Ну очень необычный вид местного бизнеса, или На пути к заветным рулонам
Развитие малого и среднего бизнеса, создание небольших производств способствует диверсификации экономики, переориентируя ее с сырьевой направленности в сторону выпуска готовых товаров, в том числе удовлетворяющих повседневные запросы населения. Одним из таких производств в Атырау является цех по изготовлению туалетной бумаги.
От продовольствия до автомойки
Туалетная бумага всегда пользуется спросом. Это одна из наиболее нужных вещей в быту, поэтому житель региона Артур Абилхаиров однажды решил наладить в Атырау данный вид бизнеса. Но его путь к этому был не прост…
Артур по образованию инженер-механик, окончил Атырауский политехнический институт. В 2003-2009 годах работал по профессии в компании «Эмбамұнайқайрат» специалистом по ТБ, затем начальником цеха. По прошествии некоторого времени компания обанкротилась. И решил наш герой заняться собственным делом, благо у родителей есть налаженный бизнес, они занимались торговлей продуктов питания, имея собственный магазин в районе старого колхозного рынка. Через определенное время Артур получил земельный участок под ИЖС в Химпоселке, но нужды в строительстве нового частного дома не было.
Когда идея рождает действия
Артур, посовещавшись с родными, решил изменить целевое назначение земельного участка — с ИЖС под строительство двух коммерческих объектов — продовольственного магазина и автомойки.
— В 2010-м построили продуктовый. А раньше в этих местах был известный магазин с названием «Салтанат» и мы не стали заморачиваться над тем, как его назвать, люди ведь привыкли к прежнему названию. В 2015-2016 годах автомойка уже переставала быть рентабельной, а налоги и прочие расходы, связанные с ее содержанием, надо оплачивать регулярно. На рынке автомоек появилось много конкурентов, клиентская база уменьшилась в разы. Я начал много думать и размышлять, чем же заняться дальше, каким видом бизнеса? И однажды я подумал — спросом ведь всегда пользуется туалетная бумага, она нужна ежедневно, может, запустить ее производство?! Но чтобы воплотить эту идею, понадобились средства. Я продал свой пикап «Тойота Хайлюкс» и на вырученные средства запланировал купить оборудование для выпуска туалетной бумаги, – рассказывает Артур.
У него был выбор — либо приобрести станок для резки и упаковывания готовой туалетной бумаги, поставляемой в рулонах, либо взять оборудование для изготовления полного цикла продукции с нуля. Выбрал второй вариант: готовые длинные рулоны для туалетной бумаги стали дорожать день ото дня. Это сродни тому, что собирать автомобили из китайских запасных частей и называть отечественным производством. А другое дело — из казахстанского металла отливать узлы, изготовить массу деталей на станках работающими на казахстанских же заводах местными работниками.
Конечно, второй путь более трудный, но тут из макулатуры до выпуска готовой продукции предприниматель сам формирует ценообразование продукции, исходя из собственных затрат. И поиски подходящего оборудования привели его в 2018 году в Тараз.
На него вышел посредник по имени Дильмурат, занимавшийся монтажом и наладкой такого оборудования. В ходе переговоров с ним выяснилось: у оборудования есть собственник. Поехав в Тараз, Артур ознакомился с его состоянием, которое на тот момент находилось, так сказать, в законсервированном и нелучшем виде, не работало и к тому же его надо было восстанавливать. По прошествии некоторого времени объявился и его хозяин, он предложил купить оборудование за 25 тысяч «зеленых», а потом, сторговавшись, снизил цену до 18 тысяч. Демонтаж обошелся Абилхаирову в 800 тысяч тенге плюс отдельно доставка в Атырау еще в 650 тысяч тенге. Примерно осенью 2018 года все это «железо» доставили в разобранном виде. Естественно, его теперь надо было монтировать и восстанавливать, чтобы оно стало полноценным производством. И это тоже немалые первоначальные вложения. Банки на такой вид оборудования, а тем более на запуск, средств дают с большой неохотой, сомневаясь в успешном исходе дела. Да и предприниматель не обращался никуда, полагаясь только на себя.
Поначалу Артур не имел понятия, как оборудование собрать, запустить, обслуживать, дело-то совершенно новое для него! Но раз решил заняться производством, сказал себе — пойдет до конца, добьется результата. И вновь пришлось обратиться к таразскому посреднику, обладавшему такой производственной компетенцией. Тот предъявил за свой консалтинг, инжиринг и передачу компетенции аж 2 млн тенге. Плюс оплата за проживание и питание в Атырау за три месяца, в течение которых было обещано произвести пуско-наладку оборудования и обучение работы на нем. Дороговато. Но пришлось согласиться: если бы выбрал все новое, обошлось бы гораздо дороже. Артуру Абилхаирову надо было еще найти двух толковых слесарей, сварщика и оплатить их подрядные услуги. И вот оборудование было полностью подготовлено к запуску. По ходу предприниматель получал знания и компетенции, как работать с данным производственным комплексом, обучался технологии выпуска туалетной бумаги. С середины 2019-го цех наконец-то был запущен.
Производство – зона особого внимания
Как признается Артур, освоение производства не далось ему легко, пришлось изрядно потрудиться и попотеть. Потому что оно требует постоянного внимания и заботы о нем, нужно знать его специфику, тонкости и детали, а это все приходит с годами.
