Образование

ЗНАНИЯ КАК ЦЕННОСТЬ

 

«Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец».

АБАЙ

 

О проблемах ценностей общества, о роли образования, воспитания и многом другом, важном в становлении личности, мы беседуем с ректором Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова, доктором наук,  профессором Бейбутом Баймагамбетовичем Мамраевым.

Ученый, политик, дипломат, многие годы занимающийся вопросами стратегического менеджмента в государственном управлении.

Автор более чем 200 научных работ в сфере истории и теории литературы, литературной компаративистики. Научным руководителем Б. Мамраева была Шамшиябану Канышевна Сатпаева (1930-2000), дочь первого президента Академии наук Казахстана.

Работал советником-посланником Посольства Казахстана в РФ. Долгие годы проработал в Администрации Президента РК. Занимался вопросами внутренней политики и развития регионов.

С 2008 года — на ректорской работе, сначала в Восточно-Казахстанском государственном университете им. С. Аманжолова, с 2012 года — в Атырау. Автор более ста публикаций по проблемам высшей школы, образования, социально-политического развития страны. Ведет большую общественную работу.

Из семьи педагогов.

— В чем ценность знаний? Нужно ли об этом говорить? В век растущего потребления есть ли шансы у знаний быть ценными?

— Вы приводили слова великого Абая. Можно также вспомнить мудрые изречения древних греков и китайцев, идеи Возрождения, но не будем заглядывать так далеко вглубь времен. Что стоит за современными популярными изобретениями? Известно, что мобильная связь стала возможной благодаря фундаментальным открытиям академика Жореса Алферова. А i-Pad или i-Phone — результат знаний и работы Стива Джобса.

Чтобы создать самый простой сайт и получать деньги за размещение рекламы — тоже нужны знания. Знания делают человека конкурентоспособным.

Не буду говорить о том, что знания самоценны. Обладание знаниями в определенной сфере дает человеку удовлетворение, пищу для размышлений, самосовершенствования. Так что для человека знания ценны как неотъемлемая часть личности.

— Сегодня, когда все еще раздаются голоса об утрате ценностей жизни, когда казахстанская молодежь смотрит на Запад, многие даже рвутся уехать за границу, считаете ли вы, что наше общество утратило свои ценности?

— Думаю, не стоит говорить о бездуховности или утрате ценностей молодежью. У нас замечательная молодежь, которая все активнее включается в  процесс реновации (обновления) общества. Мир открылся, стали доступны многие образовательные программы, государство активно поддерживает молодых политиков, бизнесменов, ученых — все это создает базу для движения вперед. Думаю, молодые люди понимают, что это возможно в силу сохранения фундаментальной общественной ценности — образования.

При этом обратите внимание на то обстоятельство, что в айтысах, одном из наиболее традиционных видов фольклора, участвуют, как правило, молодые.

С другой стороны, такая новая форма социальной активности, как волонтерство, также характерна, в первую очередь, для молодежи. К примеру, студенты Атырауского университета регулярно общаются с воспитанниками детских домов, с детьми с ограниченными возможностями. Им за это не платят, они не пиарят себя. Это их работа по зову сердца, внутренняя потребность.

Мне кажется, не нужно противопоставлять традиционное и новаторское, национальное и западное (или восточное). На территории Казахстана традиционно шло смешение культур, философских систем, взаимодействие религий и менталитетов. Почему бы нам не попытаться синтезировать традиционное и новое, сохранить сокровища казахской культуры в условиях рыночной экономики, постиндустриального общества? Это не только возможно. Это уже происходит. А борьба идей, дискуссии поколений характерны абсолютно для всех обществ.

— Многие кивают на времена. Дескать, нынче время такое, и все тут. Главное — это материальные блага. Есть такое выражение: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Согласны ли вы с этим? Или все-таки нужна пища для души?

— «Времена не выбирают, в них живут и умирают» написал еще в 80-х годах прошлого века поэт Александр Кушнер.

Но там есть и другие замечательные строки: «Время — это испытанье. Не завидуй никому».

Жизнь каждого человека уникальна, как уникально время, в котором он живет. Во все времена есть место и высокому, и низменному. Кто-то думает о звездах, а кто-то о том, как соседа со свету сжить.

Пища для души нужна всегда, но душу (т.е. личность) каждый человек должен воспитывать, испытывать. Пока человек маленький, огромную роль играет семья и школа, а с 13-15 лет он сам способен работать над собой. Но, согласитесь, дать ориентиры — задача старших. Делаем ли мы это? В каждой ли семье с самого раннего возраста читают книги, рассказывают сказки, легенды? Делятся знаниями о славном прошлом дедов и отцов, гордятся ими?

Да, родители работают, да, родители озабочены пропитанием и прочее. Но душа ребенка тоже ждет пищи, и если родители об этом не позаботились, ему будет трудно уже в школе. Скорее всего он усвоит то, что на поверхности — из телевизора, из реклам, из разговоров сверстников.

