В Атырауской области появилась новая и очень важная служба – защита прав потребителей

dsc 0034 Общество

Отстаивание интересов граждан – важная задача государства. Кроме совершенствования правовой грамотности населения она несет за собой развитие предпринимательства. Значительно претерпевший изменение в 2020 году закон РК «О защите прав потребителей» должен научить граждан знать свои потребительские права, а бизнес — повысить качество сервиса, предоставления услуги товаров, что окажет значительное влияние на развитие этого столь важного сектора экономики Казахстана.

Что ожидает потребителей в ближайшее время и кто за нас, наконец, заступится? На эти вопросы отвечает руководитель Атырауского департамента Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан Алем Уалиев.

— Сегодня в условиях устойчивого развития Казахстана Президент задал тренд на усиление государственных гарантий защиты прав потребителей, а также на расширение участия государственной власти в данной сфере. Экономика стремительно развивается и диверсифицируется, на глобальном рынке появляются новые товары и услуги, их объем постоянно растет. С целью усиления политики продвижения казахстанских товаров на зарубежных рынках и повышения эффективности защиты внутреннего рынка от некачественных импортных товаров 17 июня 2019 года указом Главы государства было создано Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2019 года № 497 при данном Министерстве создан комитет по защите прав потребителей. Основная миссия Комитета – формирование целостной и эффективной политики в сфере защиты прав потребителей. В настоящее время перед Комитетом определены две основные задачи: обеспечение реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей и осуществление межотраслевой координации деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

В регионах эти функции реализует территориальное подразделение Комитета, то есть наш департамент по защите прав потребителей Атырауской области.

— Это очень правильно, потому что есть сразу несколько организаций по защите прав предпринимателей, а бедному потребителю порой некуда пойти, некому его защитить.

— Да, и при решении спорных моментов мы будем стараться избегать конфликтов. Важно соблюсти баланс интересов всех сторон, участвующих в соответствующих правоотношениях, определить единые подходы к образованию бизнеса и потребителя, не поставив в проигрышное положение ни производителей, ни посредников между ними и потребителями.

— Но тут нужны определенные рычаги воздействия.

— Конечно, ведь законодательство нуждается в регулярной актуализации.25 июня и 03 июля 2020 года Закон РК «О защите прав потребителей» претерпел достаточно серьезные изменения. Часть из них вступила в силу 1 января 2021 года, другая часть еще раньше. Но из-за отсутствия практики применения новых норм сложно было что-либо комментировать. Хочу обратить внимание читателя на наиболее существенные изменения, которые заслуживают внимания субъектов предпринимательства.

Их условно можно разделить на основные категории — изменение порядка урегулирования требований потребителей, регламентация порядка проверки бизнеса по вопросам защиты прав потребителей и внедрение так называемого «общественного контроля».

При изменении порядка урегулирования требований потребителей будет регламентирован порядок рассмотрения претензий потребителей. Сначала потребителем подается претензия предпринимателю, а именно продавцу, изготовителю или услугодателю. Предприниматель, в свою очередь, рассматривает обращение потребителя в течение 10 календарных дней и в случае отсутствия ответа, отказа в удовлетворении претензии, отказа в досудебном урегулировании спора (например, путем подписания соглашения об урегулировании) в указанный срок, потребитель вправе обратиться с жалобой в уполномоченный орган, и по результатам рассмотрения обращения соответствующий госорган может вынести предписание в адрес предпринимателя или принять решение о назначении проверки. При этом следует учитывать, что с 1 января 2020 года в Казахстане действует мораторий на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением субъектов малого предпринимательства. Но, несмотря на это,  департамент осуществляет юридическую консультационную помощь, поможет составить претензию, сопровождает потребителя до судебной инстанции и так же участвует в  суде по рекомендации потребителя.

