ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ДЛЯ НАШЕЙ РОДИНЫ

110816-04В Атырау прибыл председатель сената парламента Республики Казахстан Кайрат Мами. Спикер верхней палаты провел совещание с представителями актива региона, в котором также приняли участие вице-спикер сената Александр Судьин, депутаты всех уровней, аким области Бергей Рыскалиев. Главной темой дня стало сообщение Кайрата Мами о намерениях парламента в скором времени принять торжественный политико-юридический документ под названием Декларация Двадцатилетия Независимости.

В начале встречи высокого гостя поприветствовал аким Атырауской области Бергей Рыскалиев.
— Сегодня в нашу область с рабочей поездкой прибыл председатель сената парламента Республики Казахстан Кайрат Абдразакулы Мами. Мы уверены — с Вашим назначением на эту должность работа высшего законодательного органа страны – сената парламента – выйдет на качественно новый уровень. Это решение Главы государства было единодушно поддержано атыраусцами, — подчеркнул Бергей Рыскалиев. — На Вас возложены очень ответственные и сложные задачи. Мы желаем Вам успехов на этом важном посту!
Свой трудовой путь Вы начали на этой земле, 9 лет работали в областном суде. Поэтому регион Вам хорошо знаком. И я выражаю признательность от имени жителей области за то, что свою первую рабочую поездку в качестве спикера сената Вы начали именно с нашей области. Для нас это большая честь. Вы всегда оказываете поддержку нашему региону. И сегодняшняя встреча — это очень важное общественно-политическое событие для Атырауской области. В этом году страна отмечает 20-летие Независимости. И наша главная задача, чтобы празднование этого важного юбилея прошло на должном уровне, — отметил аким Атырауской области.
Затем слово взял спикер сената парламента РК Кайрат Мами.
— Уважаемый Бергей Саулебаевич! Уважаемые коллеги! – обратился председатель сената к представителям атырауской общественности. — Наша встреча проходит в знаменательный и поистине исторический для нашей родины период – в год 20-летия Независимости Республики Казахстан.
За короткий по историческим меркам промежуток времени Казахстан прошел путь, равный столетию, и превратился в стабильное, динамично развивающееся государство, занимающее достойное место в мировом сообществе. Казахстану удалось сформировать современное государство с развитой рыночной экономикой, устойчивой политической системой, сильной организацией социальной защиты своих граждан. Бесспорно, данный феномен успешной политико-экономической трансформации, названный «казахстанским путем развития», стал возможен, в первую очередь, благодаря глубоко продуманной и взвешенной политике Президента Нурсултана Назарбаева, его исключительному политическому таланту и стратегической дальновидности.
Огромный вклад в успешное становление и развитие казахстанского государства вносят регионы республики. Особое место среди них занимает Атырауская область. Родина прославленного батыра Исатая Тайманова, его соратника – воина-акына Махамбета Утемисова, классиков кюя Курмангазы и Дины Нурпеисовой, которыми гордится весь казахский народ, стала одним из ведущих индустриальных регионов Казахстана.
Сегодня в области сосредоточены добывающие и производственные мощности, современные технологические инновационные центры, работают зарубежные инвесторы — всемирно известные нефтяные и сервисные компании. Получили развитие логистические, геофизические предприятия, имеется солидная база научно-исследовательских институтов нефтегазового профиля.
Общий объем инвестиций в основной капитал в Атырауском регионе в 2010 году превысил 1,1 трлн тенге, из которых 72% пришлись на иностранные инвестиции.
Атырауская область является донором республиканского бюджета. Достаточно сказать, что только за прошлый год область перечислила в республиканский бюджет около 208 млрд тенге. На 1 июля 2011 года собрано налогов и других обязательных платежей в бюджет в сумме 251,7 млрд тенге, или 104,3% к прогнозу, в том числе в республиканский бюджет — 195,3 млрд тенге (105,1%), в местный бюджет – 56,4 млрд тенге (101,5%).
