ИЗ УРАЛА ВЫТАЩИЛИ «ЗАНОЗЫ»

Впервые в Прикаспии были проведены работы, не имеющие аналогов в стране. Вчера завершились масштабные экологические работы по поднятию промыслово-транспортных судов, затонувших в районе атырауского речного порта четыре года назад. Шесть кораблей были конфискованы у дагестанских браконьеров на Каспийском море, где нарушители вели незаконный промысел осетровых в территориальных водах Казахстана. По поручению акима области этот проект был осуществлен компаниями «Isker group», АО «Атырауозенпорты», ТОО «Sarens», «Аджип ККО». Содействовал выполнению сложной задачи ряд государственных органов.
Часть Урала огорожена боновыми заграждениями. В этом квадрате «зависло» многотонное судно, которое держится на мощных стропах крана, медленно поднимает его над водой и ювелирно поворачивая, тянет на береговую площадку. Зрелище, надо признать, впечатляющее. Оператор крана ТОО «Sarens» Энтони МакЭлхинни работает очень аккуратно — ржавая махина медленно «проплывает» мимо нас и «опускается» на землю. Здесь «посудину» разрежут и отправят в последний путь — на металлолом. Такая же участь уготована всем остальным «титаникам».
Как рассказал заместитель генерального директора «Isker» Сайын Куанышев, когда в реке утонули несколько морских дагестанских судов, то для Урала появилась экологическая угроза, и ее надо было ликвидировать. Загрязнение реки — одна беда, другая — помехи судоходству, и третья — проблемы для нереста рыб. Между тем, опыта по подъему судов в регионе не было — никто ничего подобного в Прикаспии не делал.
— Затонувшие морские суда не принадлежали порту, они были на балансе судоисполнителей, — поясняет председатель правления АО «Атырауозенпорты» Ербол Альжанов. — Тем не менее, было решено заняться непростым проектом по их подъему. Просчитывали различные варианты. Попробовали привлечь российских специалистов, но те запросили дорого — почти 2 миллиона долларов. Значит, следовало искать другой вариант.
По словам координатора проекта — начальника областного управления природных ресурсов и природопользования Ербола Куанова, поднимать затонувшие суда — обязанность министерства транспорта и коммуникаций. Но там объявили, что запланировали выполнение соответствующего ТЭО на 2012 год, а подъем кораблей в 2013-2015 годах. Да и то, если деньги найдутся. А корабли ждать не будут, совсем уйдут в грунт, который, словно асфальтом, покроет борта. И тогда их вообще не достать.
В конце мая в речной порт для местной ТЭЦ пришел груз. Чтобы «снять» его с платформы, тогда использовали кран на гусеничной основе грузоподъемностью 750 тонн, принадлежащий компании «Sarens». И в подъеме утонувших судов было решено использовать именно его. В акимате области идею поддержали, было проведено совещание у первого заместителя акима области Болата Даукенова. Началась подготовка к подъему судов, на что ушло полтора месяца.
«Титаники» затонули примерно в двадцати-пятидесяти метрах от берега – над водой были видны лишь мачты. Их технические характеристики, конструкции были неизвестны. За несколько лет они почти полностью заилились, что увеличило их собственный вес со 110 до 350 тонн. Составили план, занялись выравниванием у берега площадки, в чем помогла компания «Isker». Прибывшие из Актау водолазы обследовали суда. Нужно было определить, за что можно их «ухватить» и вытащить. 15 августа начался подъем первого корабля.
— Работать приходилось в сложных условиях, при отсутствии какой-либо видимости, — делится водолаз Владимир Родионов. — Расчищали суда от коряг, сетей, заиленные трюмы от ила, и не всегда удавалось использовать агрегат по выкачиванию грунта. В каждом корабле было примерно от 200 до 250 тонн ила.
Когда достали первое судно, то оно с легкостью пирожного безе развалилось на две части. Так и поднимали их — по половинке. Мы смогли увидеть эти куски фантастических размеров, лежащие на боку.
— Мы цепляли тросы, а они рвались, — рассказывает главный инженер АО «Атырауозенпорты» Габиден Сарсембаев. — Чтобы выдернуть суда на поверхность воды и доставить их на берег, нам пришлось применить собственные технические приемы. Продумали все до деталей. Учли даже тот факт, что в некоторых кораблях могло оставаться топливо. Как поясняет специалист по ликвидации нефтяных разливов компании «Аджип ККО» Нурлыбек Калимов, в процессе подъемных работ использовались 260 метров абсорбирующих боновых заграждений. Все материалы будут утилизированы.
Итак, цель достигнута — шесть морских судов благополучно подняты на берег. Оператор крана Энтони МакЭлхинни уверен, что успеху содействовала общая работа команды.
Река должна и будет работать, используя весь свой потенциал.

Светлана НОВАК