ПолитикаЭкология

МАЖИЛИСМЕНЫ: «ЖАЙЫК НЕ МЕЛЕЕТ. ПЕРЕСЫХАЕТ!»

13 октября 2021 года депутаты Мажилиса Парламента РК от фракции партии «Nur otan» Д. Турганов, С. Накпаев, А. Жамалов, Н. Ожаев, Е. Жанбыршин, С. Мусабаев, Г. Елеуов и член фракции демократической партии «Ақ жол» С. Ерубаев направили запрос заместителю Премьер-министра РК Роману Скляру по поводу критической ситуации реки Жайык и устранению бесхозных плотин и дамб на малых реках региона. Ответ получили 5 ноября. Полный текст запроса и ответа мы предлагаем нашим читателям.

УВАЖАЕМЫЙ РОМАН ВАСИЛЬЕВИЧ!

Лидер нации – Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отметил десять глобальных вызовов XXI века в стратегии развития Казахстана до 2050 года. Один из них – возникновение острого дефицита воды. Потребление питьевой воды на планете за последние шестьдесят лет увеличилось в восемь раз.Другим вызовом является истощение природных ресурсов. Эти две большие проблемы имеют прямое отношение и к Западному региону.Затянувшийся период маловодья становится причиной сложной ситуации в хозяйственно-питьевом водоснабжении и экономике западных областей Казахстана.

Река Жайык (Урал) катастрофически быстро пересыхает. Не мелеет, а именно пересыхает. Происходящее можно назвать катастрофой.

Хотелось бы процитировать высказывание одного интернет-издания: «Можно сколько угодно с высоких трибун говорить о катастрофической ситуации, создавать всевозможные межправительственные комиссии и рабочие группы, заседать годами, но реку это не спасает. Она медленно умирает».

Похожая ситуация и с малыми реками этого региона.

В частности, пересыхает нижнее устье реки Уил, входящее в группу малых рек Атырауской области. В связи с пересыханием русла реки Уил, пересыхают и приходят в негодность подземные источники пресной воды, при этом поисково-разведочные работы ведутся недостаточно активно. Флора и фауна подвергаются деградации и идет угроза исчезновения пастбищных угодий.В результате в ряде районов Атырауской области уже сложилась критическая ситуация.

Например, восемь сельских округов Кызылкогинского района испытывают острый дефицит воды. Район с населением более 18 тысяч жителей обеспечивается водой только из одного подземного пресноводного месторождения Тайсойганского песчаного массива, запасы которого уже истощаются. И в скором времени такая ситуация может привести к необходимости переселения более 18 000 жителей района. Кроме этого, до сих пор реку Жайык не включили в число водных объектов особого государственного значения. Хотя есть согласие государственных органов с данным предложением, и оно не требует никаких финансовых затрат.

Программа казахстанско-российского сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки Жайык на 2021-2024 годы пока что предполагает лишь проведение исследований, которые закончатся только в конце 2024 года. Необходимость корректировки этой Программы также остается актуальной.

Вместе с тем без должного финансирования и практической реализации мероприятий этой программы реанимирование реки Жайык (Урал) невозможно и может привести к срыву мероприятий Дорожной карты по исполнению предвыборной программы партии «Nur Otan».

Также одной из основных причин уменьшения объема воды на реках Жем, Уил и Сагиз являются бессистемно построенные плотины на территории Актюбинской области. Большинство этих плотин официально не зарегистрированы как водохозяйственный объект. По предписанию Генеральной прокуратуры Министерством экологии, геологии и природных ресурсов была организована проверка состояния гидротехнических сооружений в Актюбинской области.В результате было выявлено 57 различных объектов, среди них 36 бесхозяйных плотин, дамб и водохранилищ, а также заброшенные родники. При этом местные исполнительные органы до сих пор не предприняли достаточных действий по решению этих проблем.

Более того, в соответствии с данными комитета по водным ресурсам Министерства, в стране насчитывается 6 960 гидротехнических сооружений. Из них: в республиканской собственности – 5 751, в коммунальной – 980, в частной – 229, бесхозяйных – 10.В неудовлетворительном состоянии или требуют ремонта: 9 водохранилищ, 1 пруд, 10 плотин, 1 дамба, 10 гидроузлов, 2 156 каналов.

