НЕ ОСЛЕПИШЬ — НЕ НАКАЖУТ
В прошлом году в Казахстане запретили эксплуатацию автомобилей с установленными ксеноновыми фарами. Предпосылкой к тому выступил ряд случаев, зафиксированных по всей стране, когда свет от ксеноновых ламп сильно ослеплял водителей встречных автомобилей, а также пешеходов. Атырауская область не исключение. Здесь также звучали жалобы в адрес автолюбителей, использующих «ксенон». Однако, несмотря на принятые законодательные меры, слепящие фары еще встречаются.
В кинолентах про войну яркие лучи прожекторов выискивают самолеты противников. Но прожектора не только освещают цели. Для ветеранов Великой Отечественной это известное дело: мощным снопом света можно было запросто сбить вражеский бомбардировщик или истребитель с курса. Так вот, свет ксеноновых автомобильных фар на дороге точно также напоминает луч мощного прожектора или дуги электросварки. Встречные авто и пешеходы теряются ослепленные, притормаживают, жмутся к обочине, пережидая, пока глаза опять начнут видеть. Что же такое «ксенон» и с чем его, как говорится, едят? Простая автомобильная галогеновая лампа еще долго будет служить автомобилистам. Между тем, многие специализированные предприятия, желая следовать моде, начали производить в огромном количестве новые лампы — ксеноновые. Несколько лет назад «ксенон» был привилегией только владельцев очень дорогих автомобилей. По сути, так и есть — он обходится в копеечку, если устанавливать его по правилам и в официальных сервисных центрах производителей дорогих «железных» коней». В результате появились различные фиктивные фирмы, которые стали выпускать дешевые подделки под ксенон. Такие «безделушки» можно поставить на любую марку авто. Кстати, как говорят специалисты, не стоит путать настоящий «ксенон» и голубые галогенки, которых тоже великое множество.
— Это «псевдоксенон», который к настоящему не имеет никакого отношения, — рассказывает технический специалист одного из атырауских автосервисов Марат Габдуллин. — Ксенон представляет собой газоразрядные лампы, дающие свет за счет дуги между двумя электродами, подобно той, что используется в электросварке или в мощных кинопроекторах. Дуга, сродни плазменной, возникает, когда на электроды, запаянные в колбу с газовой смесью, в которую входит ксенон, подается электрический импульс силой 25 000 вольт. Обходится такое «удовольствие» весьма недешево.
Многие автолюбители по поводу случаев ослепления людей считают, что водители просто неправильно установили ксеноновые лампы. Большинство пользователей отмечают, что, прежде всего, такая фара более чем в два раза эффективнее галогеновой. У ламп ближнего света — ярче и шире зона обзора, у фар дальнего — луч бьет дальше. Ксеноновые лампы долговечнее и потребляют меньше энергии. Следовательно, ниже нагрузка на генератор автомобиля и не так сильно греются детали оптики. Но и минусов здесь хоть отбавляй. Продавцы ксеноновых ламп, рекламируя продукцию, утверждают, что яркий свет помогает в темное время суток и в сложных погодных условиях, что ведет к снижению ДТП. При этом умалчивается тот факт, что самостоятельно установленные или установленные без автокорректора ксеноновые фары способны настолько ярко ослепить встречных водителей, что вероятность ДТП, наоборот, возрастает многократно. Рискует жизнью и сам владелец. Кроме того, и, как правило, дешевые ксеноновые системы не имеют соответствующей электронной защиты. Поэтому при ДТП водитель рискует получить электрический удар от тех самых 25 000 вольт. Еще один серьезный недостаток — ксеноновые лампы медленно разгораются (если это не дорогие экземпляры четвертого и пятого поколений) и не способны к быстрому переключению на ближний и дальний свет. Лишены этого недостатка биксеноновые лампы, которые так же, как и галогеновые, способны мигать и полноценно переключаться с ближнего на дальний. Правда, цена кусается.
