Общество

СУДЬБА И ТРАГЕДИЯ ХУРРЕМ

Дорогие читатели и подписчики газеты «Прикаспийская коммуна»! В нашей рубрике «Время читать», вы получите возможность попасть в удивительный мир книги. Новинки казахстанской литературы, книги, потрясшие мир, рассказы об известных писателях, истории о книгах, новости литературной жизни Казахстана будут представлены на страницах нашей рубрики. Вся эта информация может оказаться для вас очень полезной и нужной. Возможно, что-то будет вам знакомым, а что-то абсолютно неизвестным.

 

В Казахстане по национальному каналу «Хабар» с большим успехом идет турецкий сериал «Сулейман Великолепный». Вечером, отложив все дела, и стар и млад садятся перед телевизором, гадая, чем же закончится этот полный всевозможных интриг и приключений сериал турецкого производства.

«Сулейман Великолепный» — это история жизни и любви правителя Османской империи Сулеймана Великолепного и его наложницы — украинской красавицы Роксоланы. Телезрителей интересует, прежде всего, личность Хуррем — любимой жены Сулеймана — и ее судьба. Есть такое выражение, что за каждым выдающимся мужчиной стоит великая женщина. Драматична история этой женщины.

По некоторым данным, настоящее имя супруги османского правителя — Анастасия Лисовская. Она была украинкой, из семьи священника, попала в гарем султана под именем Роксолана. Стала любимой женой султана великой Османской империи, вытеснив из его сердца и ложа всех остальных жен и наложниц. Более того, она правила страной во время победоносных завоевательных походов султана. И это в мусульманской стране!

Но не будем забегать вперед. Хотелось бы познакомить читателей «Прикаспийской коммуны» с книгой украинского писателя Павло Загребельного «Роксолана», которая как раз повествует о жизни и судьбе этой удивительной женщины. На мой взгляд, чтобы окунуться в мир любимых героев, необязательно смотреть телевизор. Куда интереснее прочитать книгу. Роман состоит из двух книг. Первая называется «Вознесение», вторая — «Страсти». Обладая поистине глубокими знаниями в области истории, автор сумел создать произведение, отличающееся подлинной художественной ценностью и исторической достоверностью. Созданный кистью художника мир героев романа бесконечно сложен, многообразен, разнолик. Перед нами проходит целая галерея исторических личностей — Сулеймана, Ибрагима-паши, Мустафы и других.

Многих интересует один вопрос: в чем секрет удивительного влияния Хуррем на Сулеймана, где она черпает жизненную энергию, женскую силу и безграничное обаяние? Факты ее биографии впечатляют. Пятнадцатилетнюю дочь рогатинского священника захватила в плен татарская орда, девушку продали в рабство, затем она попала в гарем турецкого султана. Вскоре девушка стала любимой женой султана, баш-кадуной. Почему Сулейман из тысячи наложниц выделил именно ее? Попробуем вместе с автором в этом разобраться.

Как пишет автор: «Было в ней что-то особо привлекательное — то ли в неземном слиянии золотисто-красных волос, то ли в изящной, гибко-змеиной фигурке». Уже во внешности девушки угадывалась особая харизма, изюминка. Ибрагим-паша первым обратил на нее внимание среди других пленниц и повез ее в подарок султану, как драгоценное сокровище.

Хуррем отличалась мужеством, дерзостью, невероятным умом и непостижимым очарованием.

Безмерное горе и безнадежность одних ломают навсегда, для других неожиданно становятся дорогой к вершинам. Несмотря на свалившиеся на нее испытания, рабство, неволю, Хуррем показывает неукротимую силу духа, блестящий ум. Ее поведение в гареме удивляет и восхищает султана. Когда другие наложницы объедались, думали только о драгоценностях, нарядах и украшениях и хватались за каждый способ сделать свои тела еще соблазнительнее, Хуррем заботилась о другом — тратила каждую свободную минуту на обогащение своего ума, выстраивала его, как мост, по которому можно перейти самую широкую реку. Для Сулеймана было неожиданностью и радостью встретить в гареме среди молодых самок, запуганных орудий утех и наслаждений существо мыслящее, которое равно ему по упорству ума и жажде знаний, а волей и характером даже превышает.

Павло Загребельний пишет: «Он не мог уже оторваться от созерцания этой удивительной девушки, в которой вмещалось столько неожиданностей, столько щедрых знаний и дарований, что, казалось бы, их не в состоянии была выдержать человеческая природа».

Сулейман хотел видеть рядом с собой женщину красивую и гордую, привлекательную и мудрую не только одним телом, но и сердцем. Женщину, которая могла бы понять его и быть равной ему всюду: за трапезой и в беседе, в постели и в державных делах. Эти качества он нашел только в Хуррем. Она внесла в его жизнь то, чего он не имел — сердце, душу, страсть и даже любовь.