Поэтому важно говорить об определяющем значении семьи в становлении личности, в процессе определения жизненных ориентиров. Вообще, на мой взгляд, в обществе должен быть культ семейных ценностей.

Кстати, сейчас идет большая работа над новой доктриной партии «Нур Отан», где четко обозначен приоритет семьи в процессе становления личности.

— Недавно вы на базе университета проводили книжную выставку. Проявили ли студенты интерес к этой выстаке? Все же молодежь сейчас предпочитает Интернет ресурсы.

— Студенты с большим интересом знакомились с книжными новинками, с удовольствием листали страницы, делились друг с другом. Потом, если ребенку родители покупали книжки, читали их вместе с ним, почему же став взрослым, он не будет читать?

Книгам предрекали забвение, когда изобрели радио, через полвека при изобретении телевидения, теперь интернет. Но чтение книги — особый процесс восприятия информации, связанный не только со зрением, но и тактильными ощущениями. Есть в речи устойчивые выражения «запах книги», «шелест страниц», «тяжесть тома». Думаю, книга как раз и есть одна из вечных ценностей, как знания, как театр, как музыка.

— Все больше молодых людей активно пропагандируют религиозные идеи. Зачастую это ведет к террористическим действиям. Что вы думаете о роли религии в системе ценностей современного человека?

— Религия является одной из форм общественного сознания. Исторически религия сыграла важную роль в развитии чловека, его духовного мира, мировоззрения.

Между тем, буквально до ХХ века в религии была важна внешняя сторона — обрядность, посещение служб, ношение определенной одежды, соблюдение системы религиозных норм и запретов.

В последнее столетие постепенно пришло понимание, что важнее внутренняя, искренняя вера, которая автоматически предполагает уважение к мировоззрениям и жизненным установкам окружающих.

Удивительно, что на территории Казахстана всегда мирно сосуществовали представители практически всех мировых религий. Тому доказательств — исторических, письменных, археологических — масса, это общеизвестно. Поликонфессиональность — наша традиционная ценность, почему в XXI веке мы должны от этого отказываться?

А увлечение части молодежи внешними атрибутами религиозности и есть проявление незрелости, когда хочется выделиться, но знаний не хватает.

Вера — дело глубоко внутреннее, личное. Человек может верить в Бога, в науку, инопланетян. Причем, напомню, что Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн, Владимир Бехтерев были глубоко верующими людьми. Если это не мешает работе, социальной жизни, не задевает других людей — почему нет?

Другое дело, когда прикрываясь псевдорелигиозными идеями, ставя перед собой идеологические цели, к примеру, свержение существующего строя, призывы к религиозной войне, люди в своем фанатизме доходят до терроризма.

Распространение идей религиозной нетерпимости не менее опасны и вредны для общества, чем сам терроризм, поскольку укоренение религиозной нетерпимости есть одна из основ для терроризма.

— Воспитание казахстанского патриотизма. Не в этом ли должна быть суть национальной идеи?

«Злословье, ложь, безделье и хвастовство, мотовство — вот пять врагов твоих — знай. А разум и доброта, упорство, скромность и труд — вот пять друзей, согласись!» — Абай.

— Сейчас надо говорить о «новом» патриотизме. Не ставить свое выше чужого, а искать везде — в любой иной стране, иной культуре — что есть в ней хорошего, прогрессивного, полезного и применять это у себя, пропагандировать свою страну, свою культуру, дабы мир еще раз убедился — Казахстан достоин уважения. У него есть чему поучиться и перенять.

Возьмем наш регион. В его развитии  огромную роль сыграли такие личности, как Есен Таскинбаев, Салык Зиманов, Зейнулла Кабдолов, Равиль Чердабаев, Онайбай Кушеков, Амин Туяков, Амангельды Сельбаев, Фариза Унгарсынова, Махамбет Батырбаев, Нурлан Балгимбаев, Илья Жаканов, Бактыкожа Измухамбетов, Гапурулла Даиров, Хисмет Табылдиев. Посмотрите на их биографии. Главным в них будет труд, терпение, целеустремленность, достоинство, скромность, желание делиться своими знаниями и опытом с молодыми, любовь к родной земле, гордость за Отечество. Они сами стали гордостью Отечества и примером для молодежи. И эти качества характерны для многих наших современников, кто каждый день выходит на буровую, печет хлеб, заходит в класс и аудиторию, идет к пациентам, убирает улицы города, то есть для всех людей труда.

Здравый человек по определению любит свою Родину, как любит своих мать и отца, друзей, свою работу. И это абсолютно нормальное чувство человека. Разве не так?

— Как, на ваш взгляд, не подменяет ли сегодня престижность дипломов престижность знаний? Нет ли опасности девальвации знаний?

— Дело, скорее, в том, что часть студентов хочет быстрее получить диплом, не  заботясь о его наполненности знаниями, навыками. Особенно это характерно для заочников. Но сейчас в системе высшего образования ситуация меняется.

