Официально

КОМПЛЕКС ГПН — ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП РЕКОНСТРУКЦИИ АНПЗ

Атырауский нефтеперерабатывающий завод выходит на финишную прямую полной модернизации производства. Завершающим этапом этой модернизации станет реализация на старейшем в Казахстане НПЗ проекта строительства Комплекса глубокой переработки нефти, который по планам должен завершиться в 2015 году. Этот проект, реализуемый по Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана, в нашем регионе станет одним из самых масштабных.
О том, какую отдачу получит от комплекса глубокой переработки нефти завод и Казахстан в целом, рассказывает генеральный директор предприятия Талгат Байтазиев.
— Талгат Алтыбаевич, насколько я понимаю, создание нового комплекса на заводе — дело достаточно затратное. Поэтому давайте начнем с самого главного: объясните, какие преимущества мы все получим, когда проект завершится?
— Самое важное и понятное для всех, на мой взгляд, это достижение глубины переработки нефти до уровня 85 процентов с увеличением производства социально значимых нефтепродуктов — высокооктанового бензина, авиационного и дизельного топлива, соответствующих стандартам качества Евро- 4, 5. От реализации данного проекта будет зависеть и развитие нефтеперерабатывающей отрасли, и всего нефтегазового комплекса республики, а также сыграет существенную роль на потребительском рынке ГСМ Казахстана.
— На какой стадии сегодня находится проект, включенный в Государственную программу ФИИР?
— По текущей ситуации реализации проекта «Строительство комплекса глубокой переработки нефти» можно назвать целый ряд ключевых моментов. Выбран портфель лицензий ведущих мировых компаний (французская компания «Axens» и американская компания «UOP»). Был проведен мониторинг проекта с привлечением специализированной организации «Роминсерв-Казахстан» при участии английской компании «КВС», проведен сравнительный анализ, по итогам которого подтверждена правильность набора технологических установок в составе Комплекса. Утвержден окончательный вариант конфигурации глубокой переработки с размещением объектов комплекса на территории Атырауского НПЗ. ОАО «Омскнефтехимпроект» выполнил проектно-изыскательские работы. Процедура заключения EPC — контракта на строительство «под ключ» КГПН запланирована в самое ближайшее время. Срок строительства ориентировочно составит 42 месяца.
— Насколько я помню, еще в самом начале реализации проекта были мнения, что он может негативно повлиять на экологию региона. Учитывались эти мнения на последующих этапах подготовки проекта к реализации?
— Конечно. Проект разрабатывался с учетом применения современных мировых технологий, направленных на минимизацию и исключение негативного влияния на окружающую среду. Нами были проведены общественные слушания по «Оценке воздействия на окружающую среду» проекта комплекса глубокой переработки нефти. Высказанные замечания в ходе слушаний были учтены при дальнейшей работе над проектом. На текущий период проект прошел все стадии согласования в государственных уполномоченных органах республики для последующего прохождения Госэкспертизы. Атырауский НПЗ, создавая комплекс глубокой переработки, стремится максимально обезопасить экологию региона от воздействия нового производства. Для этого будет создана зеленая зона вокруг завода.
Кроме того, в конечном итоге наши нефтепродукты приобретут экологический оттенок. Это и важно, и своевременно. Не секрет, что в мире происходит рост потребления нефтепродуктов, а это ведет к ухудшению экологической ситуации. В связи с этим повсеместно предпринимаются меры по снижению вредного воздействия на окружающую среду. В 2000 году Европейский Союз ввел ужесточенные спецификации на бензин и дизельное топливо, связанные с программой экологии автотранспорта Евро-3, с 2005 года введены более жесткие нормы по программе Евро-4. Была принята директива Европейского Союза о введении с 2009 года еще более жестких требований — Евро-5.
— Талгат Алтыбаевич, но это ведь все в Европе, а не у нас.
— Эти принципы начинают внедряться и в нашей стране. Для обеспечения экологической без-опасности государства и соответствия высоким международным стандартам качества, а также повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей правительством РК предпринимаются шаги по ужесточению экологических требований к производимому автомобильному топливу. Так, министерством энергетики и минеральных ресурсов Казахстана разработан технический регламент «Требования к безопасности автомобильного бензина, дизельного топлива и мазута». В республике с 1 января 2010 года производство автомобильного бензина и дизельного топлива для автомобильной и иной техники должно соответствовать экологическим требованиям Евро-2, а экологический этап Евро-3 должен вступить в действие с 1 января 2014 года. С 1 января 2016 года Казахстан должен перейти на Евро-4.