Получается, что государственные органы не владеют информацией о реальном положении дел, не ведут реального учета гидротехнических сооружений и не предпринимают соответствующих мер по наведению порядка в этом вопросе, что справедливо вызывает возмущение населения.

Такая же ситуация наблюдается и в вопросах использования, выявления и подтверждения запасов подземных вод, ликвидации самотечных скважин.В настоящее время в 4 286 водных месторождениях республики из 2 256 аварийных скважинах вода бесконтрольно уходит в степь.

Так, в заключении Счетного комитета по оценке проекта бюджета на 2022-2024 годы отмечается, что с 2015 года функция по проведению поисково-разведочных работ передана в компетенцию местных исполнительных органов. Мониторинг реализации мероприятий до 2020 года осуществлялся Министерством национальной экономики в рамках госпрограммы развития регионов. С 2020 года по причине невключения мероприятия по поисково-разведочным работам в новую госпрограмму «Нұрлы жер» контроль и координация со стороны государственных органов не осуществлялись.

По этой причине сохраняется несогласованность государственного регулирования в сфере водоснабжения, что приводит к отсутствию централизованной координации, мониторинга, контроля, межведомственного взаимодействия и разделения полномочий между всеми госорганами, принимающими участие в достижении цели (МЭГПР, МИИР, МНЭ, МТСЗН и местные исполнительные органы). В результате этого за семь лет (2012-2019 гг.) планы по поисково-разведочным работам и доразведке выполнены лишь на 86% и 91% соответственно.

Такая несогласованность и неэффективность действий государственных органов может привести к губительным последствиям как для населения, так и для экономики страны в целом, поэтому необходимо определить государственный орган по контролю и координации действий в вопросах поисково-разведочных работ.

На основании вышеизложенного, предлагаем следующее:

— включить реку Жайык в число водных объектов особого государственного значения, определенных постановлением Правительства Республики Казахстан №59 от 21 января 2004 года;

— ускорить процесс корректировки и реализации Программы казахстанско-российского сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки Жайык (Урал) на 2021-2024 годы;

— разработать план мероприятий по сохранению малых рек Сагиз, Ойыл, Жем;

— поручить местным органам исполнить предписание Генеральной прокуратуры по ликвидации незаконно построенных дамб и принять меры по дальнейшему наведению порядка в учете и строительстве плотин и водохранилищ;

— принять меры по разгосударствлению части земель полигона «Тайсойган» в Кызылкогинском районе Атырауской области, где расположено крупное месторождение подземных вод;

— обеспечить надлежащую координацию по вопросам проведения поисково-разведочных работ со стороны госорганов и принять меры по ремонту имеющихся скважин и ликвидации самотечных скважин.

Просим обеспечить исчерпывающее рассмотрение всех поставленных вопросов и дать ответ в установленные законодательством сроки.

С уважением, депутаты, члены фракции партии «Nur otan» Д. Турғанов, С.Накпаев, А. Жамалов, Н. Ожаев, Е. Жанбыршин, С. Мусабаев, Г. Елеуов член фракции демократической партии Казахстана «Ақ жол» С. Ерубаев

УВАЖАЕМЫЕ ДЕПУТАТЫ!

Рассмотрев ваш запрос касательно ситуации с водными ресурсами в западных регионах республики, сообщаю следующее.

Экологическая ситуация бассейна реки Жайык находится на особом контроле Правительства. В последние годы, в связи с затянувшимся циклом маловодных лет, отсутствием весеннего половодья, снежных запасов и незначительным количеством осадков наблюдается ухудшение экологического состояния в бассейне реки Жайык и уменьшение поверхностного стока рек Сагиз, Ойыл, Жем. В этой связи принимаются соответствующие меры, направленные на решение имеющихся проблем. Касательно включения реки Жайык в число водных объектов особого государственного значения.

В последнее время вопрос о включении реки Жайык в список водных объектов особого государственного значения поднимался неоднократно.