Следующий шаг — потребитель может предложить предпринимателю передать спор для его разрешения cубъекту досудебного урегулирования спора, как описано ниже, либо передать спор для разрешения в суд. На сегодняшний день в досудебном порядке путем проведения медиации продолжает разрешать конфликты РОО «Национальная Палата Медиаторов». И как показывает практика, эта очень эффективная мера — более 80 процентов дел завершаются путем медиации. Разрешение спорной ситуации между потребителем и предпринимателем в порядке медиации позволяет сторонам найти компромисс и избавляет стороны от необходимости разрешения спорных ситуаций в судебном порядке.

Департаментом по защите прав потребителей, Атырауским городским судом и Центром медиации республиканского общественного объединения «Международный правозащитный центр» на сегодняшний день заключен трехсторонний меморандум о сотрудничестве. Урегулирование потребительского спора путем медиации носит окончательный характер и исключает дальнейшее его рассмотрение в суде.

— Алем Женисович, насколько я знаю, в Атырау было несколько общественных организаций, которые брались защищать потребителей, но из-за слабой законодательной базы с их стороны не было результативной работы.

— Изменение в статье № 41 закона «О защите прав потребителей» как раз предусматривает расширение полномочий общественных организаций. Теперь они вправе, помимо прочего, в составе комиссии из трех человек посещать места продажи товаров, выполнения работы или оказания услуг, фиксировать такое посещение на фото и видео, вести аудио, — видеозапись, и  размещать результаты фиксации в интернет-ресурсах или в средствах массовой информации.  

По закону Республики Казахстан «О некоммерческих организациях» одной из целей их деятельности является защита прав, законных интересов граждан, разрешения споров и конфликтов, юридическая помощь и другие цели, направленные на обеспечение общественных благ.

Закон Республики Казахстан «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан» тоже дает право различным НПО и ОО участвовать в мероприятиях, в сфере защиты прав потребителей наших граждан.

— Но на общественных началах многое не сделаешь. Нужны хорошие специалисты, должна быть материально-техническая база.

— Да, отсутствие источников финансирования — основная и единственная проблема общественных организаций по защите прав потребителей. Поэтому мы направили предложение акиму Атырауской области Махамбету Досмухамбетову рассмотреть возможность проведения мероприятий, направленных на повышение потребительской грамотности и уровня информированности потребителей о возможностях защиты своих прав и законных интересов. Это можно сделать в рамках социальных проектов за счет государственного социального заказа и включить в повестку предстоящей сессии маслихата.

Мы направили в управление внутренней политики проект «Общественный контроль», который включает создание трех мониторинговых групп: «Контрольная закупка», «Юридическая помощь» и «Информационное сопровождение».

«Контрольная закупка»  — это эффективная форма общественного контроля, которая позволит рассказать потребителю о разнице цен на аналогичные товары и услуги на разных торговых площадках области. Для этого надо провести и показать потребителю сравнительный анализ с независимой экспертизой оценкой качества продукции путем показательного контрольного закупа товаров. По сути, деятельность общественных потребительских организаций – это практическая реализация конституционного права граждан самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

— Это очень актуально, так как в черте Атырау, но в разных концах города можно наблюдать повышение стоимости на один и тот же продукт в полтора, а то и в два раза.

— Для этого и разработан проект «Контрольная закупка», которая позволит гражданскому обществу избежать необоснованного завышения цен, стимулируя конкуренцию, которая в большинстве случаев является наиболее естественным и в силу этого эффективным регулятором цен на рынке. Конкуренция же в свою очередь является предпосылкой реализации прав потребителей. Например, право на выбор товаров, работ и услуг. Отсутствие конкуренции на рынке фактически превращает многие из этих прав в фикцию или существенно их ограничивает.

Проект «Юридическая помощь», думаю, всем понятен. Он направлен на получение квалифицированной юридической помощи. Для этого можно создать специальную мониторинговую группу, которая все формирует, анализирует, готовит материалы и подает в специализированные межрайонные экономические суды иски к юридическим лицам, в нашем случае это индивидуальные предприниматели, производители и реализаторы товаров, продуктов питания и иной продукции в интересах и целях защиты потребительских прав неопределенного круга потребителей и осуществляет юридическое сопровождение группы «Контрольная закупка».