— На какие объемы рассчитан комплекс глубокой переработки?
— Комплекс глубокой переработки рассчитан на переработку в объеме 2 миллиона 400 тысяч тонн сырья в год.
— Если честно, мне, не специалисту, эта цифра ничего не говорит. Это много или мало?
— Для завода и, думаю, для нефтеперерабатывающей отрасли РК это цифра существенная, поскольку, как я уже говорил выше, практически на этот объем увеличится доля производства светлых нефтепродуктов. Эти объемы позволят Казахстану сократить импорт данных нефтепродуктов, максимально обеспечив потребности страны в высококачественном бензине и дизельном топливе. Иными словами, комплекс позволяет нам выполнить одно из ключевых поручений Главы государства — добиться независимости от внешних поставщиков в качественном горючем.
— Вот Вы говорили о глубине переработки. Но не секрет, что завод сегодня использует в основном тяжелую мангышлакскую нефть. Насколько реально будет из этой нефти получить максимум светлых нефтепродуктов?
— Действительно, основной объем переработки на АНПЗ, а это более 80 процентов, приходится на тяжелую нефть мангышлакских месторождений. При существующих технологических установках завода мы имеем низкий потенциал производства светлых нефтепродуктов (до 50 процентов), большую долю продуктов переработки на сегодня составляет топочный мазут (более 40 процентов). Переработка нефти осложняется еще и из-за проблем, связанных с отгрузкой топочного мазута. С данной проблемой завод регулярно сталкивается, особенно в летнее время. Главным образом, это связано с интенсивным переходом мощностей Казахстана по производству электрической и тепловой энергии на другие виды топлива, поскольку рост цен на нефтепродукты стимулирует потребителей активно использовать более дешевый природный газ.
Не секрет, что на сегодняшний день весь основной объем топочного мазута АНПЗ сориентирован на экспорт в качестве сырья для дальнейшей глубокой переработки на других заводах. Зарубежные заводы имеют соответствующие комплексы для получения моторных топлив высокого качества, которое используется автопарком других стран, тем самым, снижая экологическую напряженность и вредное воздействие на граждан, живущих в этих странах.
Вместе с тем, в Казахстане резко изменилась ситуация с потреблением марок бензина. Спрос на низкооктановый бензин с каждым годом снижается. Это связано с обновлением автопарка страны, который технически сориентирован на использование качественных высокооктановых марок бензинов.
И если в Европе, на сегодня, производится только высокооктановый бензин, то в Казахстане, на 100 процентов вырабатываемого бензина доля высокооктанового составляет только 30-35 процентов. Вот поэтому и возрастает значимость проекта строительства комплекса глубокой переработки нефти на нашем заводе. Ведь, как я уже говорил, проект направлен, в том числе, на повышение экологического качества топливной продукции завода, рационального использования ценного нефтяного сырья и повышение экологической безопасности производства. Представленные результаты оценки воздействия на окружающую среду свидетельствуют о том, что прогнозируемый уровень воздействия на окружающую среду не будет превышать нормативный, и инженерно-технические решения проекта и выбранный вариант размещения объектов соответствуют экологическим требованиям РК, а также позволяют обеспечить минимальное воздействие на компоненты окружающей среды и здоровье человека. Технический уровень решений отвечает последним достижениям науки и техники и предусматривает использование наилучших доступных технологий. Среди товарной продукции, которую мы будем вырабатывать, это бензин по стандарту Евро-4,5, дизельное топливо по стандарту Евро-4,5, реактивное топливо по ГОСТ 10227, сжиженный углеводородный газ по ГОСТ 20448-90 и гранулированная сера.
Так что, проект строительства комплекса глубокой переработки нефти на Атырауском НПЗ решит сразу несколько вопросов. В первую очередь, это повышение экологического качества топливной продукции завода, рациональное использование ценного нефтяного сырья и повышение экологической безопасности производства.

Виктор СУТЯГИН

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button