В немалой степени заслуга в этом принадлежит, конечно же, нефтегазовому комплексу, составляющему основу экономического потенциала региона. На долю Атырауской области приходится более 40% нефтегазовых месторождений Казахстана, входящего в мировую десятку государств, обладающих наибольшими запасами углеводородного сырья. За прошлый год нефтяниками и газовиками области было добыто свыше 30 млн тонн нефти, 13,6 млрд кубометров газа, произведено продукции почти на 2,8 трлн тенге. При этом, судя по результатам нынешнего первого полугодия, есть все основания полагать, что в 2011 году эти показатели будут перекрыты. Уверен, при сохранении таких темпов производства нефтяники Атырау смогут реально обеспечить выполнение поставленной Главой государства задачи – войти в текущем десятилетии в число 10-ти ведущих нефтедобывающих государств мира.
Область принимает самое активное участие в реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, в рамках которой планируется построить в ближайшие годы несколько крупных промышленных объектов. В этой связи отрадно отметить, что с начала этого года в области введено 4 инновационных проекта, относящихся к сфере обрабатывающей промышленности. Еще 129 объектов введено в эксплуатацию субъектами малого и среднего бизнеса, в сфере которого в области трудятся свыше 85 тысяч человек. Это является гарантией сбалансированного развития экономики области и дополнительным источником создания рабочих мест.
Я говорил уже ранее, что касается развития Атырауской области, улучшения благосостояния населения и дальнейшей реализации программы форсированной индустриализации, то даю этой работе положительную оценку. За короткое время была проделана большая работа — открываются новые предприятия, создаются новые рабочие места. Поэтому я оцениваю проведенную работу только положительно.
Важной составной частью экономики области является сельское хозяйство. Традиционным занятием жителей сельской местности региона всегда было и остается животноводство, рыбный промысел. В последние годы стабильно растет поголовье скота, повышается производство мяса, молока, другой продукции.
Мы видим успехи и в социально-культурном развитии области. Снижается уровень бедности, сокращается число безработных. С начала года по области создано 6923 новых рабочих места, из них 4515 — постоянные. В Атырауской области сохраняется самая высокая по стране средняя заработная плата, составляющая 164 тысячи тенге, что в 1,9 раза превышает показатели по Казахстану.
Продолжается газификация области, ремонт водопроводных сетей и автомобильных дорог. Ведется строительство объектов социальной сферы — школ, детских садов, больниц, поликлиник. 100% учебных заведений области, включая сельские, подключены к сети Интернет, что открывает перед подрастающим поколением доступ к мировому информационному пространству и знаниям.
За первую половину текущего года введено в эксплуатацию 167,7 тыс. кв. м жилья, что, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, больше на 15,9%.
Большое внимание в области уделяется вопросам охраны окружающей среды. В этом отношении важное производственное и социальное значение имеет экспортоориентированный проект «Тенгизшевройла» по расширению производства серы, рассчитанный на выпуск 3 млн тонн промышленной серы в год. Это поможет снизить экологическую нагрузку на окружающую среду, в том числе за счет переработки уже накопившихся за время деятельности ТШО отвалов серы.
Хочется в целом отметить, что регион обладает большим потенциалом и достаточными резервами для динамичного развития социально-экономической сферы, осуществления перспективных прорывных проектов. На примере вашей области мы видим, что в интересах населения региона и в целом всего Казахстана делается многое.
Глубоко убежден, что динамичное развитие региона стало возможным благодаря слаженной, целенаправленной работе тружеников области, сотрудников государственных учреждений, депутатов маслихатов всех уровней, а также предпринимателей.

Уважаемые участники собрания!
Лидер нации неоднократно подчеркивал, что главное достояние и высшая общественная ценность для Казахстана – это его независимость, право на которую казахский народ выстрадал в ходе многовековой освободительной борьбы. Поэтому с самого начала существования Республики Казахстан, как самостоятельного государства, укрепление независимости и суверенитета рассматривалось как важнейший политический приоритет.
На пути к достижению этой цели было немало трудностей, но, как верно подметил Президент Нурсултан Назарбаев, мы вышли из них окрепшими, закаленными и готовыми к дальнейшим свершениям на благо Родины.
Казахстан одним из первых преодолел последствия мирового финансового кризиса и сегодня вновь вышел на траекторию устойчивого экономического роста, который, по оценкам правительства, составит около 7% ежегодно в ближайшие 5 лет. Перед страной стоят новые грандиозные задачи, требующие максимальной трудовой отдачи казахстанцев. В выступлении Президента на XIII съезде партии «Нур Отан» сказано: «Мы ни на минуту не должны забывать о нашей цели войти в число 50 конкурентоспособных стран мира». Учитывая впечатляющий размах грядущего экономического строительства, есть все основания полагать, что эта цель будет достигнута.
