Экология

КАСПИЙСКИЙ УРАГАН

Несмотря на то, что человечество ушло далеко вперед в своем развитии, оно пока еще не осмыслило всю сущность природных явлений. А природа временами бывает весьма жестокой и угрожает жизни людей, совладать с ней при этом становится невозможно. Наша область относится к ареалу, где погодные условия достаточно сложны, и недооценивать их нельзя. Особенно это касается Каспийского моря, где нередко проявляется «злой оскал» окружающей среды.

Природа шутить не любит

Начну с небольшого отступления. Как-то давно был на моей памяти случай, когда в середине мая почти целую неделю дул сильный юго-западный ветер. Порывы его можно было отнести к штормовой категории. Люди, которые работали тогда на искусственных островах в Каспийском море, занимавшиеся бурением нефтяных скважин, а также рыбным промыслом, рассказывали, что в эти дни изрядно качало не только суда, но и неспокойно, тревожно было на самих островах. При этом никакой предупреждающей официальной информации и метеосводки в печати не было. Я по своему опыту знаю, что Каспий штормит часто. Не раз приходилось кувыркаться в трюме или каюте судна, дело даже доходило до изнурительной морской болезни. Море не умеет молчать, а волны никогда не устают. Море может быть гневным и ласковым, беспокойным и тихим, и мы никогда не знаем заранее его «тайных намерений». Вот в связи со всем этим мне припомнилась давняя история.

 

Нельзя доверяться волнам

Произошло это 6 ноября 1952 года, когда на Северном Каспии развернулся мощный ураган. Более 60 лет утекло с того времени, но многие старожилы среди местных потомственных рыбаков до сих пор помнят об этом стихийном бедствии. К слову, после 1952 года подобных ураганов или штормов на Каспии не было, да и не дай Бог.

Хотел бы напомнить тем, кто выходит в море, о том, что нужно быть чрезмерно бдительным, соблюдать меры предосторожности. К несчастью, в последние годы приходится отмечать множественные случаи гибели людей на Каспии. Особенно это касается тех, кто выходит рыбачить.

Так вот, об урагане. Он был просто потрясающе страшной силы. О нем мне рассказали очевидцы — близкие мне люди, рыбаки Денгизского (Курмангазинского) района. В то время на Каспии шла осенняя путина. Она уже почти подходила к завершению, тогда резко похолодало, некоторые звенья ставных неводов снялись и ушли на базу, домой. О том, что произошло дальше, мне поведал мой двоюродный брат Иван Яковлевич Кулагин. Он работал парторгом уездного рыболовецкого колхоза и руководил рыбаками. К сожалению, его уже нет в живых, но память о нем сохранилась. Вот его повесть. Расскажу ее от его лица.

«5 ноября 1952 года на плавзаводе №9 районное руководство провело совещание, где было решено срочно снять все ставные невода и отправить их на базу. А оставшимся рыбакам перейти на распадный лов (когда расходится ледовый покров). К вечеру ветер усилился, и мы на своем судне отплыли от стойки соотечественника Никиты Пирогова. Стойка — это большое двухпалубное деревянное судно. Мы встали на якорь. И тут началась кутерьма, погода окончательно испортилась. К ночи ветер достиг такой силы, что все кругом срывалось с места. Якорь у корабля Никиты Пирогова тоже сорвало, не выдержала цепь, и стойку со страшной скоростью пронесло мимо нас. После чего ураганом швырнуло другие малые суда, которых тут же прибило к ближайшим камышам. Вокруг все вспенилось, вихрь был неимоверный, совсем ничего не было видно. Однако нам удалось продержаться до утра 6 ноября. Якорный балласт долго не сдавал. Но участь снесенных штормом плавсредств все же постигла и нас. Вскоре у нас вырвало брашпиль (палубный механизм лебедочного типа), и судно стало бросать по семиметровым волнам из стороны в сторону. Бросать — это мягко сказано: нас просто швыряло как маленьких котят. Мы в любой момент могли дать большой крен, в конце концов перевернуться и затонуть. И никто бы нас не спас. Времени на принятие решения практически не было, но мы, совладав с внутренней скованностью, ползком по палубе протащили запасную цепь, привязали к ней два груза и бросили вместо якоря. Сейчас говорить об этом легко, но в тот момент это была ужасная картина, жуткое зрелище. Не знаю как мы справились, видимо, потому что сыграл огромную роль опыт профессиональных моряков. После этого наше судно постепенно встало на дрейф и его потихоньку потащило в открытое море. Нас далеко занесло в какой-то широкий камышовый плес, на мелководье. Борясь со стихией, мы практически обессилели, к тому же не спали в таком напряженном режиме более суток. Ночью 7 ноября ураган вдруг неожиданно стих, возникла мертвая тишина, нас перестало качать, вода практически ушла. Сильно уставшие, легли спать, а наутро, проснувшись, мы обнаружили вокруг нашего судна множество других малогабаритных рыбацких плавсредств, принадлежащих разным районным колхозам, транзитные плашкоуты, груженые солью для транспортировки в Астрахань, и наш громадный плавзавод №9. Некое подобие кладбища кораблей. Потрясающий вид. Как я уже говорил, нас занесло в камыши на островке среди открытого моря. Нас было 27 колхозников. Целых 15 дней мы прожили на судне в этих камышовых  зарослях».

 

Спасение

«В конце концов нас обнаружил поисковый самолет, и пилоты дали знать, в какую сторону надо идти, чтобы попасть на материк. К тому времени ударил мороз, встал лед. Мы соорудили чунки (сани) для поклажи и стали пробираться через камышовые заросли. Мне, как руководителю, выпало возглавить нашу процессию. Идти нам пришлось в течение двух суток, после чего мы вышли в районе колхоза Алга. Это в40 километрахот поселка Ганюшкино. Там нашему взору предстал многочисленный, погибший от мороза домашний скот, который не успели угнать в безопасное место. Местные жители пригласили нас в дом, обогрели и накормили. Вспоминая все произошедшее, можно сказать, что нам крупно повезло, отделались испугом, остались живы. А это самое главное. Что касается нашего рыболовецкого флота, то его солидно потрепало, многие судна просто разметало в щепки, потому что они были деревянными. Ураган наломал дров, как говорится. К счастью, жертв не было среди людей. Правда, через некоторое время рыбацкую флотилию некоторым образом восстановили. Дали моторные лодки, транзитные плашкоуты и плавзавод №9. Его вытащили весной 1953 года мощными буксирами, которые подогнали с Астрахани. Вот такая история».

 

Справка «ПК»

Иван Яковлевич Кулагин родился в 1924 году. Отважный моряк, более семи лет прослужил на Тихоокеанском военно-морском флоте. Участвовал в Великой Отечественной войне с Японией, где Советская армия в 1945 году одержала победу над квантунскими войсками. Вместе с сослуживцами Иван Кулагин освобождал город Харбин в Китае, Порт-Артур, Сахалин и гряду Курильских островов. Награжден медалями за боевые заслуги. После демобилизации многие годы проработал в системе рыбной промышленности Денгизского (Курмангазинского) района. В 1970 году руководил работой по строительству рыбоходных каналов на реках Кигач и Шароновка. 

Константин Кулагин,

почетный гражданин Курмангазинского района, старожил города Атырау

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Проверьте также
Close
Back to top button