РАСШИРЕНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ КАК ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЛАСТИ
План по доходам государственного бюджета 128,7 млрд тенге исполнен на 110%, или в бюджет дополнительно поступило 141,5 млрд тенге, прирост к уровню прошлого года составил 54,4 млрд тенге — таковы результаты всей налоговой службы региона за семь месяцев. И это хороший задел на последующий период текущего года.
На очередном селекторном совещании под председательством первого заместителя акима области Болата Даукенова были подведены итоги семи месяцев деятельности налогового комитета.
В нем приняли участие заместитель акима области Аскар Абдиров, руководитель аппарата акима области Аскар Керимов, заместитель акима города Амантай Айтбаев, руководители областных и городских управлений, ведомств.
-Исполнение доходной части бюджета, вопросы расширения налогооблагаемой базы – важные приоритеты в работе местной исполнительной власти, — заметил Болат Асылович, открывая работу совещания. – Аким области по данному вопросу дал конкретные поручения, выполнение которых способствует изысканию дополнительных резервов поступления, то есть пополнения бюджета. До конца года есть еще достаточно времени, и мы планируем вопрос исполнения доходной части бюджета рассматривать ежемесячно.
Своевременное поступление обязательных налоговых платежей является основным направлением не только в стабилизации экономики региона, но и дает возможность выполнять поставленные перед областью задачи. Поэтому вопрос расширения налоговой базы области имеет стратегическое значение. И анализируя итоги семи месяцев, можно констатировать тот факт, что наши налоговики работают умело, о чем свидетельствует статистика, которая говорит сама за себя.
Итак, как следует из доклада директора Налогового департамента Атырауской области Аскара ТЫНЫСБЕКОВА, ожидаемые прогнозы оправдываются. План по доходам государственного бюджета 128,7 млрд тенге исполнен на 110%, или в бюджет дополнительно поступило 141,5 млрд тенге, прирост к уровню прошлого года составил 54,4 млрд тенге. План поступлений в республиканский бюджет 74,9 млрд тенге исполнен на 114%, или в бюджет поступило 85,1 млрд тенге, прирост к уровню прошлого года составил 47,8 млрд тенге.
План по доходам местного бюджета 53,8 млрд тенге исполнен на 105%, или в бюджет поступило 56,4 млрд тенге, прирост к уровню прошлого года составил 6,5 млрд тенге. И если по итогам первого полугодия ситуация по исполнению прогнозных показателей положительная, то за предстоящие 5 месяцев необходимо обеспечить поступления в сумме 43,3 млрд тенге, при ожидаемом поступлении 35,8 млрд тенге. Главный налоговик области не скрывает, что эта задача будет трудновыполнимой. И в этой связи главной целью ставится — до минимума сократить данный разрыв.
Основное недоисполнение прогноза, по словам Аскара Тынысбекова, ожидается по Жылыойскому району. По индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу в 2009 году поступило 1,9 млрд тенге, ожидается поступление в сумме 1,8 млрд тенге, тогда как нынешний годовой прогноз установлен в сумме 4,4 млрд тенге.
По состоянию на начало августа всего на учете налоговых органов состоят 10575 юридических лиц, из них действующих — 8212. Индивидуальных действующих предпринимателей – 26 891, количество зарегистрированных физических лиц — 72 491. С начала этого года вновь встали на учет по НДС 594 налогоплательщика. Не прошли перерегистрацию 30 налогоплательщиков.
Деятельность налоговиков состоит не только в том, чтобы собирать и подсчитывать обязательные поступления. Не менее важное место занимает работа по выявлению так называемых «уклонистов», которые разными способами стараются не афишировать реальные доходы. Часты случаи, когда налогоплательщики либо занижают свои доходы, либо необоснованно завышают свои затраты. В противовес этому налоговыми службами проводится камеральный контроль в целях выявления несоответствия между налоговыми отчетами поставщиков и покупателей.
Так по НДС за четвёртый квартал 2009 и первый квартал 2010 года, где выявлены нарушения по статье «Завышение зачета НДС, установленное при сверке с данными поставщиков» на сумму 10 млрд 676 млн тенге по 2 285 налогоплательщикам. На сегодняшний день 547 налогоплательщиками предоставлены дополнительные декларации по НДС на сумму 164 млн тенге.
В связи с внесенными изменениями в налоговое законодательство, проведена большая работа с налогоплательщиками, которые увеличивали свои затраты за счет фиктивных сделок с лжепредприятиями. И здесь очень интересно было услышать следующий факт. Так, по Атырауской области выявлено 1220 контрагентов лжепредприятий с суммой оборота в 40 885 947,8 тыс тенге, где НДС 5 343 879,3 тыс тенге, КПН 10 687 758 тыс тенге. На сегодняшний день не отработано 736 контрагентов на сумму НДС 696 397,9 тыс тенге, КПН 1 485 136,4 тыс тенге.