Здесь следует отметить, что сток реки Жайык формируется в основном в верхней части, в пределах Российской Федерации, где наиболее развита речная сеть. Расходы воды, передаваемые по реке Жайык, определены в Протоколе о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов, координации водохозяйственной деятельности в бассейне реки Жайык от 20 июня 1996 года (50% обеспеченность – 7,79 км3; 75% обеспеченность – 5,360 км3; 95% обеспеченность – 2,97 км3).Фактический годовой сток реки Жайык за 2017-2020 годы уменьшился с 10,6 км3 до 4,5 км3. При этом ежегодный водозабор по реке Жайык составляет в среднем 0,5 км3.

Таким образом, вопрос включения реки Жайык в перечень водных объектов особого государственного значения в настоящее время прорабатывается с учетом работы, проводимой с Российской Федерацией. Вопросы улучшения водохозяйственной обстановки, сохранения и восстановления экосистемы в бассейне решаются в рамках Программы казахстанско-российского сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки Жайык (Урал) на 2021-2024 годы.

Касательно корректировки и реализации Программы казахстанско-российского сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки Жайык на 2021-2024 годы. В рамках первого направления Программы казахстанско-российского сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки Жайык на 2021-2024 годы (далее – Программа) разработано техническое задание к научно-исследовательской работе по теме «Экологическая оценка последствий регулирования стока в бассейне трансграничной реки Жайык и разработка научно обоснованных предложений по сохранению и восстановлению трансграничной реки Жайык». В целях реализации второго направления Программы проведено комплексное обследование бассейна реки Жайык, задачей которого являлось обследование территории бассейна реки для уточнения всех источников загрязнения и других факторов негативного воздействия на состояние экосистемы бассейна.По итогам комплексного обследования на территории Западно-Казахстанской и Актюбинской областей установлено качество воды 4 и >5-класса, в Атырауской области – 1-4-класса качества.

В ходе обследований также отобраны пробы атмосферного воздуха, превышений предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ не установлено.

Также для улучшения водохозяйственной обстановки в бассейне реки Жайык в октябре 2020 года утверждена Единая дорожная карта активизации сотрудничества по проведению исследований в бассейнах крупных рек (Жайык, Ертис и другие) (далее – Единая дорожная карта). 3 февраля 2021 года утвержден рабочий график реализации мероприятий Единой дорожной карты для казахстанских экспертов с детализацией сроков исполнения ее пунктов и формы их организации.

По третьему направлению Программы проводятся мероприятия по зарыблению бассейна реки Жайык молодью осетровых видов рыб, реконструкции каналов и обводнительных систем, лесовосстановлению, берегоукрепительные, дноуглубительные, очистные работы и другие мероприятия. Необходимо отметить, что, в соответствии с Программой, мероприятия реализуются каждой стороной (казахстанской и российской) самостоятельно.

Касательно незаконно построенных дамб и принятия мер по дальнейшему наведению порядка в учете и строительстве плотин и водохранилищ. Работы по ликвидации незаконно построенных дамб проводятся. В Актюбинской области обследовано 58 объектов, из которых 10 находятся в республиканской собственности, 4 – в коммунальной собственности, установлено 5 мостов, 5 родников и 34 бесхозных плотин.

Ведутся работы по приему на баланс коммунальной собственности 12 объектов для нужд сельского хозяйства, 6 плотин были ликвидированы. По остальным 16 объектам ведутся работы по очистке и сносу. В настоящее время необходимость увеличения водопропускной способности моста в русле реки Шубаралсай отпала. Мост №6 на реке Шыгырлы передан в коммунальную собственность. По мостам Шиели и Кенжалы местными исполнительными органами проводятся соответствующие работы. Незаконно построенный мост в русле реки Уил ликвидирован. Также в Мугалжарском, Кобдинском и Уилском районах Актюбинской области проведены соответствующие работы по очистке русла родников.Касательно разгосударствления части земель полигона «Тайсойган» в Кызылкогинском районе Атырауской области, где расположено крупное месторождение подземных вод.