– Происходит постоянное обслуживание электродвигателей, подшипников, механических валов. Также производство тесно связано с водогазоэлектроснабжением, бесперебойным обеспечением коммунальными услугами — без этого никак. Когда работаешь с производством, то роднишься с токарями, электриками, слесарями. Надо ведь перебирать двигатели машин, заниматься их расточкой, обращаться к компаниям, которые занимаются ремонтом мощных электродвигателей. А еще — подружиться с теми предпринимателями, кто реализует запасные части к механизмам, – поясняет наш собеседник. По мере раскрутки производства шла постепенная модернизация и замена устаревающего оборудования. Помимо чисто производственных вопросов, нужно было решать и кадровый. Однако с этим вопросом, как известно, у нас в регионе не все так просто. Артур признается, что ощущается кадровый дефицит. Бывает, говорит, готовишь, обучаешь специалиста, а он однажды, научившись, вдруг уходит с работы. И это неприятно: ведь на него было потрачено время, знания и силы. Обучением и подготовкой кадров Артур занимается сам. Хорошо, если человек имеет хоть малейшее представление о работе тех или иных механизмов, обладает небольшими техническими навыками и умениями. На сегодня на производстве задействован десяток работников, есть те, кто уже работает в течение пяти лет — с момента запуска.
Макулатура медленно превращается в…
Предпринимателю перед выпуском продукции немного пришлось повозиться с этикеткой и упаковкой продукции. Ведь по закону рынка встречают по одежке, так как ты подаешь и продаешь товар.
В Атырау цены на полиграфию оказались не из дешевых. В одной из городских типографий изготовили дизайн и напечатали пробную партию упаковки, но она оказалась немного толстой, да и себестоимость била по карману. И тогда нашелся изготовитель упаковочной этикетки в Алматы, который по сей день по заказу штампует партию по три-четыре тонны оберточной этикетки и отправляет ее ж/д транспортом. Так как рулоны туалетной бумаги не упаковываются штучно, а в целлофановые небольшие пакеты по 24 единицы, то на местном рынке предприниматель заключил договор с их изготовителем и поставщиком, который в свою очередь разместился на территории прежнего химического завода.
На территории цеха ИП «Байдаулетова» предприниматель показал «магию» превращения макулатуры в готовую продукцию, на что нам, безусловно, интересно было посмотреть.
Производственный процесс в первую очередь начинается с заготовки сырья, как и на любом производстве, то есть с поиска и закупки макулатуры, с обзвона крупных и мелких клиентов. Потом макулатура собирается и доставляется на территорию цеха с помощью грузовой «ГАЗели». Кстати, водителем-экспедитором на ней является наш герой, он сам колесит по городу и районам области в поисках сырья. На сегодня есть налаженные точки его сбора. Следующий этап – подготовка сырья. Доставленная бумага проходит сортировку, в сторону выбрасываются вся ламинация, убираются скрепки, зажимы, переплет. Прямо перед входом в цех в специально отведенном помещении сидит работник, сортирующий весь поступающий материал. Уже в цехе довольно шумно, тут работают механизмы. Вся отсортированная масса помещается в варочный котел с водой для приготовления так называемой «каши». И никакой химии в противовес всяким досужим разговорам, что, мол, для этого применяются какие-то химреагенты. То есть по рецепту приготовления ингредиенты очень просты – это макулатура и водопроводная вода. Возле варочного котла довольно жарковато. Затем эта жидкая «каша» подается электронасосом на вибросито, чтобы еще раз вычистить ее от остатков скрепок, перевязочных капронов, скобок. После очередной фильтрации она через мельницу попадает на большую емкость. Это есть тот материал, из которого, собственно, изготовят бумагу. А оттуда из емкости готовая жидкая смесь по трубам идет на сеточный барабан, где вода отделяется от бумажной массы. Потом она подается на суконный станок, а после полужидкая бумага идет на так называемый янки-цилиндр («Yankee») – это ключевое устройство, входящее в состав сушильной группы бумагоделательной машины. Большой по размерам янки-цилиндр представляет собой барабан, на котором происходит высушивание сформированного бумажного полотна, который нагревается от топочных газов. Затем уже высушенная бумага наматывается на барабан и срезается с него в виде готовых бумажных рулонов. А потом по технологии изготовления на длинные бумажные рулоны наклеивается этикетка. На заключительном же этапе длинные рулоны режутся на мелкие и пакуются партиями по 24 штуки в целлофановые пакеты. Их мы, пользователи, видим в продаже. Главный параметр при выпуске продукции – это плотность бумаги, она регулируется, чтобы не была слишком тонкой и чересчур толстой, была приятна на ощупь и не рвалась при пользовании. В этом цехе за 12 часов работы производится переработка одной тонны макулатуры и из нее изготавливается 800 кг готовой продукции, это около 330 пакетов. Как говорит Артур, конкуренция на рынке туалетной бумаги довольно мощная. Но цену он старается не завышать, потому что конкуренты из России и Узбекистана и без того демпингуют на рынке. За эти годы почти вдвое подорожали свет и газ, что отражается на доходах. Однако Артур готов работать и развиваться дальше. На вопрос, есть ли желание воспользоваться инструментами господдержки для расширения производства, говорит, что до сего времени старался справляться сам и не залезать в долги. Говорит, что бизнес пока развивается. Но по мере надобности наш собеседник подумает над этим. А мы же со своей стороны пожелаем ему удачи. Потому как такие энтузиасты бизнесмены, старающиеся наладить хоть какое-то отечественное производство, выпускают товары народного потребления, привлекают технологии, создают рабочие места, платят налоги.