Культура

ПИР БЕКЕТ-АТА

Часть 6
РАССКАЗЫ, РОЖДЕННЫЕ В АКМЕЧЕТИ

Ислам кажи Мырзабекулы
Из книги «Бекет-Ата»
РАЗМНОЖАЙСЯ
Аксакал, ветеран труда Рза Шыкыбайулы, приложивший немало усилий для возвеличивания святой памяти Бекет-Ата во всем Жылыойском районе принимал непосредственное участие в строительстве гостиницы для паломников, а также строительстве новой мечети на месте прежней взорванной, построенной некогда самим Бекет-Ата.
Будучи в тридцатилетнем возрасте, перекочевывая из Атырау в местность Куйген кол, он был вынужден задержаться в пути. Обращаясь к Аллаху за поддержкой, он засыпает и видит сон, в котором к нему является старец в белом одеянии и говорит: «Размножайся» и исчезает. Рза разгадывает сон к хорошему и по достижении обозначенной местности приносит в дар Всевышнему единственную имевшуюся в хозяйстве козу.
— Возможно, духи святых остались довольны тем, что я с искренними намерениями принес жертву. Сегодня, иншалла, все мои шестеро детей живы, от них у меня 35 внуков. Несмотря на то, что мне под восемьдесят, чувствую себя бодрым и благодарю за все Всевышнего.
Недаром говорят в народе: «От благословения крепнет мужчина. А от дождя наполняется жизнью земля», «Садака спасает от тысячи бед».

СИЛА МОЛИТВЫ
Как-то старшая дочь кульсаринки Софьи Кабикызы заболевает и попадает в больницу с высокой температурой, которую врачам сбить никак не удается. Видя мучения дочери и находясь в безвыходном состоянии, Софья вспоминает про тумар — талисман, в него обычно зашиваются отрывки строк из Корана, мусульмане носят его на шее. Она снимает его и просит врачей положить около сердца дочери, прося Всевышнего оказать поддержку своей кровинке. Врачи не отказывают ей в просьбе. Вдруг температура у дочери, которая находилась уже в бессознательном состоянии и бредила, понижается до нормы. А через несколько дней она и вовсе выздоравливает.
Я помню, как в мои детские годы аксакалы повторяли: «Не зарься на золото, получи дуга — талисман. Только это ценнее, чем золото».

НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ УГОЩЕНИЕМ
Для совершения паломничества приходится искать водителей с транспортом. Хорошо, если водители осознают, в какие места они везут людей. Это ведь означает, что необходимо всем строго придерживаться в пути определенных требований, иначе духи святых могут проучить самонадеянных людей. В этом случае пострадает вся группа. Но как часто этого не понимают отдельные люди. Тому примеров очень много…
Как-то группа людей под руководством Софьи нанимает водителя на легковой автомашине, чтобы совершить паломничество в Акмечеть. Шофер предупреждает, что у него мало времени, поэтому отказывается ночевать и соглашается только отвезти паломников, а после некоторого времени возвратиться назад. Софья за неимением иных вариантов соглашается.
После совершения паломничества, передохнув в гостинице, паломники собираются в обратный путь. В это время имам мечети сообщает, что по казахскому обычаю в честь гостей приготовлен бесбармак, который подадут с минуты на минуту. Но водитель ни под каким предлогом не собирается задерживаться, и остальным ничего не остается, как следовать за ним. Машина выезжает из Акмечети, но через некоторое время застревает в луже. Несмотря ни на какие усилия шофера, машина не может тронуться с места. Через час-другой подъезжает машина с другими паломниками, которые, отведав угощение, также выехали в обратный путь. Они и помогают вывезти машину из лужи.
В чем же мораль? Никогда нельзя перешагивать через дастархан казахов, который расстилается для гостей…

РАЗВЕ ЭТО НЕ ЧУДО?..
Строительство новой мечети на месте прежней по методу народной стройки подходило к концу. Оставалось установить 15-метровый минарет. Но с утра дул шквальный ветер. Бригадир во избежание несчастного случая, боясь повредить стены мечети, принимает решение оставить ее установку до следующего дня. Но водитель башенного крана выражает недовольство, так как его начальство отправило на данную стройку всего на один день. Что же делать? Если отпустить водителя, то придется вновь искать транспорт, на это уйдет много времени, но и приступать к работе никак нельзя при таком шквальном ветре.
Все были в замешательстве. Вдруг произошло чудо! Шквальный ветер, не унимавшийся с самого утра, стал потихоньку ослабевать, а потом и вовсе утих. Не веря своим глазам, рабочие резво принялись за работу, и минарет был установлен за полчаса. Как только шофер заглушил мотор башенного крана, и последний рабочий коснулся ногами земли, спускаясь с лестницы, шквальный ветер вновь стал набирать прежнюю силу. Всем очевидцам ничего не оставалось, как расценить подобное всемогуществом Аллаха и святостью Бекет-Ата.