Общепризнаны достигнутые за последнее десятилетие успехи Казахстана в социальной сфере, которой Глава государства неизменно уделяет приоритетное внимание. Досрочно выполнены Цели развития тысячелетия, принятые на Всемирном саммите ООН в 2000 году. Стране удалось сократить безработицу с 12,8% в 2000 году до 5,5% в 2010 году.
В Послании Президента «Построим будущее вместе!», его выступлении на XIII съезде партии «Нур Отан» и инаугурационной речи поставлена задача по дальнейшему улучшению благосостояния наших граждан. Основные положения новой социальной политики направлены на обеспечение высокого уровня жизни казахстанцев, их здоровья, доступного комфортного жилья.
Для этого создана крепкая основа. В 1994 году ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов. К 1 января 2011 года он вырос более чем в 12 раз и превысил 9 тысяч долларов США. Мировой опыт показывает, что в первые 20 лет независимости ни одна страна не достигала такого результата.
Таким образом, за прошедшие два десятилетия нам удалось добиться высоких социально-экономических результатов, сделавших Казахстан лидером развития на всем постсоветском пространстве.
В рамках Стратегического плана на ближайшее десятилетие поставлена цель — до 2020 года на основе показателя ВВП за 2009 год достичь 30-процентного роста экономики, довести активы Национального фонда до 30 процентов ВВП, доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна достичь не менее 40 процентов.
За время независимости крупными успехами, достигнутыми при непосредственном участии Главы государства, ознаменовалась внешнеполитическая деятельность Казахстана. Эпохальным достижением страны стало успешное председательство в 2010 году в крупнейшей и влиятельнейшей региональной системе безопасности – ОБСЕ. Особую значимость результатам казахстанского руководства в ОБСЕ придает первый за последние 11 лет саммит Организации, проведенный в Астане и закончившийся принятием Астанинской декларации.
Тренд международного признания Казахстана в качестве авторитетного и влиятельного государства продолжился и в текущем году. С 1 июля наша страна заняла пост председателя в Совете министров иностранных дел Организации Исламского Сотрудничества и уже успела провести Исламский экономический форум – аналог Всемирного экономического форума в Давосе.
Достигнутая социально-экономическая и политическая мощь Казахстана, его заметная геополитическая роль обусловили региональное лидерство страны, признаваемое многими зарубежными государствами.
В целом, итоги 20-летнего созидательного труда казахстанцев, направленного на построение нового, независимого, сильного и процветающего государства, в полной мере подчеркивают справедливость слов Лидера нации, Президента Нурсултана Назарбаева: «Мы нашли нашу особенную верную формулу развития и успеха: от стабильности – через модернизацию – к процветанию».
Этот успех и все наши достижения стали возможны благодаря энергии и созидательному труду всех казахстанцев, объединенных вокруг политики стабильности, мира и согласия, проводимой Лидером нации, Президентом Нурсултаном Назарбаевым.
Хотел бы отметить, что все эти годы проводником стратегических идей Президента по успешному строительству казахстанской государственности выступал парламент. Высший законодательный орган активно участвовал в решении важнейших государственных задач, оперативно обеспечивал правовую поддержку реформам, только-только набиравшим обороты. В первые годы независимости в ускоренном режиме была сформирована вся необходимая законодательная база, заложены правовые основы рыночной экономики, приняты законы, регламентирующие важнейшие сферы жизнедеятельности общества. С момента формирования в 1995 году первого профессионального двухпалатного парламента принято 1860 законопроектов, проведены тысячи встреч с избирателями, велась обширная международная проработка законотворческих процессов с зарубежными коллегами. Результатом этой большой работы является тот факт, что наше казахстанское законодательство международными экспертами признано одним из лучших на постсоветском пространстве.
Следует подчеркнуть, что первостепенная роль в успешном развитии органа представительной власти принадлежит Президенту Нурсултану Назарбаеву. Инициативы Главы государства по укреплению парламента легли в основу формирования института казахстанского парламентаризма.
