Общество

К берегам Тихого океана

«Казахстан должен возродить свою историческую роль и стать крупнейшим деловым и транзитным хабом Центрально-Азиатского региона, своеобразным мостом между Европой и Азией.
В результате реализации этого мега-проекта к 2020 году объём транзитного грузопотока через Казахстан должен возрасти почти в два раза с дальнейшим доведением его как минимум до 50 миллионов тонн».
Нурсултан НАЗАРБАЕВ, План Нации «100 конкретных шагов»

 В жизни любой страны железные дороги играют особую роль. Они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города, села и даже государства. В первое воскресенье августа работники железной дороги отмечают свой профессиональный праздник.
АО «НК «Қазақстан темір жолы» является самой крупной железнодорожной организацией в нашей республике с сильными традициями, корни которой уходят в прошлый век. Великая казахская железная дорога была образована еще в 1958 году. В период с 1958 по 1977 годы казахская железная дорога превратилась в мощную и эффективную структуру, сыграв большую роль в экономическом развитии республики.
Сегодня АО «Қазақстан темiр жолы» владеет магистральной железнодорожной сетью Республики Казахстан и осуществляет грузовые и пассажирские перевозки, транспортирует значительную часть валового объема экспорта из Казахстана.
Одним из филиалов АО «КТЖ — Грузовые перевозки» является «Атырауское отделение грузоперевозок», руководит которым Бурихан Беркимбаев.
Накануне своего профессионального праздника Бурихан Сматуллович рассказал нашей газете о работе Атырауского филиала, осуществляющего транзитные грузоперевозки.
— Начнем с того, что на базе АО «НК «КТЖ» создан национальный мультимодальный оператор, который объединяет в себе все транспортные активы — это авиационный, морской, речной, автомобильный и железнодорожный транспорт, то есть всю логистику страны, — говорит Б. Беркимбаев. — Железная дорога в Казахстане бурно развивается, в последнее время построены новые международные железнодорожные переходы, соединяющие наш регион с другими регионами страны и государствами. Это дало новый импульс, новые маршруты и транзитные перевозки. По сети железных дорог Республики Казахстан проходит несколько международных транспортных маршрутов, официально включенных в систему евроазиатских сухопутных коридоров. В их числе особое место принадлежит китайско-казахстанскому транспортному коридору Алтынколь, проходящему в направлении Восток — Запад от морского порта Ляньюньган (восточное побережье Китая) через погранпереход Достык — Алашанькоу и территорию Казахстана с выходом на сеть дорог России. Кроме того, в Ляньюньгане строится Сухой порт, где аккумулируется весь товар, перевозимый в Европу. Общая площадь Сухого порта составляет 129,8 га, которая интегрирована с логистической и индустриальной зонами. Данный проект рассматривается как стратегический объект для создания логистического хаба, который позволяет охватить мировой рынок от Китая до Европы, пролегая через страны Центральной Азии.
По словам директора Атырауского филиала грузовых перевозок, для них это новый вид перевозки и привлекательность его состоит в том, что транзитная перевозка всегда выгоднее. Во-первых, это нетрудоемкая работа, а в денежном выражении более доходная.
— Я могу сказать, что за счет транзитных перевозок доход АО «КТЖ» составляет около 35 процентов от общего объема дохода, — продолжает рассказывать Б. Беркимбаев. — К тому же, товар по железной дороге из Китая идет 10-12 дней, а морским путем — где-то 1,5-2 месяца.
Надо сказать, что к своему профессиональному празднику филиал «Атырауское отделение железной дороги» подошел с хорошими показателями: за первое полугодие 2016 года эксплуатационный грузооборот ими выполнен на 106,5%, к уровню прошлого года на 102,8%.
По словам НОДа (начальника отделения дороги), произошло и улучшение в техническом плане по выполнению качественных показателей по использованию вагонов грузового парка, например, производительность грузового вагона составила 106,5%, пробег грузового вагона к плану выполнен на 105,5%. Вместе с этим, снижен процент порожнего пробега грузовых вагонов к груженому, который достиг 100,6%, к уровню прошлого года — 110,9%, за счет чего была увеличена динамическая нагрузка груженого вагона на 100,8%, к прошлому году — 102,3%. Сокращены простои вагонов на технической станции, за счет чего был ускорен оборот местного вагона и в целом оборот рабочего вагона.
Тем не менее, отсутствие объема железнодорожных перевозок нефти основного грузоотправителя ТОО «Тенгизшевройл» в связи с транспортировкой по трубопроводной системе КТК привело к отставанию погрузки, оно составило 97,7 процента. За простой цистерн на промежуточных станциях отделением дороги было взыскано 242 млн. 535 тыс. 942 тенге.
— Из 16 эксплуатационных показателей выполнено 15, я думаю, это неплохие результаты, — говорит Бурихан Сматуллович. — Также хочется отметить, что согласно проекту «Комплекс глубокой переработки нефти на Атырауском НПЗ. Объекты транспортной инфраструктуры» предусмотрено развитие транспортной инфраструктуры на Атырауском НПЗ с примыканием к станции Тендык. По завершению развития Атырауский НПЗ планирует годовой грузооборот по прибытию груза «нефть» — 500 тыс. тонн, по отправлению грузов «бензин» — 1626 тыс. тонн, «дизельное топливо» — 1537 тыс.тонн, «параксилол» — 498 тыс. тонн. Соответственно, весь грузопоток от Атырауского НПЗ будет проходить через станцию Тендык. Кстати, запуск новых цистерн АНПЗ планирует уже в сентябре этого года, — продолжает делиться с нами новыми проектами начальник отделения дороги.
Также для освоения объемов перевозок ими были проведены работы по реконструкции станции Тендык: реконструирована нечетная горловина станции с укладкой пяти стрелочных переводов на железобетонном основании, произведен капитальный ремонт приемоотправочного пути №2, дополнительно построены еще два приемоотправочных пути. Было реконструировано существующее здание вокзала, где предусмотрены кабинеты для персонала станции, комнаты приема пищи, санузлы и душевые.
— Развитие станции Тендык повысит пропускную способность станции, — говорит Б. Беркимбаев. — Станция Акжайык расположена в черте города, что снижает возникновение заторов и пробок, а также аварийных ситуаций на железнодорожных переездах. А переход объемов перевозок Атырауского НПЗ от станции Акжайык на станцию Тендык значительно облегчит ее эксплуатационную работу. Кроме того, помимо существующего штата работников на станции Тендык, нами планируется открытие новых рабочих мест на 80 человек.

