«БЕГАТЬ» ПО КЛАВИАТУРЕ, А НЕ ПО КАБИНЕТАМ

Казахстан поднялся в рейтинге ООН по развитию «Электронного Правительства». Об этом на днях написал в Twitter Премьер-министр Карим Масимов. Между тем, по данным социологических исследований, многим людям по-прежнему проще остаться один на один с чиновником или с кассиром банка и произвести операцию по-старинке. Это происходит потому, что мы не чувствуем себя уверенными в сфере информационных технологий.

Зачем по-старинке, если есть е-услуги?

Исследование, проведенное Организацией Объединенных Наций, представляет собой сравнительную оценку 190 государств-членов ООН по развитию «Электронного Правительства». Данная оценка проводится с 2003 года по двум ключевым индексам: индексу развития е-правительства и индексу е-участия. Так, по итогам исследования Казахстан (по сравнению с 2010 годом) поднялся в рейтинге на восемь позиций — с 46-го на 38-ое место. При этом индекс онлайн-услуг вырос на десять позиций, индекс телекоммуникационной инфраструктуры — на 14 позиций. По индексу е-участия Казахстан вместе с Сингапуром занял второе место. Данный индекс определяется возможностями онлайн-общения граждан с Правительством (это блоги, Твиттер, социальные сети, интернет-конференции).

Между тем, как утверждают данные социологических исследований, лишь 20 процентов населения Казахстана имеют представление о цифровых технологиях и обладают навыками работы с Интернетом. В основном, это молодежь, которая, как правило, государственными услугами пользуется крайне редко и не в полном объеме. Более взрослое поколение по-прежнему предпочитает получать госуслуги по-старинке: через ЦОНы, кассы, затрачивая между тем на это массу драгоценного времени.

Тем временем, заместитель председателя АО «Национальные информационные технологии» Талгат Исмагамбетов в одном из интервью республиканским СМИ отметил, что количество электронных услуг выросло вдвое по сравнению с 2010 годом, и одними из самых интересных и популярных услуг на портале являются выдача справок о правах и обременениях на недвижимость, справок о пенсионных отчислениях, о налоговой задолженности, оплата штрафов за нарушения ПДД и прием обращений граждан. На текущий момент оказано почти 9 млн электронных услуг, выдано более 800 тысяч электронных цифровых подписей, через платежный шлюз проведены транзакции на сумму свыше 22 млн тенге.

 

Нажми на кнопку — получишь результат

В Атырау в принципе проблему с ликвидацией компьютерной грамотности пытаются решить. Например, с 2010 года в городе действует проект по обучению компьютерной грамотности населения под названием «Поколение века информационных технологий», а также «Учителя века информационных технологий». И если по первому проекту обучали людей тому, как работать с компьютерными программами (из названия проекта ясно, что слушатели курса — подростки, школьники, которые знают лишь как включить компьютер и зайти в Интернет), то во втором проекте участие принимают учителя, которые, напротив, умеют работать в Word-е, знают, как сканировать снимки или делать слайды, но общаться на форумах, создавать свои блоги, вообще пользоваться Интернетом — не представляют, что это такое.  А директора с них требуют работать по-новому, пользоваться компьютером, а не писать от руки. Заводить свои блоги.

— С учащимися школ мы проводили тренинги на базе школ, компьютерных классов, — рассказала «Прикаспийской коммуне» старший менеджер упомянутых проектов образовательной некоммерческой организации «IREX» Светлана Айтпаева. — Но с ними все же было легче — сегодня дети все схватывают на лету. Они очень хорошо пользуются Интернетом, но мало себе представляют, что такое «Электронное Правительство».

Впрочем, детям пока услуги е-правительства не очень-то и нужны. Главное, чтобы об этом знали родители, бабушки, которые, напротив, имеют мало представления не только о том, что Казахстан поднялся по уровню развития «Электронного Правительства», но и то, что можно, например, посредством Интернета подать заявление в ЗАГС и даже расписаться (зарегистрировать брак); что можно участвовать в онлайн-конференциях с представителями всех управлений и департаментов и др.

По словам Светланы Айтпаевой, общая проблема сегодняшних слушателей курсов — учителей, а значит представителей старшего поколения — отсутствие знаний в области информационных технологий и страх нажать не на ту кнопку. Возможно, даже психологический барьер больше мешает «обуздать» всемирную паутину, нежели что-то другое.

— Из пришедших к нам учителей процентов 15 умеют пользоваться как компьютером, так и Интернетом, — говорит Светлана.

Собеседница с удовольствием обсудила новость о том, что Казахстан значительно продвинулся в отношении развития «Электронного Правительства».

— Я и сама это вижу. Встречи с руководителями тех или иных управлений в режиме онлайн, доступность информации, скажем, в части расходов и доходов бюджета на сайте областного и городского акиматов, блоги первых руководителей некоторых департаментов. Что и говорить, е-правительство шагнуло далеко вперед.

— Поэтому сейчас, — заметила Светлана Айтпаева, — нужно учить наших граждан преодолевать страх работать на компьютере, умело пользоваться всемирной паутиной. И только когда мы всего этого достигнем, тогда, согласно рекламе «Электронного Правительства», и будем «бегать» по клавиатуре, а не по кабинетам.

Из Послания Главы государства

«Социально-экономическая модернизация как главный вектор развития Казахстана»: «Нужно повышать компьютерную грамотность населения… Я призываю всех казахстанцев активнее осваивать  информационные технологии…».  

 

Подготовила Надежда ШИЛЬМАН