Парламент активно поработал во время прошедшей сессии. Был принят 141 закон, в том числе ратифицировано 76 международных соглашений, всего было внесено изменений и дополнений в 52 закона, регулирующих бюджетную и налоговую политику, судебную систему, сферу правоприменения, вопросы социального обеспечения и труда, совершенствования административных процедур, миграционную политику и другие.
Депутатами сената было инициировано 13 самостоятельных законопроектов, в центральные государственные органы направлено 202 депутатских запроса.
Казахстанский парламент активно работает над развитием межпарламентских связей и является участником 10 авторитетных международных парламентских организаций. Крупным событием прошлой сессии стал проведенный в Казахстане Трансазиатский парламентский форум, на который собрались представители 37 государств, 8 международных организаций и 3 международных парламентских организаций.
Вкратце о предстоящих планах нашего парламента. Уже совсем скоро, 1 сентября, начнет свою работу очередная пятая сессия депутатов. На высший законодательный орган, в том числе на сенат, возложены большие задачи в плане законодательного обеспечения проводимых в стране преобразований. В числе вопросов, подлежащих обсуждению в стенах парламента, — законодательное обеспечение перехода к Единому экономическому пространству с Россией и Белоруссией, дальнейшее решение вопросов социально-экономического блока, защита окружающей среды, ратификация международных договоров и другие.
Особо хотел бы выделить вопрос празднования 20-летия Независимости Казахстана. Осознавая исключительную значимость события, парламент планирует принять Декларацию Двадцатилетия Независимости. В этом торжественном политико-юридическом документе, обращенном к современникам и будущим поколениям, будут выделены главные достижения Казахстана за время его суверенного существования. Новая Декларация позволит каждому гражданину осознать масштабы свершений, осуществленных нашей страной под руководством Первого Президента Республики Казахстан. Убежден, Декларация Двадцатилетия Независимости создаст прочную платформу для новых ярких побед и достижений всего казахстанского народа.

Уважаемые участники!
Главой государства ставятся новые грандиозные задачи на предстоящее десятилетие. В их контексте на органы местной власти возлагается особая ответственность. Совместно с правительством им предстоит разработать и утвердить Программу по развитию регионов, в рамках которой будут реализованы основные стратегические цели государства в сфере региональной политики – увеличение экономического потенциала областей, укрепление социальной стабильности, повышение благосостояния наших граждан, улучшение деятельности местных институтов власти.
В этой связи одним из главных направлений работы органов управления в областях должна стать всесторонняя поддержка и обеспечение наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах, в каждом конкретном районе, городе, селе, переход к активной политике создания новых производств и мобилизации предпринимательской инициативы. Особенно необходима поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе в целях сохранения занятости населения и создания новых рабочих мест. Напомню, что Главой государства поставлена цель — добиться к 2020 году, чтобы доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляла не менее 40%.
Ключевое значение в экономическом подъеме регионов имеет выполнение Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, в рамках которой будет реализовано 294 инвестиционных проекта на общую сумму 8,1 трлн тенге. Уверен, что вошедшие в нее проекты получат действенную поддержку на местном уровне.
В свете задач по укреплению продовольственной безопасности страны и увеличению ее экспортного потенциала важное значение придается развитию сельскохозяйственного производства.
Более активно должна вестись работа по привлечению в регионы инвестиций, но не в ущерб стратегическим интересам государства и социальной стабильности. Местные органы власти должны твердо стоять на страже соблюдения наших законов и интересов населения, контролируя неукоснительное выполнение инвесторами своих контрактных обязательств. К сожалению, в последнее время такого рода «необязательность» со стороны некоторых зарубежных партнеров стала встречаться все чаще. Есть факты нарушения трудовых прав казахстанцев, миграционного и экологического законодательства республики. Этим негативным проявлениям нужно поставить надежный заслон.
В центре внимания государства продолжают оставаться вопросы социального развития. Социальное благополучие граждан – наш самый важный и приоритетный ориентир.
В текущем десятилетии упор социальной политики будет сделан на повышение благосостояния граждан путем обеспечения занятости, повышения образовательного уровня населения, улучшения медицинского обслуживания, а также модернизации жилищной и бытовой инфраструктуры. В рамках этой политики Президентом утверждены программы развития образования, здравоохранения и языков, предусмотрено принять принципиально новую стратегию занятости населения, программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения населения качественной питьевой водой.
