КОГДА РУЖЬЕ РАЗРЯЖЕНО

120131 01 Культура

Новый спектакль «Шырмауық астындағы шырғалаң», премьера которого состоялась в минувшую субботу в областном драматическом театре имени Махамбета, в который уже раз доказал, что нет в мире ничего выше любви, что ей подвластно все — безумство, страдание, лишение. И по-настоящему счастливым в этом мире может быть только тот человек, кто испытал это прекрасное чувство.

Впервые пьеса, которую выбрал для своего спектакля режиссер Акылбек Ихсан, была поставлена более 150 лет назад в далекой Англии, но тема, затронутая в ней, актуальна в любое время и в любом месте, там, где есть человек.

Эфраим Кэбот, богатый и весьма энергичный фермер лет семидесяти, решил жениться в третий раз. От первого брака у него осталось двое сыновей. Жена, не выдержав каторжной домашней работы и беспросветной жизни на ферме, рано умерла. Такая же участь постигла и вторую жену, которая подарила Кэботу сына Ибена. От сыновей толку не было. Никто из них не хотел продолжить дело жесткого и деспотичного Эфраима. И вот в третий раз он решил жениться на молодой энергичной Эбби, которая должна продлить ему жизнь и подарить наследника. Молодая женщина намеревалась получить в наследство ферму. Но, узнав поближе Ибена, женщина испытала к нему сильное чувство. И оно было взаимным. Хотя поначалу молодой человек ненавидит ее, видит в ее поступках только корысть.

Вскоре в семье рождается сын, его отцом является Ибен, хотя старый Эфраим думает обратное. Так, не успев родиться, малыш становится камнем преткновения в отношениях взрослых. И Эбби убивает новорожденного сына, задушив его подушкой. И хоть ждет их с Ибенем, взявшим часть вины на себя, тюрьма, на самом деле они теперь свободны. Потому что любят друг друга и уже ничего не скрывают.

Спектакль, длившийся немногим больше часа, заставляет нас задуматься над многими вещами. Зачем человеку, в данном случае это старый фермер, нужно столько богатства, если он не получает удовольствия от жизни, его ненавидят даже собственные сыновья. Стоило ли обманывать любовь, скрывать чувство? От этого и ты сам несчастлив, и несчастливы окружающие тебя близкие.

Все это через чувства, переживания и эмоции, прекрасные монологи и диалоги, а также с помощью окружающих вокруг предметов, с помощью бессмертной музыки «Адажио Альбинони» Джадзотто и «Каприз» Паганини смогли полноценно передать актеры нашего театра. В роли Эфраима блистал заслуженный артист Казахстана Толеген Жангельдиев. Роль Эбби по-настоящему раскрыла Гаухар Кабиева. Чувствуется сила и энергия скрытного, на первый взгляд, Нурбека Съезхана, воплотившего Ибена. В спектакле много режиссерских находок, которые были удачно реализованы на сцене. Это и девушка со скрипкой в образе ангела, который приходит к каждому в мечтах и снах. Это и птица в золотой клетке — зачем человеку богатство, если нет смысла в жизни, нет любви. Это и мешок с творогом, который в конце сцены рассыпается, как рассыпалась жизнь главных героев.

— Наш спектакль — это драма, это трагедия, — рассказывает режиссер Акылбек Ихсан. — Мы его поставили всего за 20 дней, но шел я к этому долго. Надо было в масштабах одной сцены передать все предназначение драмы американского писателя Юджина О Нила. Это именно то произведение, которое будет актуально всегда, пока живет человек. Ради любви женщина готова пойти на любой, даже самый безумный поступок. Игрой наших актеров я очень доволен. Впервые работал с Толегеном Жангельдиевым и остался под сильным впечатлением от его игры. Он сумел передать свободный образ жесткого, деспотичного фермера, этакого «синюю бороду», который только и думает о прибыли. И ни во что не ставит своих жен и сыновей. Он счастлив только со своими коровами, приносящими прибыль.

Премьера спектакля «Шырмауық астындағы шырғалаң» была показана в рамках творческого вечера заслуженного артиста Казахстана, отличника образования Республики Казахстан, деятеля культуры Толегена Жангельдиева, посвященного его 60-летию. В казахском областном драматическом театре имени Махамбета, который сейчас переживает эпоху ренессанса, немало по-настоящему талантливых актеров. И в первом ряду среди них стоит Толеген Жангельдиев, который почти 35 лет служит сцене. В разные годы он успешно воплощал в театре образы Сталина, Махамбета, Козы-Корпеша и многих других героев. Т.Жангельдиеву по плечу даже женские образы — как истинный артист он не боится экспериментировать и бегать по сцене в парике и чулках.

Кроме этого Толеген Жангельдиев успешно преподает в актерском отделении Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова и Малой академии искусств имени Н.Тлендиева, готовя достойную смену.
От имени акима Атырауской области Бергея Рыскалиева актера тепло поздравил и вручил Благодарственное письмо исполняющий обязанности начальника областного управления культуры Серик Мухамбетов, а также заслуженный деятель культуры РК Нариман Улькенбаев, заместитель начальника областного управления образования Шакиржан Мурзагалиев, директор Малой академии искусств Долорес Таскарина, художественный руководитель областной филармонии Хамиль Суйекбаев.

Как сказал Нариман Улькенбаев, придя однажды на спектакль, один зритель спросил другого: почему ружье не выстрелило, ведь оно висит на заднем плане? На что был дан ответ: «Если бы оно выстрелило, разбудило бы зрителей».

— Когда на сцене Толеген Жангельдиев, такого не произойдет. Он никому не даст спать. Энергичный, эмоциональный на сцене, и в то же время весьма спокойный и рассудительный. Он истинный артист. И свою главную роль — себя в этой жизни — он играет очень достойно.

-К нам в театр пришло много молодых актеров. И меня это очень радует, -сказал со сцены директор театра Берик Жаменов. — Я считаю, что им повезло. И прежде всего тем, что у них есть хорошие наставники, консультанты и советники. Это наши ветераны, наша опора. И в первую очередь наш Токе, который больше всех возится с молодыми, даже школьниками. Стоит им только сказать, что их интересует театр, как они тут же попадают в ловушку к Жангельдиеву. Сейчас хороших наставников найти очень трудно. Но только не у нас. Мы сумели сохранить тот баланс, когда каждый считает своим долгом не только служить сцене, но и привести на сцену молодое дарование.

— Я оставался на сцене даже в самые трудные времена, в 90-годах, когда не только не было работы, но и места работы, — вспоминает Толеген Жангельдиев. — Помните, много лет в нашем театре делали ремонт? А потом еще и еще ремонт. Мы терпеливо ждали своего часа, потому что не могли представить себя вне сцены. И вот дождались. Теперь в нашем театре, что ни сезон, то сразу несколько премьер. Спасибо зрителю за аплодисменты и цветы.

Фото Ерлана АЛТЫБАЕВА

Поделиться с друзьями

Администратор сайта

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Прикаспийская коммуна