Читая книгу, мы видим, что Хуррем выбилась из рабства, из безнадежного унижения на самый верх только благодаря собственным силам, одаренности души, блестящему уму, мужеству и вере в свое предназначение на земле. Но назвать ее счастливой женщиной нельзя. Несмотря на любовь Сулеймана, Хуррем не чувствовала себя счастливой. Она тосковала по родной стороне. До самых последних дней весь этот мир был для нее чужим: чужая земля, чужое небо, чужие деревья. Особые страдания Хуррем пережила как мать. Власть поставила ее детей под смертельную угрозу, и чем выше она поднималась, тем большей была угроза для ее детей. Она умирает не от старости и времени, а от страданий за детей. Хуррем сохранила себя среди враждебности и предательства, но самого дорогого — детей своих — защитить не смогла. По дороге к власти один за другим насильно уходят ее дети, внуки — задушенные, зарубленные.

Как пытливый мыслитель, Загребельний сумел проникнуть в самую суть бытия человека, постичь ее глубинные и скрытые стороны. Автор показывает последствия власти на уровне духовном. Героиня романа, оказавшаяся на самой вершине власти, в конце жизни оказывается разрушенной изнутри.

Нет надобности пересказывать содержание романа. Достаточно сказать, что книга сразу захватывает и разум, и воображение читателя.

Мне были интересны также рассуждения автора, его лирические отступления, глубочайшие мысли. Нельзя без восхищения читать страницы, посвященные женскому роду: «Женщины не умирают. Они просто исчезают как птицы, цветы или облачка под солнцем. После себя оставляют детей, жизнь, целый мир. Всегда носят этот мир в себе, наполнены им и переполнены, потому и всемогущи». Или: «Женщины излучают свет, а мужчины лишь поглощают его, они темны сами, и темнота царит вокруг них, а женщины озаряют их, будто лампады».

Павло Загребельний является одним из самых популярных украинских писателей, чье творческое наследство привлекает все более новых читателей. Приглашаю читателей «Прикаспийской коммуны» открыть для себя творчество этого талантливого украинского писателя.

 

Справка «ПК»

 

Павло Архипович Загребельний — украинский писатель, Герой Украины, лауреат Государственной премии СССР, Шевченковской премии. Он родился 25 августа 1924 года в селе Солошино Полтавской области. Окончив школу в 1941 году, ушел в армию. Участник Великой Отечественной войны. Был курсантом Киевского артучилища, в августе 1941 года был ранен. В следующем году снова был тяжело ранен, попал в плен. В 1945 году Загребельний работал в советской военной миссии в Западной Германии. Он окончил Днепропетровский университет в 1951 году и начал деятельность журналиста. В 1957 году были изданы сборник рассказов «Учитель», повесть «Дума о бессмертном», в следующем году — сборник «Новеллы морского побережья». В 1959 году писатель начал приключенческо-политическую дилогию, выдав первый роман «Европа 45». В 1961-1969 годах Загребельний работал главным редактором «Литературной газеты», издал вторую книгу дилогии «Европа. Запад». В течение 1960-1980 годов писатель создал основную часть своих романов, которые принесли ему мировое признание: «День для грядущего» (1963), «Диво» (1968), «Епраксия» (1975), «Я, Богдан» (1963), «Первомост» (1972), «Роксолана» и другие. Оценка этих произведений была далеко не однозначна: от одобрительных до унизительных, но именно это и удостоверяло, что появились произведения небудничные. Автор получил славу одного из наиболее эрудированных писателей своего времени.

В1974 г. за романы «Первомост» и «Смерть в Киеве» Загребельний получил Государственную премию им. Т. Шевченко. В 1980 году произведение «Разгон» было отмечено Государственной премией СССР.

Павло Загребельний в 1979-1986 годах возглавлял Союз писателей Украины. В течение 1980-1990 годов писатель издал такие произведения, как «Южный комфорт» (1984), сборник «Невероятные рассказы» (1987), фантастический роман «Бессмертный Лукас» (1989), «Гола душа» (1992), приключенческую повесть «Ангельская плоть» (1993), «Тысячелетний Миколай» (1994), «Юлия» (1997) и другие произведения.

По его сценариям на Киевской киностудии им. О. Довженко были сняты художественные фильмы: «Ракета не должна взлететь» (1965), «Проверено — мин нет» (1966), «Лавра» (1974), «Ярослав Мудрый» (1982). Загребельний является автором сборника статей, эссе «Неложними, устами» (1981).

Ушел из жизни Павло Загребельний на 84 году жизни в Киеве.

 

 

Гуляим БАЙМУРЗИНА,

директор областной детской библиотеки

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button