СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ — ДВИЖЕНИЕ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ

Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 года дала старт важнейшему этапу в становлении судебной власти. В порядке реализации положений Конституции Президентом издан Указ «О судах и статусе судей в РК» от 20 декабря 1995 года. Было введено назначение судей местных судов Президентом РК и избрание судей Верховного суда сенатом парламента.
На основании положений Конституции в последующем были образованы Высший Судебный Совет и Квалификационная коллегия юстиции, в задачи которых входила выдача рекомендаций в отношении кандидатур на должности судей. Впервые в истории суверенного государства судьи стали назначаться на постоянный срок, что также явилось одним из действенных рычагов обеспечения их независимости.
Мир вступил в такой период развития, когда процесс движения к гражданскому обществу и правовому государству стал всеобщим и универсальным. В этом процессе именно судье доверили разбирать конфликтные ситуации, возникающие в различных жизненных ситуациях. Очень важна также социальная роль судьи. К примеру, за прошлый год судами Атырауской области рассмотрено 27 тысяч уголовных, гражданских и административных дел. Если учесть, что в деле участвует две, а то и три стороны, то набирается более 50 тысяч человек. Предполагая, что в области средняя семья состоит из четырех-пяти человек, можно легко посчитать, что в орбиту судебных тяжб ежегодно втягиваются около 200 тысяч человек. Как правило, судебные споры касаются быта, работы, жилья — тех вопросов, без разрешения которых жизнь невозможна, и любое необоснованное решение судьи может вызвать социальный конфликт.
Коренным образом изменился и предмет судебных споров. Если в 90-е годы прошлого века предметами разбирательств, в основном, были уголовные дела и иски о банкротстве предприятий, то сегодня наиболее актуальные и сложные — это споры о праве собственности на недвижимое имущество, связанные с оспариванием сделок, обжалованием решений и действий органов власти и организаций, корпоративные споры, лжепредпринимательство. Более того, сейчас люди по любому гражданскому спору обращаются в суд. Это говорит о том, что доверие к судам растет, а вместе с ним растет количество рассматриваемых дел. Современные тенденции требуют системных мер, обеспечивающих стабильность всей правовой системы, что нашло отражение в Концепции правовой политики на 2010-2020 годы. В контексте ее реализации необходим переход к четкому государственному регулированию правовых отношений посредством определенных и совершенных законов. На сегодня ряд проблемных вопросов и судебных ошибок во многом обусловлен именно недостаточным законодательным урегулированием.
Ко мне, как председателю областного суда, обращаются люди на личных приемах. В основном, граждане обращаются по поводу необоснованности и незаконности, на их взгляд, принятых судебных актов. Поскольку, как и в уголовном, так и в гражданском процессе решение принимается в пользу одной или другой стороны, находятся недовольные принятым решением. В таких случаях, недовольная сторона обращается с заявлениями либо записывается на прием ко мне. Тогда как, в случае несогласия с судебным актом, предусмотрена возможность обжалования в соответствии с законодательством. Поскольку процессы проводятся на принципах состязательности и равенства сторон, дабы не ущемлять права одной из сторон суду приходится откладывать судебные заседания в связи с их неявкой, и данное обстоятельство также является поводом для обращения.
Кроме этого, нередко обращаются с вопросами о «затягивании» процесса в связи с назначением различных экспертиз. При назначении и проведении экспертизы производство по делу приостанавливается, что не противоречит процессуальному законодательству. В тех или иных случаях, мною даются разъяснения. И крайне редко обращаются по вопросам неэтичного и некорректного поведения судей. Бывает и наоборот, люди благодарят за работу судей.
В настоящее время в судебной системе области работают 73 человека, из них 19 судей областного суда, районных и приравненных к ним судов — 54. У нас трудятся 12 молодых судей со стажем до трех лет. В последнее время наблюдается процесс обновления судейского корпуса; что интересно, этот процесс не коснулся судей областных судов. Мое пожелание – судей областных судов нужно подвергнуть ротации, на это есть много причин.