Особое внимание призываю уделить выполнению Общенациональной программы мероприятий, посвященной году 20-летия Независимости.
Во исполнение этих задач акиматы должны действовать рука об руку с маслихатами, максимально подключить к этой работе местное бизнес-сообщество, НПО и общественные организации. Убежден, заметное место в авангарде реализации намеченных Президентом планов займут местные отделения партии «Нур Отан».
Большую роль в вопросах регионального развития должны играть маслихаты, которые формируют соответствующую нормативно-правовую базу на местах. Одним из главных направлений деятельности депутатов маслихатов должны стать разъяснение и пропаганда политики Президента по развитию регионов. Необходимо организовать площадки для конструктивного диалога с местным населением и провести соответствующую разъяснительную работу.
Отдельно хотел бы обратиться к коллегам – депутатам маслихатов. Буквально через несколько дней состоятся выборы в сенат, в которых от Атырауской области примут участие 3 кандидата. Это известные и уважаемые люди вашего региона. Уверен, избранный вами депутат будет достойно представлять в сенате вашу область, защищать интересы всего казахстанского народа.

Уважаемые коллеги!
Безусловно, для успешного решения всех проблем нужно еще много работать. Все же полагаю, что у жителей региона есть все основания смотреть в будущее с оптимизмом.
Самое главное — во время поездок по регионам страны мы ощущаем искреннюю поддержку курса политической, экономической, социальной модернизации Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева. Атырауская область не является исключением. Ваша область всегда была и остается активным и последовательным проводником политики государства. Мы уверены, что так будет и впредь. Тем более, что перед государством и обществом стоят новые задачи в связи с переходом ко второй фазе осуществления Стратегии-2030, нацеленной на выдвижение Казахстана в разряд современных, экономически и политически развитых государств.
Искренне убежден, что руководство области, депутаты маслихатов, так же как и депутаты сената, справятся со стоящими перед нами задачами по обеспечению стратегического курса Главы государства и внесут достойный вклад в созидание свободного, демократического и процветающего государства — Республики Казахстан.
В завершение своего выступления хотел бы выразить признательность всему активу и руководству области, нашим коллегам – депутатам маслихатов, общественности региона за участие в сегодняшней полезной встрече, а также пожелать всем благополучия и успехов в труде на благо нашей общей Родины!
Далее слово было предоставлено секретарю областного маслихата Жалгасу Дюсенгалиеву, который проинформировал о готовности региона к проведению предстоящих 19 августа выборов депутатов в сенат парламента республики. Вместе с тем он выделил несколько вопросов, которые не удается решить на местном уровне: по поводу напряженной экологической обстановки в области в связи с неэффективностью реализуемых природоохранных мероприятий и неопределенностью положения трансграничной реки Урал. Как отметил секретарь областного маслихата, река мелеет, с каждым годом уменьшается объем воды в ней. Как известно, согласно приказу премьер-министра министерством охраны окружающей среды был разработан проект по сохранению экологической системы реки Урал и для дальнейшего согласования направлен министерству экологии России. Несмотря на ранее заключенное двустороннее соглашение о необходимости реализации мер по сохранению Урала, до сих пор соседняя страна затягивает данный процесс. Поэтому, отметил в ходе выступления Жалгас Дюсенгалиев, необходимо рассмотреть вопрос подписания соглашения российской стороной на более высоком уровне. Секретарь маслихата также озвучил еще одно предложение:
— На данный момент в целях аккумулирования бюджетных средств, поступающих в качестве платы за эмиссии в окружающую среду, предлагается создать республиканский экологический фонд. Считаю это невыгодным делом. Поскольку этих средств недостаточно для решения экологических проблем в нашей области, и более того их централизация может привести к еще большим трудностям. Вместе с тем сейчас средства, взимаемые за экологические правонарушения и причинение вреда окружающей среде, поступают в республиканский бюджет. Не эффективнее ли их использовать на месте для улучшения экологической ситуации в регионе? К тому же, трансферты из центра поступают в недостаточном количестве, поэтому по возможности необходимо увеличить объем финансирования.