Известно, что не все выпускники престижных западных или российских вузов трудоустроены, и, наоборот, выпускники наших вузов  делают успешную карьеру и в государственном управлении, и в бизнесе.

Все зависит от личности человека. Его знаний, умений, профессиональных навыков, целеустремленности и трудолюбия. Если хотя бы одно из этих составляющих отсутствует — будет трудно реализоваться. Нет знаний — ты не конкурентоспособен. Нет упорства, умения учиться — значит цель труднодостижима.

Поэтому меня беспокоит не столько девальвация знаний, сколько правильный подход к их получению, системность и самостоятельность в их освоении. Невозможно знать все. Но знать максимально в профессии — условие успешности в современном мире. К примеру, в этом учебном году более десятка преподавателей университета прошли  стажировку в Европе, полученные знания применят здесь, несколько студентов по программам Евросоюза обучаются в Венгрии. Они тоже вернутся, пополнив свои знания. В этих процессах я усматриваю стремление людей узнать больше, освоить иной опыт, несмотря на трудности языкового, бытового, материального порядка. Вернувшись, они будут иметь преимущество перед своими коллегами, будут более конкурентоспособными.

— Молодежь сегодня прагматична, стремится не к тому (не все), чтобы стать специалистом, а заработать больше денег. Не утрачивается ли смысл такого понятия, как призвание, без которого нет профессионала.

— А разве нельзя совместить свою специальность с зарабатыванием денег. Вопрос в том, каких денег? Для чего они человеку? Заработать много, купить современный i-Pad или i-Phone? И целыми днями «висеть» в социальных сетях? Очень скоро это потеряет смысл.

А если искать в Интернете материалы для работы, учиться дистанционно, повышать свою квалификацию, то это другое дело. Деньги — инструмент для жизни, но они не имеют покупательной способности в дружбе, профессиональном росте, любви, наконец.

Сегодня в обществе актуален вопрос о потребностях человека.  На стенах Дельфийского храма среди семи уроков жизненной мудрости  было высечено: «Ничего сверх меры. Познай самого себя. Мера важнее всего. Всему свое время».

Эти мудрости древних были актуальны всегда. А сейчас тем более. Но это осознание характерно только для умных и думающих людей, как и понимание того, что всему свое время. Ты получил образование, добросовестно трудишься, растешь,  развиваешься и все приходит. Но если молодой человек хочет все (как правило, материальное) и сейчас — получается, как правило, наоборот.

С другой стороны, если молодой человек успешно реализовал  свои идеи, начал много зарабатывать — разве это плохо? Главное — заработал своими идеями, своим трудом. Это вызовет только уважение.

Что касается призвания. В чем его смысл? Мне видится, в первую очередь, в желании человека делать любимое дело даже в неблагоприятных для этого условиях. Педагог — это профессия. Но это и призвание. Если молодой учитель любит свое дело, любит учеников, постоянно совершенствуется — он завоюет авторитет, сердца своих учеников. Рано или поздно будет и соответственно зарабатывать. То же самое и с инженером, и врачом. А найти свое призвание — вот это задача номер один.

— Педагог во все времена был самым образованным человеком, несущим просвещение. Сегодня престиж учителя упал, нет авторитетных имен. Почему, как вы думаете?

— Уверен, что и вы, и любой другой человек, молодой или старый, сразу вспомнит любимого учителя в школе, любимого преподавателя в колледже или вузе. Или нелюбимого. То же самое с нынешними школьниками и студентами. Авторитет надо завоевать, поддерживать его на протяжении всей профессиональной карьеры.

Государство прилагает огромные усилия для поощрения педагогов через гранты разных уровней, повышение категорий учителей, стажировки и т.п. По-моему, это справедливо. Не будем забывать и то, что в казахском обществе учитель всегда был a-priori уважаемым. Думаю, недалек тот день, когда наших учителей будут приглашать на работу по всему миру, а не наоборот.

Хочу сказать, что в нашем обществе многократно возросла роль личности — самостоятельной, думающей, креативной, и есть все условия для ее реализации.

Наше время дает молодым огромные шансы, надо приложить к ним знания, трудолюбие, упорство и все сбудется. Работая много лет со студентами, могу сказать — сейчас есть все условия, чтобы состояться, чтобы с честью сохранить и продолжить дела отцов, вывести Казахстан в число лидеров.

Мы недавно объявили конкурс среди школьников области на университетские гранты по двум номинациям — «Менің Отаным — Қазақстан» и «Я выбираю профессию педагога». Первый этап завершается.

Ваша газета писала об этом конкурсе. Мы благодарим журналистов. Если к нам поступят талантливые ребята из дальних аулов, значит, наши усилия потрачены не зря.

— Бейбут Баймагамбетович, спасибо вам за содержательную беседу, хочу поздравить вас с Днем работников науки и пожелать дальнейшего процветания вашему вузу!

 

Подготовила Регина ВАЛИШЕВА

Administrator

Администратор сайта

Статьи по теме

Back to top button