22 февраля 2016 года был ратифицирован договор об использовании и аренде испытательных полигонов. Согласно договору, северная часть полигона «Тайсойган – государственный летный испытательный центр (ГЛИЦ) №929», которая ранее находилась в аренде у Министерства обороны Российской Федерации, перешла под юрисдикцию Казахстана. В Кызылкогинском районе Атырауской области в аренде у российских военных находилось 749,6 тыс. га земли. По результатам договоренностей было возвращено 624,6 тыс. га земли (83,3%).После возвращения земель военного полигона Тайсойган в состав Казахстана в Атырауской области в течение двух лет проводились исследования на наличие в почве и воде опасных веществ. По результатам исследований стало известно, что 624,6 тысячи гектаров возвращенных земель экологически безопасны и пригодны для ведения сельского хозяйства.

Также сообщаем, что в 2022 году в рамках комплексного плана социально-экономического развития Атырауской области на 2021-2025 годы предусмотрена разработка проектно-сметной документации и проведение поисково-разведочных работ на месторождении Тайсойган.Касательно надлежащей координации по вопросам проведения поисково-разведочных работ со стороны госорганов и принятия мер по ремонту имеющихся и ликвидации самотечных скважин.

В настоящее время уполномоченным органом проводятся гидрогеологическая съемка и доизучение, на основании результатов которых местные исполнительные органы проводят государственное геологическое изучение недр на подземные воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов, исходя из потребности населенных пунктов, экономической целесообразности и дальнейшего выполнения работ по водообеспечению. По завершении указанных работ утверждаются запасы подземных вод в уполномоченном органе по изуч­ению недр, которые являются основанием для строительства водозаборных сооружений.

По данным обследования, в разные годы в целом по республике ликвидации подлежат 2 218 бесхозных самоизливающихся гидрогеологических скважин, в том числе Актюбинской – 278, Атырауской – 180, Западно-Казахстанской – 38, Мангистау­ской – 299.

В 2021 году проводятся мероприятия по разработке проектно-сметной документации (далее – ПСД) по ликвидации 151 бесхозно самоизливающейся гидрогеологической скважины на общую сумму 66 193,0 тыс. тенге, а по западному региону – по 93 скважинам со сроком выполнения декабрь 2021 года. Работы по разработанным ПСД, а также разработка ПСД на ликвидацию других бесхозных скважин предусматриваются в последующих годах, с учетом возможностей бюджета и экологических особенностей того или иного региона. В первую очередь будут ликвидированы высокодебитные скважины во избежание потерь естественных ресурсов подземных вод, а также скважины с высоким содержанием радионуклидов как источник опасного загрязнения недр и окружающей среды.

Р. СКЛЯР, заместитель Премьер-министра РК

P/S. Стоит отметить, что в начале 2021 года Атырауский областной акимат направил в Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК несколько предложений по улучшению ситуации реки Жайык и устранению бесхозных плотин и преград. Во-первых, профинансировать проведение научно-исследовательских работ на реке Жайык по территории РФ. Поскольку данные этих работ необходимы прежде всего казахстанской стороне, и соответственно кто платит – тот имеет право на контроль качества. Во-вторых, в программе оздоровления ситуации реки Жайык предусмотрена синхронизация спускаемых вод на водохранилищах, расположенных на территории РФ. Однако синхронизация ограничивается всего лишь оценкой данных, взятых с постов вдоль реки. Поэтому необходимо во время весеннего паводка в 3-4 крупных водохранилищах РФ обеспечить работу специально созданных совместных рабочих групп с участием казахстанской стороны, которые занимались бы непосредственным регулированием стока воды на местах. В-третьих, создать специальную программу с участием представителей акиматов Атырауской, Актюбинской областей и Министерства по увеличению воды не реках Уил, Жем и Сагиз. Кстати, как отметил общественный активист, эколог Есенбай Нуров, из 57 выявленных искусственных водных преград за полгода ликвидировано 6! По словам, эколога, эти 6 преград не являются основным препятствием водопотоку, они попросту бесхозные. Когда устранят остальные?

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button