«ЗОЛОТОЙ СТЫК» СТЕПНОГО КРАЯ
Еще одна линия жизни открыта для Казахстана — прямой железнодорожный путь к Персидскому заливу. Теперь Казахстан, не имевший открытого доступа к океанам, проложил себе дороги к мировым водам не только на востоке, через Китай к Тихому океану, но и на юге, благодаря добрососедским отношениям с Туркменистаном и Ираном.
Президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев, Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов и Ирана Хасан Рухани в декабре прошлого года произвели «золотой стык» и дали старт грузовому движению по международной магистрали «Казахстан – Туркменистан — Иран».
— Это знаковое событие не только для нас, но и для всего Евразийского континента, — говорит Бурихан Сматуллович. — После ввода туркмено-иранского погранперехода открыто сквозное грузовое движение по маршруту из Казахстана через Туркменистан и Иран к Персидскому заливу.

СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ НЕТ
Надо отметить, что еще в советские времена этот праздник назывался День железнодорожного транспорта, а в 80-е годы ХХ века решили, что чествовать стоит все же человека, а не транспорт, и праздник стал называться Днем железнодорожника. И это справедливо.
В Атырауском филиале «Отделение железной дороги» в общей сложности трудится около 10 тысяч человек. Это и те, кто занимается перевозочным процессом, и энергетики, машинисты, составители поездов, сотрудники приграничных отделений дороги плюс пассажирских перевозок.
И каждый сотрудник является ценным. Здесь трудится сплоченный коллектив квалифицированных работников, которые раз и навсегда связали свою жизнь с железной дорогой.
— Труд железнодорожника — это непрерывный процесс, нет ни праздников, ни суббот, ни воскресений. Не говоря уже о руководителях, — говорит Бурихан Сматуллович. — А те, кто трудится непосредственно на производстве, работают на улице и в стужу, и в зной. Поэтому случайных людей на железной дороге нет. Здесь трудятся только те, кто любит и знает свою работу.

Анжелика КИМ

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button