А мониторинговая группа «Информационное сопровождение» осуществляет информационно-просветительскую деятельность с помощью публикаций информационных материалов в средствах массовой информации, широкое освещение этого проекта, а также иных проектов на потребительскую тематику в социальных сетях. Потребители больше узнают о своих правах и обязанностях, рассказывается алгоритм действий при типичных потребительских ситуациях.

— Основной процент жалоб наверняка будет направлен в адрес представителей малого и среднего бизнеса. Чтобы этого избежать, чтобы уменьшить волокиту, а порой даже и конфликтную ситуацию, не лучше ли вам сразу начать работать с предпринимателями, налаживать с ними отношение, чтобы они предоставляли качественный сервис, услугу или товар?

— Нашим департаментом особое внимание уделяется порядку взаимодействия государственных органов с бизнес-сообществом, которое также входит в общегосударственную систему защиты прав потребителей.

Немаловажным фактором является признание того, что выстраивание системы защиты прав потребителей невозможно без участия самого бизнес-сообщества, поскольку всесторонний общественный контроль и его эффективность – это индикатор развитого гражданского общества и первоочередной признак правового государства. Для построения конструктивного диалога с бизнес-сообществом между департаментом по защите прав потребителей и Национальной Палатой Предпринимателей Атырауской области заключен меморандум о сотрудничестве и взаимодействии.

— Алем Женисович, сейчас всех без исключения наших граждан, жителей области волнует рост цен на основные продукты питания. Причем, в нашем регионе наиболее высокий рост. Вы работаете над этим?

— Да, повсеместно в республике наблюдается значительный рост цен. На заседании Правительства Премьер-Министр РК Аскар Мамин поручил обеспечить жесткий контроль за стабильностью цен на социально значимые продукты питания.

На основании закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» цены на товары определяются субъектами внутренней торговли самостоятельно, за исключением цен на социально значимые продовольственные товары, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан. Размер предельной торговой надбавки на данные товары при заключении договоров поставки должен быть установлен в обязательном порядке и не должен превышать пятнадцати процентов от отпускной цены производителя или закупочной цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки социально значимого продовольственного товара.

Администраторы торговых рынков обязаны доводить до сведения субъектов внутренней торговли размеры предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары на торговых рынках в письменной форме

Так же размер предельной торговой надбавки может устанавливаться по требованию поставщика при заключении договора поставки продовольственных товаров, если они придут к соглашению с субъектом внутренней торговли.

За превышение субъектами внутренней торговли размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары, а также не доведение администратором рынка до сведения субъектов внутренней торговли их размеров предусмотрена административная ответственность. Размер административного штрафа варьируется от 25 МРП до 200 МРП в зависимости от совершенного правонарушения.

— Куда обратиться нашим читателям, если вдруг возникнет необходимость защитить свои права?

-Если были нарушены ваши потребительские права или вы стали участником потребительского спора, вы можете обратиться по телефону  32-10-36 или зайти в телеграмм и найти @kzpp_bot . Также вы можете оставить обращение, зарегистрировавшись в сервисе e-tutynushy.kz.

 В недалеком будущем мы должны прийти к тому, что бизнес начнет уважать своего потребителя, своего клиента и покупателя, потому что он несет ему деньги. Туда, где вас плохо обслужили, обсчитали, недодали, недовесили, вы вряд ли пойдете в следующий раз, предпочитая получить хороший товар, сервис и услугу. Так было с каждым из нас, и пора уже бизнесу самому биться за каждого потребителя, потому что он – его надежное будущее.

Поделиться с друзьями
Марина Куанышева

Заведующая отделом культуры, здравоохранения, образования и спорта

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Прикаспийская коммуна