На сегодняшний день лжепредприятиями судом признано 23 юридических лица, расположенные на территории Атырауской области.
На сегодняшний день уже выявлено 20 предприятий, имеющих признаки лжепредпринимательства, по которым приостановлены расходные операции по банковским счетам, проведены мероприятия по снятию с учета по НДС, в целях недопущения в дальнейшем оформления ими фиктивных счетов-фактур, т.е данные предприятия включены в «черный список».
Далее директор Налогового департамента всесторонне остановился на проводимой работе по расширению налогооблагаемой базы. Были озвучены цифры по подоходному налогу с доходов, облагаемых у источника выплаты (ИПН), и социальным налогам, представлен анализ деятельности малого и среднего бизнеса.
По последнему направлению директор департамента акцентировал внимание на факте сокрытия предпринимателями фактического количества наемных работников, а также занижения реального дохода, в результате чего 83 налогоплательщика представили ДФНО с увеличением количества «наемников» на 157 чел. с суммой ИПН 578 тыс тенге.
Причем, как заметил Аскар Тынысбеков, аналогичных примеров по ИП можно привести бесконечное множество, которые дают приблизительное представление о масштабах «теневых» оборотов. И эта проблема не только налоговых органов, но и других служб области, вопрос носит политический окрас, так как нет у этих людей социальной защищенности, а в пенсионном возрасте они останутся без пенсионных накоплений, сказал он.
Была проведена работа касательно регистрации в качестве ИП лиц, занимающихся сдачей в наем жилья, а также арендой автотраспортных средств без регистрации в налоговом органе. Так, с начала года поставлено на учет 314 физических лиц (237 — аренда жилья, 77 — аренда автотранспорта), сумма регистрационного сбора по которым составила около 1 млн тенге, сумма ИПН и соцналога — 314 тыс тенге.
Таким образом, одним из приоритетных направлений в этом году ставится задача по усилению администрирования индивидуальных предпринимателей, путем ужесточения камерального контроля, проведения соответствующей разъяснительной работы с привлечением общественности, СМИ. Как одну из эффективных мер в этом отношении А.Тынысбеков предложил подписание Меморандума с руководителями крупных торговых домов о сотрудничестве и взаимодействии в части предоставления соответствующих сведений по арендаторам. Таким образом мы будем отходить от старых методов выявления незарегистрированных налогоплательщиков.
Не менее важным в работе по укреплению налогооблагаемой базы служит администрирование плательщиками акцизов.
Всего план по акцизам за 7 месяцев исполнен на 95%, при прогнозе 2 249,3 млн тенге поступление составило 2 157,8 млн тенге, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прирост составил 11%, или 215,7 млн тенге. Проведенный анализ деятельности автозаправочных станций за 6 месяцев текущего года показал, что реализация ГСМ сильно разнится по налогоплательщикам.
В течение июля месяца текущего года проведена инвентаризация всех АЗС, проведено 7 хронометражных обследований, 11 тематических проверок по вопросу соблюдения законодательства об обороте нефтепродуктов, по результатам которых установлены факты занижения оборотов, подтвердившие данные проведенного анализа.
В рамках усиления администрирования алкогольной продукции планируется открытие в Налоговом департаменте пункта тестирования алкогольной продукции, в котором любое лицо сможет получить информацию о легальности происхождения алкогольной продукции. Докладчик в этой связи проинформировал присутствующих о том, что с 1 января 2011 года лицензирование розничной реализации алкогольной продукции перейдет в ведение налоговых органов. В связи с этим, во все районные и городской акиматы направлены запросы о предоставлении сведений о выданных лицензиях по состоянию на 1 июля 2010 года, в дальнейшем до 1 января 2011 года должны обеспечить ежемесячное представление данной информации за истекший месяц.
-Доклад был очень содержательным и конкретным, — подчеркнул первый заместитель акима области. – Проведена, действительно, большая работа, и в этом мы должны отдать должное Налоговому департаменту. Исполнение доходной части бюджета отражено четко. Итоги работы за семь месяцев убедительны и ощутимы. Прозвучали и конкретные факты, над которыми стоит поработать.
-Относительно предпринимателей. Мы всячески поддерживаем и помогаем развитию данной сферы. Сегодня бизнес в Атырау крепко стоит на ногах. Но это не значит, что они должны уходить от уплаты налогов или же скрывать реальные доходы. Поэтому следует и необходимо создать специальную рабочую группу, основной задачей которой будет хронометражное исследование. Причем в данном направлении нужно работать совместно с правоохранительными органами.
В завершение Болат Даукенов дал конкретные поручения, которые были занесены в протокол селекторного совещания с четким указанием ответственных ведомств и сроков исполнения.
Немаловажный постскриптум. Областной акимат со своей стороны рассмотрит вопросы социального обеспечения, в частности, предоставления квартир работникам налоговой службы. Что, безусловно, плодотворно отразится на настроении работников, в частности, на деятельности налоговой службы области в целом.
Насип ШАЛАБАЕВА