Медики же по этому поводу говорят следующее. Негативное воздействие на зрение способны оказать любые лампы: и галогенные, и ксеноновые. Но так как ксеноновые светят гораздо ярче, ослепление длится дольше. В темное время суток человеческий зрачок максимально расширен, и если в этот момент в него попадает мощный свет от таких фар, то он рефлекторно закрывается. Однако, как правило, становится поздно. Пучок света проходит дальше и попадает на сетчатку, прямо в область, отвечающую за остроту зрения и цветоощущение. В результате человек лишается возможности видеть, теряет пространственные ориентиры. А на наших перегруженных транспортом дорогах это крайне опасно.
Вместе с тем, сотрудники дорожно-транспортной полиции определяют ситуацию следующим образом. «В Казахстане ксеноновые фары запрещены, — комментируют в управлении дорожной полиции ДВД Атырауской области. – Есть еще такой момент — если автомашина из заграницы въезжает на территорию нашей страны, она по техническим характеристикам обязана соответствовать нашему законодательству. Если этого нет – происходит нарушение закона. В результате в отношении нарушителя применяются соответствующие меры наказания».
Чей «железный конь» лучше?
Официальный казахстанский рынок легковых автомобилей как импортных, так и произведенных на территории страны, увеличился на 70% по сравнению с 2010 годом. За первые три месяца текущего года продано 6338 единиц автотехники. Для сравнения: в 2010 году за такой же период официальные дилеры реализовали только 3728 автомобилей. Часть из проданных авто пришлась на Атырауский регион.
Значительное повышение продаж наблюдалось у бренда KIA. За несколько месяцев было продано 186 авто, что в 11 раз больше, чем за аналогичный период 2010 года. Как комментируют аналитики Ассоциации казахстанского автобизнеса, это связано с запуском ряда автосборочных предприятий в Казахстане. Также в 6,6 раза увеличилась продажа у Renault, в 6,7 раза — у УАЗа, в 3,2 раза — у ЛАДы. Специалисты отмечают повышение числа проданных машин у Chevrolet, Nissan и Skoda — почти в 2,9 раза по отношению к первому кварталу 2010 года. За этот период в текущем году бренды продали по 337, 340 и 132 автомобиля.
Вместе с тем, наблюдалась и тенденция по снижению популярности авто. По сравнению с 1 кварталом 2010 года, продажа Suzuki упала на 61,27%. Выпадает с рынка — как в Атырау, так и в Казахстане, в целом, французский бренд Peugeot. На 60,25% упали продажи у Mitsubishi – в 1 квартале 2011 года купили только 223 автомобиля, когда в 2010 году за тот же период был реализован 561 автомобиль. Меньше было реализовано автомобилей бренда Daewoo – если в 1 квартале 2010 года продажа этой марки составляла 537 единиц, то в 1 квартале 2011 года было продано всего 449 авто.
На сегодняшний день, по наблюдениям экспертов, наибольшую долю атырауского рынка держит автомобильная марка LADA — 35,5% — из-за доступной цены и знакомого всем атыраусцам бренда. Около 16% всего автомобильного рынка отхватил себе бренд Toyota. А это внушительно.
— Автомобили этой марки недешевые. Самая низкая цена из всего модельного ряда, что предлагает сегодня Toyota Motor Kazakhstan, порядка 21 600 у.е. (Toyota Corolla). Скорее всего, большую роль играет заслуженное доверие публики к качеству продукции, — говорят специалисты одного из атырауских автосервисных центров.
Кстати, решительно захватывают местный рынок корейские Daewoo узбекской сборки. Подкупающе доступная цена и небольшой расход топлива делают свое дело.
В нашем регионе наиболее продаваемыми в первом квартале 2011 года были автомобили С-класса с долей рынка в 39,12%, или 2479 единиц. Часть рынка пришлась на долю автомобилей А-класса – 1,8%. На долю В-класса — 4,02%. Доля автомобилей, относящихся к более дорогим сегментам, D и Е, составила 2,04% и 2,94%, соответственно. При этом внедорожники по-прежнему в почете у атырауских автолюбителей.
Легализовать автомобиль
Начинающие автолюбители, покупая машину, сталкиваются с вопросом о регистрации транспортного средства. Большая часть из новоиспеченных водителей не имеет ни малейшего представления об этом процессе. Как зарегистрировать свое авто, нам рассказал и.о. начальника регистрационно-экзаменационного отделения УДП ДВД Атырауской области Жубайдулла Дауешов.
