В Атырау прошел II республиканский конкурс кюйши посвященный творчеству Каршыги Ахмедьярова
Ярким и запоминающимся музыкальным праздником стал начавшийся в Атырау II республиканский конкурс кюйши «Күй ұран» имени композитора, дирижера, кюйши, народного артиста РК Каршыги Ахмедьярова. В нем принимали участие 16 исполнителей из Атырауской, Алматинской, Кызылординской, Актюбинской областей.
Обязательная программа конкурса оказалась достаточно сложной и насыщенной. В нее были включены не только кюи Каршыги Ахмедьярова, но и других корифеев домбрового искусства. Жюри, возглавляемое заслуженным деятелем Казахстана, профессором Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Каримой Сахарбаевой, отметило мастерство исполнителей, виртуозное владение домброй, а также вклад конкурса в пропаганду музыкального искусства казахского народа и воспитание молодых талантов.
Музыкант-универсал Каршыга Ахмедьяров родился 25 марта 1946 года в Махамбетском районе. С 1967 года был домбристом в Казахском оркестре народных инструментов, затем концертмейстером и сольным домбристом. Большую известность приобрели его кюи «Шашақты найза, шалқар күй», «Шынар», «Табыну». Вместе с тем он автор более 150 кюев, в том числе таких известных, как «Нарын», «Қуаныш», «Атырау», «Атамекен», «Нұрғиса», «Күй ұран».
В репертуаре Ахмедьярова — произведения народных и современных композиторов, русской и зарубежной классики. Он автор обработок и интерпретаций многих сочинений казахских народных композиторов. Им создан ряд произведений инструментальной музыки. Вся жизнь Каршыги Ахмедьярова была посвящена народной музыке, пропаганде ее достижений в стране и за рубежом. Несколько поколений музыкантов выросли в стенах консерватории, вдохновленные его выдающимся искусством, уникальным педагогическим даром, потрясающей силой Личности.
— Вершину традиционной музыки я вижу в дошедшем до наших дней творчестве великих кюйши. Все это, помноженное на идеи свободы, вольный ветер степей и кочевой жизни, предопределило рождение гениев Курмангазы, Дины, Даулеткерея и многих других музыкантов, чьи имена донесла до нас история: Узак — учитель Курмангазы, Баламайсан, Сокыр Есжан, акын Ахан, Биржан, Жаяу Муса, Мухит — говорит композитор. — Заложенный ими потенциал — это неиссякаемый родник, в котором заключено своеобразие и, в общем-то, величие казахской традиционной музыки. Наша традиционная музыка неразрывно связана с нашей историей. Она стоит в одном ряду с лучшими образцами мировой классической музыки. Такого, пожалуй, нет ни у одной национальной культуры в мире. Щедро черпают из этого родника мои современники, земляки — выдающиеся домбристы Рыспай Габдиев, Азидулла Ескалиев, Бакыт Карабалина.
Все, что было недоступно в исполнительстве многим — особое вдохновение, поразительная интуиция, магическая сила воздействия — ему удавалось просто и естественно, с детской непосредственностью. Так он передавал музыкальные и общечеловеческие истины до слушателя.
В этот же день состоялось возложение цветов к памятнику музыканту. Выступившие на церемонии возложения цветов родные и близкие композитора отмечали его редчайший талант, покоривший слушателей всего мира своим исполнительским искусством, оставившим богатое творческое наследие и талантливых учеников, способных достойно продолжить его путь в искусстве.
Жанат ШАЯХМЕТОВА