Надо отметить, что становление судебной системы шло постепенно. Первый документ, положивший начало формированию современной судебной системы РК, — Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» от 25 октября 1990 года, в которой впервые устанавливался принцип разделения государственной власти на три ветви. Понятие «судебная власть» впервые появилось в Конституции суверенного Казахстана 28 января 1993 года, которая отражала принципы организации и деятельности судов. Предстояло осуществить реформы судебной системы, чтобы независимая ветвь власти стала главной гарантией свободы народа. 12 февраля 1994 года была принята Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан, предусматривавшая комплекс государственно-правовых мер, предполагающих коренное изменение всей национальной правовой системы республики, где особое место уделено реформе судебной системы. Поистине историческим шагом явились Указ Президента «О мерах по усилению независимости судебной системы РК» от 1 сентября 2000 года и Конституционный закон РК от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей РК», которые положили начало новому этапу в осуществлении судебно-правовой реформы.
Следующим масштабным документом судебной системы стала принятая в 2002 году Концепция правовой политики РК. Итогом ее реализации стало существенное совершенствование всех отраслей национального законодательства, что в свою очередь, оказало позитивное воздействие на судебную деятельность. Указом Президента РК от 16 января 2001 года в городе Алматы и Карагандинской области образованы специализированные экономические суды, впоследствии такие суды были созданы во всех регионах республики. Следующий этап судебного реформирования — принятие Закона Республики Казахстан «О присяжных заседателях», что значительно расширило возможности осуществления общественного контроля и доступа к отправлению правосудия. Передача функций по санкционированию арестов судам является залогом укрепления принципов демократии и правового государства.
В настоящее время основные достижения судебно-правовой реформы, осуществляемой под руководством Президента РК, имеют неоценимое значение в деле продвижения Казахстана к правовому государству и гражданскому обществу. На сегодня завершен процесс разграничения подсудности, успешно действует институт присяжных заседателей, во всех регионах созданы специализированные административные и уголовные суды, в двух регионах введены ювенальные суды, создан Институт правосудия при Академии государственной службы при Президенте РК, во всех судах внедряется аудио- и видеодокументирование. Введение института присяжных, судебного санкционирования, гуманизация законодательства и судебной практики значительно приблизили судебную систему Казахстана к мировым стандартам правосудия. Судебная система приблизила общество к правовому и демократическому государству.
18 января 2011 года принят закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе», целью которого является гуманизация уголовного законодательства, приведение его к стандартам правового государства и снижению репрессивности уголовного судопроизводства. Согласно документу декриминализируются преступления, не представляющие большой общественной опасности, в том числе в экономической сфере, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение.
Согласно ч.1 ст.150 Уголовно-процессуального кодекса арест применяется судом в отношении лиц, совершивших преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее пяти лет. Если срок лишения свободы менее пяти лет, то арест может быть применен при наличии одного из шести условий (оснований). В этом перечне нет такого основания, как «совершение преступления неоднократно». Таким образом, получается, что человек, совершивший многоэпизодные преступления небольшой или средней степени тяжести, за которые ранее не был судим, не может быть арестован. Это обстоятельство на практике порождает определенные трудности. Человек может скрыться от суда, что и совершается многими подсудимыми.
Гуманизация может быть применена к человеку разумному, с учетом его личности, на практике же учитывается только его проступок. Это не всегда правильно. Кроме того, расширяется сфера применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. В санкции многих статей УК введены альтернативные виды наказаний, снижены верхние и нижние пределы сроков лишения свободы, за некоторые преступления небольшой тяжести исключен такой вид наказания, как лишение свободы.
Несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести или впервые совершившим преступления средней тяжести, лишение свободы не назначается. Ранее было ограничение в возрасте — от 14 до 18 лет — лицам, совершившим преступление небольшой тяжести, от 14 до 16 лет — лицам, совершившим преступление средней тяжести.
Во многих статьях введен вид наказания — ограничение свободы.
Учитывая, что не по всем уголовным делам есть потерпевшие, в целях гуманизации уголовного законодательства, Законом РК от 18 января 2011 года статья 67 УК РК дополнена частью четвертой, которая дала право в отношении лиц, указанных в части первой и второй данной статьи, прекращать уголовные дела в случаях, когда преступлением причинен вред охраняемым законом интересам общества и государства. Следует отметить, что положение ст. 67 УК РК не распространяется на лиц, совершивших коррупционные преступления. Высказываются предложения о включении сюда также лиц, совершивших преступления на почве религиозных убеждений (экстремистов и т.д.).

Жаксылык АЛАНОВ,
председатель Атырауского
областного суда