— Крупные природопользователи Атырауской области для получения разрешения на эмиссии в окружающую среду разрабатывают планы мероприятий, при этом документы должны быть представлены на рассмотрение и согласование уполномоченных органов, — подчеркнул, в свою очередь, глава региона Бергей Рыскалиев. — Однако вышеназванные планы готовятся, минуя одобрения со стороны местных исполнительных органов и неправительственных организаций. Что в свою очередь приводит к появлению недовольства и непонимания в обществе. К примеру, за последние пять лет крупные природопользователи в данном направлении реализовали ряд мероприятий на сумму около 260 млрд тенге, но мы не видим результата того, что ситуация улучшилась. И при реализации этих мероприятий они нередко забывают об ответственности, а главное, знают о своей безнаказанности. Поэтому мы предлагаем внести изменения в Экологический кодекс. Необходимо обязать законодательными нормами природопользователей исполнять закрепленный план мероприятий в полном объеме и установленные сроки. В противном же случае — привлекать их к гражданско-правовой и административной ответственности, вплоть до остановки деятельности предприятия.
В этой связи аким области обратился к председателю сената парламента Кайрату Мами:
— В данном вопросе в регионе существует проблема с иностранными компаниями. Наши возможности ограничены. Надеемся, что вы поможете сдвинуть дело с мертвой точки.
— В плане внесения дополнений в закон или Экологический кодекс этот вопрос можно рассмотреть вместе с депутатами, избранными от вашей области, — ответил спикер сената.
После выступления депутата Кызылкогинского районного маслихата Мухамбета Коданова глава региона вновь вернулся к проблемам, волнующим атыраусцев. В частности Бергей Рыскалиев проинформировал о текущем положении бывшего флагмана отечественной рыбной промышленности:
— Несколько лет назад, во время Вашего визита в качестве генерального прокурора республики, я поднимал проблему «Атыраубалыка». И сейчас, благодаря Вашей личной поддержке, нам удалось решить многие вопросы. На данный момент здесь происходят процессы модернизации, государством направляются немалые финансовые средства, в скором времени оно должно превратиться в успешное современное предприятие. За это хотелось бы выразить Вам огромную признательность.
— И второй вопрос касается проблемы распространения религиозного экстремизма, — продолжил аким Атырауской области. — Она не нова, обсуждалась на различных, в том числе и республиканском, уровнях. Но могу доложить, что ситуация находится под контролем, проводится ряд различных мероприятий, — заключил Бергей Рыскалиев и, поблагодарив председателя сената парламента Республики Казахстан Кайрата Мами за оказываемое внимание, подвел итоги совещания.
После совещания в областном акимате председатель сената провел брифинг для журналистов.
— Мой визит связан с подготовкой общенационального праздника 20-летия Независимости Республики Казахстан, — начал свой разговор с представителями СМИ спикер верхней палаты Кайрат Мами. — В рамках этого события была принята большая программа с массой мероприятий. И одним из ее пунктов является поездка по регионам.
Я посетил Атыраускую область и считаю, что ваш регион, в плане развития экономики страны, а также в плане реализации программы индустриально-инновационного развития, создания новых рабочих мест, по республике считается передовым. Я думаю такой темп нужно держать и дальше.
— Считаете ли Вы, что необходимо ужесточить законодательство в отношении иностранных инвесторов в части соблюдения ими экологических норм?
— Если суть этого вопроса заключается в отсутствии соответствующей нормативной базы, то его можно рассмотреть. А что касается отношений с иностранными компаниями, то особых проблем по республике и региону нет. В качестве примера можно привести сохранение серы с момента освоения Тенгизского месторождения. Этот вопрос, как раз сейчас решает иностранная компания. Решает основательно, путем создания нового завода по освоению этой серы и дальнейшей продажи ее уже в качестве продукта. Я думаю, в течение нескольких лет этот вопрос найдет свое окончательное решение.
— Из-за проволочек российской стороны затягивается работа по разработанным в Казахстане проектам «Комплексного плана по оздоровлению экосистемы реки Урал» и «Соглашения по совместному использованию водных ресурсов трансграничных вод». Как Вы это прокомментируете?
