орган по защите рыбных ресурсов и борьбе с браконьерством должен быть подотчетной перед областным акиматом.
Акимат хорошо владеет ситуацией на месте. Министерство в центре не в состоянии полностью контролировать все, что происходит в рыбном хозяйстве. Органы рыбоохраны на своих маломощных катерах бессильны в задержании браконьеров. Для этого нужно внести изменения в действующее законодательство по вопросам финансирования деятельности территориального органа рыбной инспекции – по опыту органов внутренних дел.
Тогда местные исполнительные органы окажут всемерную поддержку по материально-техническому оснащению.
Также считаем необходимым разграничить регулирующие функции между акиматом области и Комитетом рыбного хозяйства министерства сельского хозяйства РК. Только в этом случае будут общая ответственность, единый прядок, повысится эффективность работы.
Кроме браконьерства есть и другие факторы, влияющие на уменьшение рыбных запасов. Необходимо обратить особое внимание на вопрос нанесения ущерба морской фауне, в том числе воздействия на уменьшение запасов рыбы бурно развивающейся в последние годы на Каспии нефтедобычи. Вот уже в течение 16 лет ежегодно фиксируются факты массовой гибели тюленей в Каспийском море. Понятное дело, что загрязнение воды не лучшим образом отражается и на популяции осетровых рыб.
К примеру, за 2006-2009 годы зафиксированы сведения о гибели 2143 осетровых рыб и 1293 тюленей. Ущерб от гибели рыб составил 206 млн 678 тыс. тенге. Это превышает причиненный браконьерами ущерб за этот же период.
По мнению отдельных ученых-экологов, такой ежегодный мор морской живности может быть связан с выделением серы, метана или иных попутных газов во время разведочного бурения и добычи сероводорода на море. Пока это только предположение. Но мы знаем, что до начала буровых работ на море такого массового мора морских животных не было.
На территории Атырауской и Мангистауской областей есть 170 нефтегазовых скважин, оставшихся под водами Каспийского моря. Пока не нашел оптимального решения вопрос о воздействии этих скважин на окружающую среду. Необходимо обратить особое внимание на эту проблему, если хотим сохранить жизнь на Каспии. Мы внесли свои предложения об этом в правительство, соответствующие министерства и ведомства, поднимаем эту проблему на высоком уровне.
Мы не можем сидеть сложа руки, пассивно наблюдать за положением осетровых рыб. Наоборот, нужно активно искать пути умножения их запасов.
Тут возникает вопрос: какой путь необходимо выбрать, есть ли приемлемый для Казахстана мировой опыт?
Как вам известно, единственное в республике специализированное предприятие по обработке осетровых рыб и выпуску черной икры – Атырауский завод – акционерное общество «Атырау-Балык».
Издавна это ведущее предприятие в рыбной отрасли и единственная казахстанская компания – поставщик черной икры, деликатесов осетровых рыб на мировой рынок.
Согласно статистическим данным, в 1986 году на Атырауском рыбном заводе было произведено 30 тонн черной икры. Это — самый последний зафиксированный высокий показатель, можно сказать апогей. Ныне ценная рыба и черная икра стали раритетами. Более того, нет былого изобилия и частиковой рыбы.
Не будет преувеличением сказать: ведущее предприятие страны, в свое время перешедшее в частные руки, из флагмана индустрии превратилось в балласт, приведя в упадок и без того хиреющее рыбное хозяйство. Будем откровенны: к этому приложили руки и «варяги», и жадный до наживы местный люд, обанкротив предприятие.
Из-за их деятельности за последние 15 лет опустилось на дно предприятие, некогда гремевшее на всю республику своей продукцией.
Череда смены собственников донельзя ухудшила финансовое положение предприятия. Образовался долг в более чем 1 млрд тенге. Объем производства снизился с 13,5 тыс. тонн в год до 3,8 тыс. тонн. Закрылось консервное производство, оставив без работы свыше 500 человек.
Все активы предприятия изношены, производственные мощности устарели на 90%. Зарплата работников отрасли считается самой низкой по области, вследствие чего уходят высококвалифицированные специалисты.
В прошлом году Президент подписал Закон о введении монополии на лов, покупку, обработку, сбыт рыбы осетровых пород.
Теперь все вопросы, касающиеся ценных пород рыб, будут решаться на месте, и в этом направлении создан субъект монополии – коммунальное государственное прдприятие «Жайык-Балык».
По инициативе акимата сегодня имущество АО “Атырау-Балык” возвращается в собственность государства, все высвобожденные работники трудоустраиваются, будут погашены и задолженности по зарплате.
Теперь лов, обработка, продажа красной рыбы сосредотачивается в одних руках, будет осуществляться по единым правилам. Прекратится их разбазаривание кем попало. Данный вопрос мы решили, неоднократно поднимая его в вышестоящих органах, проявив настойчивость. Это – наше большое достижение.
Теперь возникает вопрос: как возрождать это предприятие впредь, где найти средства?
У нас есть предложения и по нему.
Опираясь на опыт периода Советского Союза, осуществим централизацию рыбного хозяйства. Все относящиеся к этому вопросы будут регулироваться через единственное учреждение – КГП «Жайык-Балык». Не будет самостоятельных кооперативов по отдельности, как раньше. Промысловики, занимающиеся рыбным хозяйством, изъявляют желание войти в долю в данный проект, стать акционерами, вложить средства. Работать все будут совместно, в рамках единого хозяйства. Можно поднять отрасль без копейки бюджетных вливаний, за счет усилий местных предпринимателей. Это очень выгодно всем.