ДЕРЕВЬЯ В МЕСТНОСТЯХ УЙТАС И МАНКИТ
К востоку от Акмечети, в 15 км от правого берега реки Жем, есть местность, именуемая в народе Уйтас. Ранее здесь проживали люди, о чем свидетельствуют разрушенные дома, металлические остовы и многое другое. В этой местности растет необычное дерево.
А к западу от Акмечети, примерно в 12-13 км, между населенными пунктами Аккизтогай и Жынгылтогай на левом берегу реки Жем была и по сей день есть местность Манкит, в которой растет необычное дерево, которое также особо чтимо местными жителями. Дело в том, что во время проживания в Акмечети Бекет-Ата, возможно, был приглашен в эти аулы или проезжал мимо, но именно в тех местах, где растут эти деревья, он провел омовение.

СХВАТКИ РОЖЕНИЦЫ
В 1966 году братья Тилеген и Кулжан перекочевывают на летнее пастбище недалеко от Уйтаса. Жена Кулжана Болган была беременна и к концу августа у нее начинаются родовые схватки. Сев на коня, Тилеген отправляется в аул Аралтобе, в котором есть рация, чтобы вызвать врачей. Проезжая мимо Акмечети, лошадь троекратно тянет всадника назад. Но ни о чем не подозревая, Тилеген стегает коня и направляет его в Аралтобе. Вместе с вызванными врачами на следующий день он приезжает на пастбище. Оказывается, примерно в то же время, когда лошадь тянула назад, роженица благополучно разродилась дочкой, которую назвали Улмекен.
Через два года у Болган вновь начинаются родовые схватки. На этот раз роды проходят более тяжело. Тилеген теперь уже не ищет врачей, а направляется прямиком в Акмечеть, где, набрав в тряпочку щепотку земли с мечети Ата, привозит к роженице и кладет у ее изголовья. Через некоторое время роженица приносит в этот мир сына по имени Сагындык.
Эти события произошли в бывшем СССР, в состав которого входила и КазССР. Тем не менее, вера в Аллаха и духов святых все равно была неистребима.

СЫН, ПОДАРЕННЫЙ АТА…
В середине 1940 годов с наступлением весны семья чабана, жена которого после первенца долгое время не могла забеременеть, перекочевывает на пастбище недалеко от Акмечети. В один из дней она говорит мужу:
— Может быть, я совершу паломничество в Акмечеть, где, обращаясь с молитвами вначале к Аллаху, а потом к духу святого Бекет-Ата, попрошу еще детей?
Муж не возражает, и женщина в жума — пятницу совершает паломничество. Заночевав в яме, образовавшейся после взрыва, уничтожившего мечеть, она видит не очень благоприятный сон. «Как бы чего не произошло в доме в мое отсутствие», — решает она и, выбравшись из ямы, задремав перед рассветом, видит другой сон, который разрешается к хорошему. «Видимо, у меня будет сын, который будет пользоваться авторитетом среди людей и проживет долгую жизнь», — решает она и, тепло попрощавшись с имамом, отправляется в обратную дорогу. Приехав, она узнает, что ночью на отару напали волки, которые нанесли значительный урон. А через год она рожает сына, о котором они вместе с мужем говорят, что его подарил им Бекет-Ата. По истечении времени этот мальчик получает медицинское образование, честно исполняет свой долг, за что пользуется авторитетом среди аульчан.

ВИДЕВШИЕ МАВЗОЛЕЙ
Айша Замадинкызы, родившаяся в 1925 году в ауле Аккиизтогай Жылыойского района, стала свидетелем многочисленных событий. Ее рассказы всегда вызывают интерес у слушателей, так как она прекрасная рассказчица. Она жила в послереволюционные годы, пережила страшную Великую Отечественную войну, прожила трудные послевоенные голодные времена и видела, как страна оправлялась в послевоенные годы. Обо всем этом Айша Замадинкызы рассказывает своим внукам, чтобы те знали, как жил простой народ. Особенно любит рассказывать про святых, уроженцев Жылыойского района – Бекет-Ата, Аманбай-Ата, об Акмечети и многое другое.
По ее словам, недалеко от мечети, в которой Ата обучал мальчиков грамоте, был еще один мавзолей с куполом, внутренние стены которого и сам купол были расписаны арабской вязью. Этот факт поддерживает и супруга Кубаша Камка Оралбайкызы. Общеизвесттно, что мечеть после установления советской власти была взорвана.

Перевод Гульжан ЕЛЕШЕВОЙ
Продолжение следует

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button