— Скажите, пожалуйста, чем регламентирован процесс регистрации автотранспорта?
— На этот счет существуют Правила государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств. Согласно этому документу, автотранспорт закрепляется за физическим лицом по постоянному месту проживания или месту временного пребывания.
— Какие документы необходимо представить для прохождения регистрации?
— Нужны заполненное заявление на бланке регистрации, удостоверение личности и домовая книга. Это основное. Но помимо этого, необходимы документы об уплате пошлин и сборов, документы, подтверждающие уплату налога на транспортное средство, приемо-сдаточные акты, сертификаты заводов-изготовителей или предприятий, установивших специальное оборудование на транспортное средство в пределах Республики Казахстан или соответствующие таможенные документы на ввезенное оборудование, сертификат их соответствия нормам.
— Но это далеко не весь перечень. Что требуется, если авто пригнали из другой страны?
— Тогда нужен документ, подтверждающий право собственности на машину, документы, касающиеся прохождения таможенного оформления (грузовая таможенная декларация, обязательство об обратном вывозе в случаях временного ввоза, техпаспорт). В списке также документы, выдаваемые органами социальной защиты населения. Плюс нотариально заверенные договоры, свидетельства и документы о праве на наследование имущества. Кстати, многие спрашивают, как быть, если владелец авто хочет поменять его конструкцию? Отвечаю: при таких действиях хозяину необходимо свидетельство о согласовании с комитетом дорожной полиции УДП ДВД области.
— А если дело касается специализированных машин, приобретаемых различными ведомствами?
— Необходим приказ (распоряжение) начальствующего юридического лица о выделении или передаче транспортного средства своему структурному подразделению, заверенный печатью либо подписью руководителя ведомства.
— Что входит в процесс регистрации?
— Автомобиль необходимо проверить. При визуальном осмотре авто осуществляется проверка конструкции в плане безопасности, проверка соответствия машины требованиям нанесения цветографических схем, опознавательных знаков, надписей, специальных световых и звуковых сигналов, подлинность номеров агрегатов, номерных знаков и их соответствие данным, указанным в техпаспорте. Если владелец автомобиля имеет нотариально заверенное свидетельство о праве совместной собственности (супруг, супруга и т. п.), то в разделе «Особые отметки» регистрационного документа вносится запись «Совладелец», заверенная печатью регистрационного пункта.
— Насколько известно, любой приобретенный автомобиль обязательно проверяется на, так сказать, криминогенность. Что можно сказать по этому поводу?
— Перед процессом регистрации автомобиль подвергается проверке по учетам «Розыск» и «Криминальный автомототранспорт». Это делается для того, чтобы убедиться в том, что авто «чистое». Транспортные средства, прибывшие из других регионов Республики Казахстан, регистрируются после получения подтверждения по прежнему месту регистрации. При обнаружении признаков подделки представленных документов, номерных знаков, изменения заводской маркировки и других нарушений, а также наличии сведений о нахождении транспортного средства в розыске, машину задерживают, и документы передаются в органы внутренних дел. Производство регистрационных действий в этих случаях откладывается до разрешения дела. Естественно, транспортные средства, не снятые с учетов, регистрации не подлежат. На зарегистрированные технически исправные авто выдаются регистрационные документы и номерные знаки соответствующих типов. На автомобили и автобусы выдается по два, а на мототранспортные средства и прицепы — по одному номерному знаку.
— И последнее, немаловажное. Какие госпошлины надлежит уплатить владельцу?
— За оказание государственной услуги регистрации и выдачу свидетельства о прохождении государственной регистрации транспортных средств установлена государственная пошлина в сумме 125 процентов МРП. Номерной знак на автомобиль — 280 процентов МРП. Что касается государственного регистрационного номерного знака на мототранспорт и прицеп к автомобилю, то здесь сумма выходит в 140 процентов МРП. Выдача транзитного номерного знака для перегона транспортного средства за пределы области либо страны — 35 процентов от МРП, установленного государственной транспортной пошлиной.
Подготовил Евгений САМАРИН