Перед новым предприятием ставится масштабная задача – дать новый импульс бывшему флагману рыбной отрасли, возродить его, превратить в мощное производство.
Сейчас разрабатываются перспективные направления развития субъекта государтвенной монополии. Перед коммунальным государственным предприятием «Жайык-Балык» ставятся следующие задачи:
во-первых, увеличить объемы глубокой переработки и лова рыбы до 15 тыс. тонн в год.
Наряду с этим, рыбное сырье будет закупаться у рыболовецких хозяйств по рыночной цене. Это очень выгодно для них, и они поддерживают такую схему.
Во-вторых, возрождение рыбоконсервного производства. Для этого необходимо построить рыбоконсервный завод мощностью 5 млн условной тары в год. Производство рыбоконсервной продукции, включающей до 40 наименований, будет осуществляться на 4 линиях. Будут заново построены цеха по засолу, копчению рыбы и изготовлению кулинарной продукции, в соответствии с нормами ИСО, ХАССП, Еврономер и других международных стандартов. Также вместо устаревших холодильников будут поставлены высокопроизводительные современные установки быстрой заморозки.
Расширим ассортимент и повысим добавленную стоимость рыбной продукции, снизим производство сырья, а количество работников увеличим с 700 до 2500 человек. Все виды продукции, пользующиеся спросом за рубежом и в России, будут экспортироваться.
В-третьих, организация морского рыболовства и освоение новых районов промысла. Нужно активизировать лов кильки с ее богатыми запасами на море. Все прикаспийские государства, кроме Казахстана, занимаются морским промыслом рыбы.
В-четвертых, развитие товарной осетровой рыбы. Как субъект монополии, необходимо высокими темпами развивать это направление с большими перспективами.
Действительно, низок уровень работ по сохранению природной среды обитания и размножения осетровых рыб. Из 68 нерестилищ остеровых на реке Урал сейчас пригодны только 13. Никак не возьмет должный темп и производство товарного осетра, являющееся источником рабочих мест для жителей прибрежных аулов.
Одна из задач, поставленных Главой государства, – сохранение природных запасов каспийского осетра. Альтернативный путь этого – выращивание товарного осетра.
В чем его выгода?
Если потеряем рыбу осетровых пород, прекратится производство и их продукции. Это – невосполнимая потеря для бюджета государства. А нынешняя экологическая ситуация объективно ограничивает природный прирост осетра.
Следовательно, выращивание товарного осетра – доходное, стабильное, самое эффективное, с экономической точки зрения, направление развития рыбного хозяйства. Этот способ широко применяется в зарубежных государствах. На сегодня товарное осетроводство, особенно в Китае, США, Германии, Италии, Дании, Японии, во Франции, развивается особыми темпами.
По мнению специалистов, сведущих в рыбной отрасли, самое удобное для развития рыбного хозяйства Казахстана – перенимание опыта Китая. Потому что в этой стране накоплен мировой опыт разведения осетров. Китайское государство уделяет должное внимание этому вопросу: принята специальная государственная программа, оказывается государственная поддержка предпринимателям, обратившимся к развитию отрасли.
То, что Китай сумел вывести названную отрасль на передовые позиции в экономике, добившись ее исключительной эффективности, вызывает интерес и других стран. Достаточно сказать, что на долю Китая приходится 60% мирового производства товарного осетра. То есть в этой стране выращивается более 20 млн тонн товарного осетра в год.
В Казахстане выращивание товарного осетра пока не получило широкого развития. И тому есть несколько причин.
Во-первых, на это отрицатиельно влияет неразвитость кредитной политики.
Во-вторых, те, кто стремятся заняться товарным осетроводством, не всегда чувствуют поддержку государства.
В-третьих, препятствует развертыванию этого дела отсутствие технологии и опыта.
В-четвертых, недостаточно информируются фермеры, предприниматели, рыбаки, иъявляющие желание выращивать товарный осетр. Что такое товарный осетр, как создавать частное товарное осетроводческое хозяйство, каков экономический эффект от него – люди не информированы об этом.
И пятое направление.
Ученые предлагают методику, способную влиять на размножение рыб осетровых пород естественным путем. Это – искусственное выращивание мальков. Такая методика широко используется во многих иностранных государствах. Правда, в Казахстане, в Атырау, есть два таких завода. В них ежегодно выращиваются и выпускаются в Каспийское море 7 миллионов мальков. Однако, надо признать, его объемы блекнут по сравнению с соседними государствами. Например, в России ежегодно выращиваются 56 млн мальков, в Иране – 22 млн, в Азербайджане – 15 млн.
Пока возможности увеличения выращивания мальков осетровых ограничены. Потому что устарели технологии заводов по выращиванию мальков осетра в Атырау. В соответствии с поручением Президента, сохраняя маточное поголовье осетровой рыбы, нужно строить новый завод с годовой мощностью в 30 млн единиц мальков.
Все вышеизложенное требует приоритетного внимания, огромных усилий, упорного труда, обильных финансов. Вопрос не только в том, чтобы ловить и продавать рыбу. Корни проблемы уходят вглубь.
Мы не можем всю жизнь существовать, получая ренту от полезных ископаемых. И нефть, и газ когда-нибудь могут иссякнуть. А рыба, сумей мы правильно использовать, — возобновляемый, неисчерпаемый ресурс. Это, если умело организовать, доходный промысел, способный кормить и наших детей, и внуков, многие поколения.
Нужно думать и о будущем. Поэтому наш долг – решить этот вопрос.