Место встречи «автобекет»

 

В Атырау здание автовокзала передано в доверительное управление компании, обслуживающей межрайонные и межрегиональные пассажирские маршруты сообщением «Атырау – Уральск», «Атырау – Кульсары» и «Атырау – Бейнеу».

Согласно законодательству перевозчик обязан производить посадку и высадку пассажиров на парковочной площадке автовокзала. И здесь же на кассе граждане должны иметь возможность приобретать билеты на вышеназванные маршруты. На деле же прежний арендатор здания (а если быть точнее, предприятие, взявшее автовокзал в доверительное управление) создавал перевозчику тяжелые для работы условия. Об этом в интервью «ПК» сообщил директор компании-перевозчика Вадим Синкевич.

 

Билеты, парковка, проценты

«Во-первых, они создавали трудности с продажей билетов. У них до сегодняшнего дня работала только одна касса, где не было ни компьютеров, ни Интернета. Мы наладили онлайн-продажу билетов. Это очень удобно для населения. Большинство наших клиентов люди, работающие вахтовым методом. К примеру, человек сидит на работе на Тенгизе и через смартфон покупает билет сначала из Кульсары в Атырау, а дальше из Атырау в Уральск или Бейнеу. Но из-за того, что на вокзале не было Интернета, могла происходить накладка, когда на одно и то же место продавались бы два билета. Мы вынуждены были ограничить количество продаж через Интернет, просили их поставить компьютер с Интернетом», – рассказал собеседник «ПК».

По его словам, они готовы были сами приобрести им компьютер, и подключить их к сервису продаж электронных билетов, но представители автовокзала никак не соглашались. У них работал только один кассир, который уходил на обед и закрывал кассу, что тоже создавало неудобства для людей.

«Кроме того, на парковочной площадке постоянно был бардак. Все время там толпились таксисты и устраивали беспорядок. В год там происходило от 30 до 40 ДТП с нашими автобусами. Обязательно кто-то кого-то заденет, поцарапает. Автобусам сложно было заезжать и выезжать оттуда», – делится В. Синкевич. – Внутри автовокзала не было ни помещения для отдыха водителей, ни справочной, ни медпункта, ни кассы для инвалидов, ни даже элементарного табло прибытия и убытия рейсов, то есть всего того, что должно быть по закону. Кондиционеров в зале ожидания, кстати, тоже не было».

Бывший исполнительный директор автовокзала Артур Джубаншалиев подтвердил, что работала одна касса, и она закрывалась на обед, поскольку работник имеет право на такой перерыв.

«Если за это время кого-то из пассажиров уводили таксисты, то с этим ничего не поделаешь. Не пускать их на парковку мы не имели права», – сказал он.

Собеседник отметил, что все коммерческие бутики (а их было около 10-ти, продававшие всякую дорожную еду и напитки), хостел – двух- и четырехместные комнаты для ночлежек, еще пара кабинетов, где сидели люди, занимавшиеся сетевым маркетингом, были арендованы еще до того, как автовокзал был передан в управление ИП «Куаныш».

«Мы просто продлили с ними соглашение. Все, что они платили, уходило на содержание здания: оплату коммунальных услуг, зарплату работников. В предприятии трудилось 19 человек», – сообщил исполнительный директор.

Он пояснил, что и 15%, которые изымались от продажи билетов, также уходили на содержание объекта, и добавил, что первые три года ИП брало с перевозчика 10% от стоимости билетов.

А. Джубаншалиев подтвердил, что на вокзале не было помещения для отдыха водителей, медпункта и отсутствовало табло прибытия и убытия рейсов.

«У нас не было возможности поставить все это. И никто перед нами не ставил таких целей», – пояснил он.

 

А в подарок – автовокзал

Отдельного упоминания стоит само здание автовокзала. Из открытых источников известно, что оно было построено еще в 2000-х годах. Аджип ККО, тогдашний оператор Северо-Каспийского проекта, строил в 45 км от областного центра, в районе села Карабатан завод по подготовке нефти «Болашак». На строительстве были заняты десятки тысяч человек, большинство из которых работало вахтовым методом или ездило на объект из города. Место у железнодорожного вокзала, куда к тому же съезжались все межрайонные и межрегиональные маршрутные автобусы, идеально подходило для возведения небольшой автостанции, где круглосуточно дежурил бы транспорт для перевозки рабочих. На постройку двухэтажного здания, внешними размерами 30 на 24 метров, компания, по некоторым данным, потратила 300 млн тенге. Однако в дальнейшем планы оператора изменились. Так как компания в Казахстане не может заниматься продажей недвижимости, объект решено было передать в ведение города (при том, что собственником оставался «Аджип», а теперь уже – НКОК). И в феврале 2010 года состоялась церемония передачи нового автовокзала местным властям.

Работал объект по трехстороннему договору между администрацией города Атырау, компанией Аджип и ТОО «Ас Аз». Последнему вокзал был передан в доверительное управление. Помимо самого здания, он отвечал за благоустройство прилегающей территории и автостоянку.

Компания «Ас Аз» управляла автовокзалом с 2010 по 2014 год. Но после ей отказали в продлении соглашения и передали здание в управление ИП «Куаныш».

Был период, когда автовокзал считали построенным незаконно. Зимой 2014 года во время совещания в Палате предпринимателей тогдашний транспортный прокурор области Болат Калыков сообщил, что автовокзал «не был зарегистрирован в государственном реестре, т.к. не соответствует стандартам безопасности».

Что интересно, в сентябре 2013 года было введено в эксплуатацию здание еще одного автовокзала. Он был построен в мкр. Атырау-2, что вдоль объездной дороги, ближе к выезду из областного центра. Пресса писала, что «объект строился на основе государственно-частного партнерства» и проект профинансирован на 300 млн. тенге в рамках государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2020».

Однако здание осталось невостребованным, поскольку перевозчики отказались переезжать с действующего автовокзала, расположенного рядом с железнодорожным вокзалом и который был удобен, прежде всего, для пассажиров.

 После «Ас Аз» станцию передали в управление ИП «Куаныш», который обслуживал здание до 16 июля 2018 года.

 

«Приведем в порядок»

На сегодняшний день известно, что ТОО, которому теперь передано в доверительное управление здание автовокзала, планирует инвестировать порядка 40 млн тенге, чтобы привести в порядок всю инфраструктуру.

Кроме того, перевозчик обещает запустить маршруты в Махамбетский, Индерский и Исатайский районы.

 На данный момент компания имеет в своем распоряжении 15 комфортабельных междугородных автобусов марки Ютонг (Yutong).

«Раньше маршруты отдавали только на пять лет. И не было понятно, продлят обслуживание маршрута или нет. Но с 2013 года государство изменило правила. Если перевозчик после двух лет эксплуатации маршрута обновит свою технику, то ему автоматически продлевают аренду еще на 10 лет. Теперь у перевозчиков есть возможность планировать свои расходы и инвестировать в будущие проекты», – говорит В. Синкевич.

Но еще больше перевозчик рад тому, что будет установлен порядок на автовокзале.

«Нам доверили его и попросили, чтобы мы привели здание в соответствие с законодательством. Мы откроем здесь все необходимые помещения: комнату матери и ребенка, комнату отдыха водителей, медпункт, камеры хранения и т.д. Наладим работу касс по продаже билетов. Очистим парковочную площадку от назойливых нелегальных таксистов. Приведем в порядок внешний вид здания и прилегающей территории», – уверяет директор компании.

Что же, пожелаем успехов новому управляющему – ведь это и в наших с вами интересах – потенциальных пассажиров.

Дулат ТАСЫМОВ

Administrator