— Я бы не давал столь категорично оценку. Этот вопрос рассматривается на соответствующем уровне. Есть специально созданная комиссия и говорить, что ничего не делается, нельзя. На данном этапе надо руководству области совместно с министерством экологии рассмотреть эту проблему и найти способы ее решения, сделать соответствующие предложения. Как спикер сената парламента я постараюсь помочь.
Далее спикер сената осмотрел объекты продовольственного пояса нефтяной столицы. Особой заботой местных властей стало развитие аграрного сектора. В нашей области строятся теплицы, овощехранилища, внедряются прогрессивные технологии в выращивании картофеля и овощей, создаются откормочные комплексы. В регионе приступили к реализации широкомасштабной программы развития агропромышленного комплекса. В результате ее реализации увеличатся площади под посадками овощей, бахчевых и картофеля и в открытом грунте, и в новых тепличных хозяйствах. Мощности по их хранению зимой будут созданы как в городе, так и во многих районах. Возрастет поголовье домашнего скота, в том числе элитных пород. Как сообщил на одном из совещаний руководитель региона Бергей Рыскалиев, всего на эту программу планируется направить до 2015 года не менее 17,5 млрд тенге. Наша область должна добиться максимальной продовольственной безопасности, до минимума сократив поставки сельскохозяйственной продукции из-за пределов региона.
Об этом и шла речь в ТОО «Осирис-Интра», которое посетила группа сенаторов во главе с Кайратом Мами.
Сегодня здесь по прогрессивной технологии выращиваются томаты нескольких сортов, баклажаны. Что важно, комплекс включает не только теплицу, но и овощехранилище. В которое, кстати, осенью прошлого года успели заложить картофель, что позволило всю зиму держать цены на него на приемлемом уровне.
— Программа развития агропромышленного комплекса области уже приносит свои плоды. Достаточно сказать, что цены на овощи в этом году в Атырау минимум на 10 процентов ниже, чем в среднем по республике, — сообщил аким Атырауской области Бергей Рыскалиев.
Может быть кому-то покажется, что разница в 10 процентов не столь существенна. Но если вспомнить, что в прошлые годы цены на овощи у нас были намного выше, чем в других регионах, то можно понять, как самым конструктивным образом в лучшую сторону изменилась ситуация.
Спикеру парламента сообщили, что цены в регионе были снижены не только на овощи. Сыграла свою роль и программа, направленная на удешевление продуктов питания. Когда из бюджета было выделено несколько сот миллионов тенге, и через СПК «Атырау» в разных регионах закупили большой ассортимент продуктов питания, которые реализовывались с минимальными накрутками.
Всего в ближайшее время у нас будет построено три овощехранилища общим объемом 15500 тонн. ТОО «Осирис-Интра» высадило в Махамбетском районе на 108 гектарах картофель.
— Строятся у нас и складские помещения для продуктов питания, — сообщил Бергей Рыскалиев. — Появится коммунальный рынок, на котором эти продукты будут продаваться по доступным ценам. В итоге в области будет создан комплекс, который позволит выращивать овощи, производить продукты питания, хранить их и реализовывать на коммунальном рынке. Будет у нас и своя молочная продукция. В сентябре начинается строительство молокозавода на 20 тонн продукции в сутки. Срок его окупаемости – два года. Этот завод позволит практически полностью закрыть потребности области в молочной продукции, — проинформировал аким.
— По оценкам международных экспертов, стоимость продовольственных товаров к 2020 году может увеличиться в 2 раза, что в условиях интегрированности казахстанской экономики в мировую может отразиться и на нашей стране, — подчеркнул председатель сената парламента Кайрат Мами. — В этой связи государством ставится задача дальнейшего подъема уровня сельскохозяйственного производства, в первую очередь, производства зерна, круп, мясомолочной продукции, мяса птицы, а также ускоренное развитие пищевой промышленности и баз хранения сельхозпродукции. Все это будет стимулировать рост производства в смежных отраслях – сельскохозяйственном машиностроении, химической промышленности, кормопроизводстве, ремонте техники. Как отмечено в президентском Послании этого года: «Правительство, акимы всех регионов должны заняться этой важнейшей частью сельской индустриализации». И отрадно видеть, что в Атырауской области эта задача решается очень успешно, — заявил спикер верхней палаты парламента.

Шынар ТЕКЕЕВА,
Виктор СУТЯГИН